Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-78/2020 (2-885/2019;) ~ М-867/2019 от 23.12.2019

Дело № 2-78/2020

УИД 66RS0036-01-2019-001293-82

Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года                     г. Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

с участием помощника прокурора г. Кушва Паршукова А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Алексеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно – защитной зоны,

УСТАНОВИЛ:

    Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее ООО «Благоустройство») о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно – защитной зоны.

В обоснование заявленных требований указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорной деятельности проверены документы ООО «Благоустройство». Основным видом деятельности предприятия является деятельность по сбору и захоронению твердых бытовых отходов населения и предприятий г. Кушва. Согласно приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Благоустройство» предоставлен земельный участок с кадастровым номером общей площадью 54950 кв.м. для полигона бытовых отходов по адресу г. Кушва, юго-восточная часть города, в аренду на срок 49 лет. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц. ООО «Благоустройство» не имея утвержденного проекта санитарно – защитной зоны, в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» осуществляет деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, на окружающую среду», что является нарушением гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ходе эксплуатации объекта причиняется вред окружающей среде, создается угроза здоровью неопределенного круга лиц.

Истец просит обязать ООО «Благоустройство» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу направить в уполномоченный орган Роспотребнадзора России отвечающий требованиям законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения проект санитарно – защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:53:03:01001:0077, общей площадью 54950 кв.м., получить в уполномоченном органе Роспотребнадзора санитарно – эпидемиологическое заключение на указанный полигон твердых бытовых отходов, установить санитарно – защитную зону указанного полигона твердых бытовых отходов путем внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании помощник прокурора Паршуков А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Благоустройство» Осолодков С.Н. в судебном заседании исковые требования признал. Суду пояснил, что в настоящее время ООО «Благоустройство» заключен договор с проектной организацией ООО «Технология систем безопасности». По данному договору выплачен аванс. ООО «Благоустройство» планирует завершить разработку проекта санитарно защитной зоны полигона твердых отходов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель третьего лица Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 36, 42, 41, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохраняющих его здоровье.

В процессе хозяйственной и иной деятельности образуются отходы производства и потребления, подлежащие сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В частности объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природной ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния среды (ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как на территории объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В целях защиты окружающей среды и обеспечения безопасности населения, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Поэтому вне зависимости от даты строительства объекта размещения отходов и проведения его реконструкции или капитального ремонта, осуществление на нем производства (хозяйственной деятельности, связанной с его эксплуатацией) должно соответствовать действующим на момент производства нормативам и требованиям.

Кроме того, п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержат прямое указание на то, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации промышленного объекта и производства. В перечень таких объектов подп. 2 пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 включены полигоны твердых бытовых отходов. При этом следует различать объект как имущество и производство как деятельность по эксплуатации данного объекта.

Таким образом, разработка, утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и ее фактическая организация в окончательном варианте являются обязательными для обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности по обороту отходов требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают значительного вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Соблюдение нормативов и требований санитарно-эпидемиологического законодательства обязательно для физических и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими хозяйственной деятельностью (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») под угрозой запрещения данной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Законодательно определено, что любая хозяйственная деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения, допускается при условии соблюдения субъектами данной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), при условии выполнения ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Основным видом деятельности ООО «Благоустройство» является деятельность по сбору и захоронению твердых бытовых отходов населения и предприятий г. Кушва.

Согласно приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Благоустройство» предоставлен земельный участок с кадастровым номером общей площадью 54950 кв.м. для полигона бытовых отходов по адресу г. Кушва, юго-восточная часть города, в аренду на срок 49 лет. Договор аренды земельного участка в настоящее время продолжает действовать, а спорный полигон не законсервирован и хозяйственная деятельность по обороту отходов на нем ведется. Поэтому установление вокруг спорного полигона санитарно-защитной зоны является публичной обязанностью пользователя полигона твердых бытовых отходов, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Действующие санитарные правила обязывают лицо, в интересах деятельности которого должна быть установлена санитарно-защитная зона, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем земельного участка, на котором она установлена, а также кто является собственником земельного участка, на котором расположен эксплуатируемый им полигон твердых бытовых отходов. Природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство определяет обязанное лицо исходя из того, кто непосредственно осуществляет потенциально опасную хозяйственную деятельность.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель ответчика иск признал. Им представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ на разработку и согласование санитарно - защитной зоны заключенный с ООО «Технология систем безопасности», согласно которого ООО «Технология систем безопасности» принимает на себя обязательства по заказу ООО «Благоустройства» выполнить работу по разработке и согласованию проекта санитарно - защитной зоны для объекта полигон ТБО по адресу: г. Кушва, юго-восточная часть города, с кадастровым номером . Срок выполнения работ до 28.05.2020.

Выявленные нарушения требований законодательства о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения влечет угрозу санитарно -эпидемиологической безопасности населения, угрожает экологической безопасности окружающей среды.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного крага лиц к ООО «Благоустройство» о возложении обязанности разработать проект санитарной зоны полигона твердых бытовых отходов, подтверждены надлежащими доказательствами и основаны на законе, подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН полигоны твердых бытовых отходов отнесены к 2 классу санитарной классификации объектов. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Согласно пункту 4.2 СанПиН установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Заявленный истцом срок, в течение которого возложенные на ответчика обязанности по разработке, утверждению и реализации проекта санитарно-защитной зоны должны быть исполнены, суд полагает обоснованным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно – защитной зоны - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу направить в уполномоченный орган Роспотребнадзора России отвечающий требованиям законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения проект санитарно – защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 54950 кв.м., получить в уполномоченном органе Роспотребнадзора санитарно – эпидемиологическое заключение на указанный полигон твердых бытовых отходов, установить санитарно – защитную зону указанного полигона твердых бытовых отходов путем внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.

Судья:                                     В.В. Мальцева

2-78/2020 (2-885/2019;) ~ М-867/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Благоустройство"
Другие
Роспотребнадзор
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Мальцева В.В.
Дело на сайте суда
kushvinsky--svd.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2020Дело оформлено
27.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее