Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-694/2014 ~ М-333/2014 от 06.02.2014

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Волгоград

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в защиту интересов ФИО2 к Министерству строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах ФИО2 с иском к Министерству строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью.

В обоснование указав, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Решением Ольховского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отец ФИО2 записан со слов матери. Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО2 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. До ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ году включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, формируемый Министерством образования и науки Волгоградской области. Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В целях реализации права на жилое помещение ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Министерство строительства и ЖКХ Волгоградской области с заявлением установленной формы об обеспечении временного проживания в жилом помещении. Согласно ответу Министерства строительства и ЖКХ Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению временным жилым помещением. Однако до настоящего времени ФИО2 жилое помещение для временного проживания на период до предоставления по договору социального найма специализированного помещения не предоставлено. Вместе с тем, действующие нормативно-правовые акты не предусматривают необходимости ожидания гражданином, реализующим свое право и сообщившим о нуждаемости в предоставлении на временном основании жилья, длительного фактического его предоставления. Просит суд обязать Министерство строительства Волгоградской области обеспечить ФИО2 благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа – город Волгоград для временного проживания до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Помощник прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Лицо, в чьих интересах действует прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда – ФИО2 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства строительства Волгоградской области ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходимо предоставить жилые помещения для временного использования. При появлении у уполномоченной организации свободного (нераспределенного) жилого помещения для временного проживания предоставление данного жилого помещения осуществляется в порядке очередности, установленной списком граждан, обратившихся за предоставлением жилого помещения для временного проживания. В связи с отсутствием свободного (нераспределенного) жилого помещения для временного проживания, у министерства отсутствует возможность принять решение о предоставлении такого помещения. Более того, согласно постановлению Администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО2 закреплено жилое помещение муниципального специализированного фонда, из которого она не может быть выселена без предоставления другого жилого помещения. Просила в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Волгоградской области ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что заочным решением Ольховского районного суда Волгоградской области ФИО4 лишена родительских прав в отношении своей дочери, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. ). Отец ФИО2 записан со слов матери (л.д. ).

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

В соответствии с абз. 1,2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям - сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, кроме того, субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

Статьей 3 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» установлен порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). Указанный порядок предполагает подачу заявлений законными представителями детей-сирот в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка в течение 15 календарных дней со дня достижения им возраста 14 лет, после чего он, при наличии определенных условий, подлежит включению в список, который в последующем направляется в орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом Волгоградской области.

Согласно п. 3 ст. 7 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.8 ст. 8 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования решения о включении указанных лиц в список.

Как указано выше, ФИО2 признана являющимся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, что не было оспорено в судебном заседании.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.

В соответствии с п. 2.7. Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в случае отсутствия свободных жилых помещений на период до предоставления благоустроенного жилого помещения министерство строительства и ЖКХ обеспечивает временное проживание граждан в благоустроенных жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком.

Согласно разделу 4 Порядка обеспечение временного проживания граждан в благоустроенных жилых помещениях на период до предоставления в установленном порядке жилого помещения по договору найма осуществляется министерством строительства и ЖКХ на основании заявления граждан.

К заявлению об обеспечении временного проживания в жилом помещении прилагается копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

Министерство строительства и ЖКХ в течение 15 дней со дня подачи гражданином заявления об обеспечении временного проживания в жилом помещении осуществляет его рассмотрение и принимает решение о предоставлении гражданину жилого помещения для временного проживания, об отказе гражданину в предоставлении жилого помещения для временного проживания или о включении гражданина в список граждан, которым необходимо предоставить жилое помещение для временного проживания

Решение о включении гражданина в список граждан, которым необходимо предоставить жилые помещения для временного проживания, принимается при отсутствии у уполномоченной организации свободного (нераспределенного) жилого помещения для временного проживания.

На основании Постановления Губернатора Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства Волгоградской области является правопреемником Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области с заявлением об обеспечении ее жилым помещением для временного проживания (л.д. ).

Согласно ответу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходимо предоставить жилые помещения для временного проживания (л.д. ).

В соответствии с п. 4.13 Порядка при появлении у уполномоченной организации свободного (нераспределенного) жилого помещения для временного проживания предоставление данного жилого помещения осуществляется в порядке очередности, установленной списком граждан, обратившихся за предоставлением жилого помещения для временного проживания.

В силу п. 4.14 Порядка о наличии у уполномоченной организации свободного (нераспределенного) жилого помещения для временного проживания министерство строительства и ЖКХ в течение пяти дней письменно информирует граждан исходя из очередности, установленной списком граждан.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Министерством строительства Волгоградской области требования вышеуказанных нормативно-правовых актов соблюдены в полном объеме, а именно после поступления заявления ФИО2 она в установленном порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходимо предоставить жилые помещения для временного пользования.

Вместе с тем, принятие решения Министерством строительства Волгоградской области о предоставлении жилого помещения для временного проживания возможно лишь в случае наличия свободного (нераспределенного) жилого помещения для временного проживания. В связи с отсутствием таких жилых помещений, у министерства отсутствует возможность принять решение о его предоставлении.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. по договору найма ФИО2 было предоставлено жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда – комната № жилой площадью кв.м. в муниципальном общежитии по ул. им. <адрес> (л.д. ).

На основании данного постановления между МУ «ЖКХ Трасторозаводского района» департамента ЖКХ и ТЭК Волгограда и ФИО2 заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилой площадью кв.м. (л.д. ). В соответствии с п. данного договора он действует до получения жилого помещения по договору социального найма. В установленном законом порядке непригодным для проживания данное жилое помещение не признано.

В соответствии с п. 5 ст. 103 Жилищного кодекса РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в настоящий момент ФИО2 обеспечена жилым помещением для временного проживания на период до предоставления в установленном порядке жилого помещения по договору найма, договор найма жилого помещения в общежитии с ФИО2 не расторгнут, сохраняет свое действие до получения жилого помещения по договору социального найма.

Анализируя представленные доказательства, суд полагает, что оснований для признания ответчика нарушающими каким - либо бездействием права и интересы ФИО2 не имеется, ответчиком соблюдены требования нормативно-правовых актов в области обеспечения жилыми помещениями, право ФИО2 на обеспечение жилым помещением для временного проживания в благоустроенных жилых помещениях на период до предоставления в установленном порядке жилого помещения не нарушено. В этой связи основания к понуждению ответчика к предоставлению истцу жилого помещения для временного проживания на период до предоставления в установленном порядке жилого помещения в рамках требований данного иска отсутствуют.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда в защиту прав и интересов ФИО2 к Министерству строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в защиту интересов ФИО2 о возложении обязанности обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа – город Волгоград для временного проживания до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                         Чурина Е.В.

2-694/2014 ~ М-333/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мордвинцева Олеся Юрьевна
Прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда
Ответчики
Министерство строительства и ЖКХ Волгоградской области
Другие
Министерство образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Чурина Елена Владимировна
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
06.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2014Передача материалов судье
11.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2014Подготовка дела (собеседование)
27.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2014Судебное заседание
24.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2014Дело оформлено
05.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее