Дело № 2а-2074/2020
24RS0013-01-2020-000713-33
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.
при секретаре Бурмакиной Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мышкиной Натальи Ивановны к МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным сообщения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Мышкина Н.И. обратилась в суд с административным иском к МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края о признании отказа в предоставлении земельного участка с к.н. № в аренду незаконным и обязать восстановить нарушенные права путем предоставления в аренду указанного земельного участка для выпаса сельскохозяйственных животных сроком на три года. Требования мотивировала тем, что 16.09.2019, 27.11.2019 административным истцом подано заявление о предоставлении земельного участка с к.н. № по адресу: Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, категория земли – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для выпаса сельскохозяйственных животных в аренду на три года. Получила отказ от 20.01.2020, мотивированный тем, что администрацией Емельяновского района вынесено постановление об утверждении схемы расположения данного земельного участка от 2.12.2019 № 2747 с целью раздела и предоставления собственникам земельных участков, расположенных в районе «Дрокинской горы», признанной объектом культурного наследия. С данным отказом истец не согласна, поскольку заявление в администрацию она подала до даты издания постановления № 2747 от 2.12.2019.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Емельяновского района Красноярского края» (л.д. 2).
В судебное заседание административный истец Мышкина Н.И., представители административных ответчиков МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края не явились, извещены своевременно и надлежащими образом (л.д. 31).
В предварительном судебном заседании 13.08.2020 представитель административных ответчиков Хасиева Н.Э. (доверенность, диплом – л.д. 27-29) просила заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения, пояснив, что земельный участок с к.н. № разделен на несколько земельных участков для предоставления в рамках изъятия у собственников земельных участков, расположенных в районе Дрокинской горы, доказательства нарушения прав административного истца отсутствуют.
Суд, исследовав материалы дела, полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 226 КАС РФ бремя доказывания по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, возлагается именно на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) законом возлагается обязанность доказать: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что 27.11.2019 административным истцом в МКУ «УправЗем» подано заявление № 17632 о предоставлении земельного участка с к.н. № по адресу: <адрес>, категория земли – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для выпаса сельскохозяйственных животных в аренду на три года (л.д. 8-10).
МКУ «УправЗем» письмом от 20.01.2020 № 221 отказано в заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка с к.н. № по основанию, что постановлением администрации Емельяновского района от 2.12.2019 № 2747 утверждена схема расположения данного земельного участка путем раздела земельного участка с к.н. № и предоставления собственникам земельных участков, расположенных в районе «Дрокинской горы», которая признана объектом культурного наследия (л.д. 11).
Постановлением от 2.12.2019 № 2747 администрации Емельяновского района Красноярского края утверждена схема расположения земельных участков путем раздела земельного участка с к.н. № (л.д. 54-57).
Постановлением от 21.01.2020 № 91 администрации Емельяновского района Красноярского края утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем раздела земельного участка с к.н. № (л.д. 33-37).
Согласно ЕРГН на 26.08.2020 записи о зарегистрированных правах на земельный участок с к.н. № отсутствуют (л.д. 49).
В силу требований ст. 62 ч. 1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст. 62 ч. 2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу положений ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки установленному положениями ст. 62 КАС РФ бремени доказывания законности принятого решения административным ответчиком достаточные доказательства того, что отказ в предоставлении земельного испрашиваемого земельного участка административному истцу законен, суду не представлены, судом не установлены.
Так, постановление «Об утверждении схемы расположения земельных участков», согласно которому постановлено утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения образуемых путем раздела земельного участка с к.н. № вынесено администрацией Емельяновского района Красноярского края 21.01.2020 за № 91, отказ в предоставлении земельного участка в аренду Мышкиной Н.И. подготовлен 20.01.2020 за № 221 с указанием основания к отказу- постановление администрации Емельяновского района № 2747 от 2.12.2019 о разделе земельного участка с к.н. №, тогда как административным истцом испрашивался земельный участок с к.н. №.
Принимая во внимание, что доказательств обращения в МКУ «УправЗем» 16.09.2019 административным истцом не представлено, к административному иску Мышкиной Н.И. приложена копия одного заявления (л.д. 8), оспариваемый ответ дан МКУ «УправЗем» на заявление Мышкиной Н.И. от 27.11.2019, административными ответчиками не представлены надлежащие доказательства законности оспариваемого отказа, суд полагает требования истца о признании незаконным решения МКУ «УправЗем» от 20.01.2020 №221 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с к.н. № по заявлению от 27.11.2019 подлежащими удовлетворению.
При этом, суд не находит оснований для применения восстановительной меры, поскольку согласно ЕРГН на 26.08.2020 записи о зарегистрированных правах на земельный участок с к.н. № отсутствуют (л.д. 49), постановлением от 21.01.2020 № 91 администрации Емельяновского района Красноярского края земельный участок с к.н. № разделен с образованием 43 земельных участков.
На основании п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Суд полагает, что поскольку в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка с к.н. № по адресу: <адрес>, категория земли – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для выпаса сельскохозяйственных животных в аренду на три года Мышкиной Н.И. подано 27.11.2019, оспариваемый ответ на данное заявление дан МКУ «УправЗем» 20.01.2020, ответ со ссылкой на постановление от 27.12.2019 № 2747 не соответствует закону, постановлением администрации Емельяновского района от 21.01.2020 № 91 утверждена схема расположения земельного участка путем раздела земельного участка с к.н. №, административным ответчиком созданы препятствия к осуществлению прав, реализации законных интересов административного истца, нарушены права административного истца в области земельных отношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Мышкиной Натальи Ивановны к МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным сообщения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение МКУ «УправЗем» от 20.01.2020 №221 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с к.н. 24:11:0000000:17408.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020