Копия Дело № 2-332/2020
24RS0008-01-2020-000377-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием ответчика Шарапова Д.В., его представителя Кривцовой Г.С.,
помощника прокурора Большемуртинского района Шакель Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Шарапову Д. В., Шарапову А. В. о взыскании ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратились в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что в период времени с 19-45 часов до 20-30 часов ДД.ММ.ГГГГ Шарапов Д.В., Шарапов А.В., действуя группой лиц по предварительному сговору, находясь в квартале 35 выделе 41 лесов ЗСХАО «Таловское» Большемуртинского сельского участкового лесничества КГБУ «Большемуртинское лесничество» вблизи д. Муратово Большемуртинского района Красноярского края совершили незаконную рубку деревьев породы «сосна» в количестве 6 штук общим объемом 13,24 куб.м, причинив Российской Федерации ущерб на сумму 106 275 рублей. Факт совершения лесонарушения и наличие причинно-следственной связи между действиями Шарапова А.В., Шарапова Д.В. и наступившими последствиями подтверждается материалами дела, размер предъявленной к взысканию суммы ущерба определен лесничеством в соответствии с постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007 г. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 26.07.2016 г. № 374-п «Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства лесного хозяйства Красноярского края» - министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов края, правовых актов <адрес>, правительства края, а также правовых актов министерства.
Просят, с учетом уточнений, взыскать с Шарапова Д.В., Шарапова А.В. в пользу Российской Федерации в доход федерального бюджета ущерб, причиненный государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства в размере 53 940 рублей.
В судебное заседание представитель истца по доверенности Калинихина Н.А., ответчик Шарапов А.В., представитель третьего лица КГБУ «Большемуртинское лесничество» Пахотин Е.В. не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании ответчик Шарапов Д.В. и его представитель Кривцова Г.С. уточненные исковые требования признали.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст. 42 УПК РФ закреплено право физического и юридического лица, признанного потерпевшим по уголовному делу, на возмещение имущественного вреда, причиненного непосредственно преступлением.
Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).
Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По правилам ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются, в частности, расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Большемуртинского районного суда Красноярского края от 14 февраля 2020 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 23 июля 2020 года, Шарапов Д.В., Шарапов А.В. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, а именно в незаконной рубке лесных насаждений, совершенной группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, с назначением каждому их осужденных наказания в виде 3 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком 4 года.
В ходе рассмотрения уголовного дела судом установлено, что 10 сентября 2018 года Шарапов Д.В. и Шарапов А.В., совместно с иными лицами, находясь в лесном массиве выдела № квартала № лесов КГБУ «Большемуртинское лесничество» Большемуртинского сельского участкового лесничества ЗСХАО «Таловское», где Шарапов Д.В. в период с 19 часов 45 минут до 20 часов 30 минут, не имея необходимых разрешительных документов для осуществления лесозаготовки, при помощи принадлежащей ему бензопилы «Stihl MS 660», незаконно срубил 6 деревьев породы «сосна» объемом 13,24 куб.м, отделив их от корня путем спиливания, которые иные лица цепляли тросом к задней части автомобиля, а Шарапов А.В., управляя автомобилем ЗИЛ-131 г/н №, осуществил трелевку незаконно заготовленной древесины на погрузочную площадку, подготовив ее тем самым к последующей вывозке. Преступными действиями Шарапова Д.В., Шарапов А.В. был причинен ущерб лесному фонду Российской Федерации в крупном размере на общую сумму 106 275 рублей.
В ходе предварительного расследования постановлением старшего следователя СО МО МВД России «Казачинский» от 13 сентября 2018 года потерпевшим по уголовному делу № была признана Р. Ф. в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из положений закона, суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчиков, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлена вина ответчиков в совершении незаконных действий, повлекших причинение государству материального ущерба, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для установления данных обстоятельств вновь в рамках рассматриваемого гражданского дела. Следовательно, ущерб, причиненный действиями ответчиков, подлежит возмещению.
Определяя размер ущерба, подлежащего возмещению, суд учитывает следующее. Согласно ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
При этом окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (Приложение № 1), Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (Приложение № 2), Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (Приложение № 3), Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарника и лианам (Приложение № 4).
В подтверждение размера ущерба, в материалы дела представлены: расчет объема срубленной древесины в квартале № 35 выделе № 41 КГБУ «Большемуртинское лесничество» Большемуртинского сельского участкового лесничества ЗСХАО «Таловское», справки-расчеты ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства РФ с учетом породы незаконно срубленных деревьев «сосна» и объема незаконной рубки 13,24 куб.м. При этом расчет ущерба произведен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», согласно которому размер платы за 1 куб.м древесины породы сосна составляет 73,98 рублей. На основании постановления Правительства РФ от 11.11.2017 г. № 1363 для расчета ущерба от незаконных рубок в 2018 году применяется коэффициент 2,17, с применением предусмотренной постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», предусматривающего ответственности за незаконную рубку деревьев в размере 50-ти кратной таксовой стоимости срубленной древесины. При этом рассчитанный с применением вышеуказанных нормативных актов ущерб от незаконной рубки деревьев, причиненный лесному фонду Российской Федерации, составил 106 275 рублей.
Заявленный в иске размер причиненного ущерба со стороны ответчика не оспорен, контррасчеты, опровергающие указанный размер, не представлены. Не согласиться с представленным истцом расчетом размера ущерба у суда оснований не имеется, поскольку он подтвержден документально.
Вместе с тем, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела, в доказательство частичного погашения ущерба ответчиками был представлен чек-ордер ПАО Сбербанк от 15.03.2019 г. на сумму 52 335 рублей.
Из представленных в материалы дела документов следует, что данная сумма была зачтена Министерством лесного хозяйства Красноярского края в счет возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения лесного законодательства, на основании заявления Кривцовой Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ, Прокопьева Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ о зачете ранее уплаченной ими денежной суммы по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения ущерба по уголовному делу № по обвинению Шарапова Д.В., Шарапова А.В.
С учетом уточненного искового заявления, истец просит взыскать с ответчиков ущерб в размере 53 940 рублей, уменьшение исковых требований в данной части принимается судом, поскольку является правом истца и не противоречит положениям ч. 1 ст. 39 ГПК РФ.
Оснований для уменьшения размера взыскиваемого ущерба, с учетом положений ст. 1083 ГК РФ и п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» суд не усматривает, поскольку он причинен умышленными действиями ответчиков. Учитывая, что незаконная рубка произведена Шараповым Д.В., Шараповым А.В. в лесах, относящихся к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края является государственным органом, следовательно, в силу прямого указания закона, было освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с настоящим иском.
Поскольку требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края судом удовлетворены, с ответчиков Шарапова Д.В., Шарапова А.В. подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, в размере 1 818 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Шарапова Д. В., Шарапова А. В. в пользу Российской Федерации в доход федерального бюджета ущерб, причиненный государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства в размере 53 940 (пятьдесят три тысячи девятьсот сорок) рублей.
Взыскать в солидарном порядке с Шарапова Д. В., Шарапова А. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1818 (одна тысяча восемьсот восемнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Лактюшина
Решение изготовлено в окончательной форме 25 декабря 2020 года
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина