63RS0№-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
29 января 2020 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Фоминой И.А. при секретаре Бут К.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к Министерству строительства <адрес> о возложении обязанности по принятию мер по включению аварийных домов в государственную программу <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства <адрес> о возложении обязанности по принятию мер по включению аварийных домов в государственную программу <адрес>, указав, что многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес>, 18 км, <адрес> (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №), <адрес> (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №, новая редакция от ДД.ММ.ГГГГ №) не включены в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ года» до 2025 года», утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что нарушает жилищные права граждан, препятствует в предоставлении им жилья взамен аварийного, а также проживание в аварийных домах представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем прокурор обратился в суд с данными требованиями.
В судебном заседании прокурор Ларичева Н.В. требования поддержала по изложенным в иске основаниям, с учетом уточнений, обращаясь в суд в интересах Исмагиловой Р.И., Николаевой И.В., Сабановой Л.Ф., Козловой М.А., просила суд обязать Министерство строительства <адрес> принять меры по включению аварийного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ул.<адрес> 18 км. в части жилого помещения № (распоряжение: от ДД.ММ.ГГГГ №) и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> распоряжение: от ДД.ММ.ГГГГ № в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сабанова Л.Ф., Козлова М.А. просили удовлетворить иск прокурора, заявленные в их интересах.
Представитель ответчика Министерства строительства <адрес> по доверенности Апаркина Т.М. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Баева В.В. просила удовлетворить иск прокурора по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица (Исмагилова Р.И., Николаева И.В., Лебедева Е.В., Бабьев А.В., представители Главы г.о.Самара, <адрес>) в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что уточненный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон №) аварийный жилищный фонд – совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии со ст. 4 Закона № целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В силу ст. 16 Закона № региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Рекомендуемая форма перечня аварийных домов представлена в приложении 4 к методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, (далее - Методические рекомендации) и не предусматривает деление аварийных домов по этапам программы переселения.
В рамках Программы предусмотрена реализация мероприятий по сносу или реконструкции аварийного жилищного фонда, строительство жилых домов, приобретение жилых помещений в построенных и строящихся жилых домах у застройщиков, приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, а также предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Переселение граждан осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем предоставления жилых помещений в домах, построенных или приобретенных в муниципальную собственность, либо предоставление возмещения за изымаемые жилые помещения.
Перечень мероприятий Программы с указанием объемов финансирования приведен в приложении № к Программе.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № под переселением граждан из аварийного жилищного фонда подразумевается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86 и 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) Российской Ф. создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Одной из основных целей государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ до 2025 года», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, является решение жилищных проблем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде на территории <адрес>, признанном аварийным до ДД.ММ.ГГГГ, а также создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с п. 2.2 Положения о министерстве строительства <адрес>, утвержденного постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям министерства строительства <адрес> относится обеспечение проведения мероприятий по программам переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>.
Согласно разделу 12 государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ до 2025 года», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство строительства <адрес> осуществляет общую координацию и мониторинг реализации программных мероприятий, анализирует ход выполнения Государственной программы и в случае необходимости вносит предложения по ее корректировке, проводит совещания с представителями органов местного самоуправления.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»" (далее - Закон №) предусмотрено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый часть 1 статьи 6, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16).
В соответствии с п.п. 3, 6 ч.1 Закона № к вопросам местного значения городского округа, в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля, также относится к полномочиям органов местного самоуправления в силу п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 18 км., <адрес> литера Д признан аварийный и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по адресу: <адрес>, 18 км., <адрес> литера Д признан непригодным для проживания., аварийным и подлежащим сносу. Установлено, что фактический износ сооружения составляет 72%.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ в акты межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения «Признать многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим сносу».
Указанный многоквартирный дом был включен в муниципальную адресную программу г.о. Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017 годы, утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Программа). Указанная программа была разработана в рамках областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -областная программа №).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в областную программу №, в том числе в части, касающейся исключения жилого помещения № в аварийном <адрес> по ул. <адрес> 18 км.
Всего в доме расположено 15 жилых помещений, из которых 12 жилых помещений расселены в рамках муниципальной программы №, 2 помещения расселены как непригодные для проживания, 1 жилое помещение не расселено.
Согласно сведениям МП г.о. Самара «ЕИРЦ», в двух комнатах жилой площадью 26,5 коммунальной <адрес> зарегистрированы Лебедева Е. В. и Бабьев А. В.. Лебедевой Е.В. и Бабьеву А.В. принадлежит на праве собственности по 13/44 долей в праве общей долевой собственности на <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Департамент управления имуществом г.о. Самара направил перечень жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и не вошедших в программы переселения в министерство строительство <адрес>. В указанный перечень вошло жилое помещение № в аварийном <адрес> по ул. <адрес> 18 км.
Однако, в настоящее время вышеуказанное аварийное жилое помещение не включено в действующую адресную программу по переселению, в связи с чем, у органа местного самоуправления отсутствуют основания для предоставления Лебедевой жилого помещения в рамках программных мероприятий.
Кроме того, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной постановлением Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литеры А, А1 признан аварийным и подлежащим реконструкции, на основании пунктов 33,34,39 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение №). В соответствии с п. 6.2 Технического отчета ЭКЦ «Техэкспертиза» общий физический износ жилого здания составляет 77,5%.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литеры А,А1 признан аварийным и подлежащим сносу.
В связи с технической ошибкой, допущенной при принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> литера А,А1 по <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> городского округа Самара принесен протест на распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома, расположенного на территории Самарского внутригородского района г.о. Самара аварийным и подлежащим сносу» с требованием внесения изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №. Протест прокурора признан обоснованным и удовлетворен.
Администрацией города организована работа по подготовке распорядительных актов об отмене распоряжения первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома, расположенного на территории Самарского внутригородского района г.о.Самара аварийным и подлежащим сносу» и внесению изменений в распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома, расположенного на территории Самарского внутригородского района г.о. Самара, аварийным и подлежащим сносу».
В указанном доме расположено 4 жилых помещения, находящихся в собственности граждан. Данный дом в программы переселения граждан не включен, граждане не отселены.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положением № признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, 18 км, <адрес> (распоряжение: от ДД.ММ.ГГГГ №); <адрес> (распоряжение: от ДД.ММ.ГГГГ № (новая редакция от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Аварийное состояние здания – состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.
Указанные многоквартирные дома с 2012-2017 г.г. не были включены ни в одну из действовавших региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья, в результате чего создана реальная угроза вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, который может быть причинен в случае обрушения фактически аварийного жилья как лицам, проживающим в расположенных в них жилых помещениях, так и гражданам, которые могут находиться в указанных зданиях или рядом с ними в момент их разрушения.
Таким образом, создана угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (как граждан зарегистрированных и проживающих в данных 2 многоквартирных жилых домах, так и тех, кто может находиться в них или в непосредственной близости от них в момент их разрушения).
Кроме того, аварийное состояние вышеуказанных многоквартирных жилых домов подтверждается заключениями специализированных организаций – межведомственных комиссий.
Согласно ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Проживание и нахождение граждан в двух многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>, 18 км, <адрес> (распоряжение: от ДД.ММ.ГГГГ №); <адрес> (распоряжение: от ДД.ММ.ГГГГ № (новая редакция от ДД.ММ.ГГГГ №) создает угрозу их жизни и здоровью.
Не включение вышеуказанных домов в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушает права граждан на жилище, поскольку денежные средства на переселение и снос указанного аварийного жилья не предусмотрены.
При таких обстоятельствах иск прокурора с учетом уточнений подлежит удовлетворению, суд считает, что соответствующую обязанность следует возложить на ответчика в пределах предоставленных законом данному органу полномочий.
Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> к Министерству строительства <адрес> о возложении обязанности по принятию мер по включению аварийных домов в государственную программу <адрес> удовлетворить.
Обязать Министерство строительства <адрес> в пределах предоставленных законом полномочий принять меры по включению аварийного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ул.<адрес> 18 км, в части жилого помещения №, и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) И.А.Фомина
Копия верна:
Судья