Дело № 2-176/2021
10RS0014-01-2021-000157-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 апреля 2021 г. пгт Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» к Гелеву В. М. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Иск заявлен по тем основаниям, что ответчик, являющийся собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>., являясь пользователем коммунальной услуги по отоплению указанного помещения, поставка которой осуществляется истцом, не производит оплату за оказанную услугу, в результате чего образовалась задолженность за период с июня 2019 г. по июль 2020 года в размере 169 680,13 руб. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика задолженность за июня 2019 г. по июль 2020 года в размере 169 680,13 руб., пени в размере 1459,85 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4622,8 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик и его представитель Полевой Л.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что при покупке в июне 2019 г. нежилого помещения, в ряде помещений, из которого оно состоит, радиаторы отопления были демонтированы. После покупки ответчиком нежилого помещения, он демонтировал имевшиеся радиаторы отопления, поскольку они ему были не нужны, помещением он не пользовался. В виду отсутствия радиаторов отопления, полагали необоснованными требования истца о взыскании платы за отопление, поскольку данной услугой ответчик не пользовался. Имеющаяся в помещении магистраль системы отопления была им заизолирована.
Суд, заслушав явившуюся сторону, свидетеля, исследовав материалы дела, гражданское делj №, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно ст.153, 155 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Из письменных материалов дела следует, что ответчику Гелеву В.М. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>
Указанное нежилое помещение расположено на цокольном этаже жилого многоквартирного дома <адрес>.
Согласно технического паспорта на жилой дом <адрес>, дом оборудован центральным отоплением, на первом и втором этажах дома расположены жилые помещения.
ПАО «ТГК №1» в лице филиала «Карельский» осуществляет поставку тепловой энергии в жилой дом, в том числе в помещение площадью <данные изъяты>., принадлежащее ответчику.
В целях обеспечения поставки тепловой энергии, в адрес ответчика истцом направлялись два экземпляра договора поставки тепловой энергии №, который ответчиком подписан не был.
Между тем, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом (потребителем) оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги по теплоснабжению. Отсутствие письменного договора с владельцем тепловых сетей не освобождает абонента от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Истец ежемесячно направлял Гелеву В.М. счета-фактуры по оплате услуг поставки тепловой энергии, до настоящего времени оплата не поступила. За период с июня 2019 г. по июль 2020 г. задолженность ответчика по оплате тепловой энергии составляет 169680,13 руб. Расчет истца ответчиком не оспорен, доказательств погашения задолженности не представлено.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате тепловой энергии за период с июня 2019 г. по июль 2020 г. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Возражения Гелева В.М. об отсутствии у него обязанности по оплате тепловой энергии в виду отсутствия в помещении радиаторов отопления, которые были им самостоятельно демонтированы, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Допрошенный в судебном заседании свидетель со стороны ответчика №1 пояснил, что в конце мая 2020 г. он по заказу Гелева В.М. демонтировал 3 или 4 радиатора отопления в принадлежащем ответчику нежилом помещении. Оставшиеся трубы были обернуты пленкой и фольгой, тем самым он утеплил магистральные трубы для того, чтобы они не отапливали помещение ответчика. На втором и третьем этажах жилого дома расположено общежитие. Раньше в нежилом помещении, принадлежащем ответчику, было училище.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет заявление и соответствующие документы (часть 2 статьи 26 ЖК РФ).
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Частью 15 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирном доме с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения дома, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В подпункте «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее также - Правила № 354), установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 46-П, по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение). Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (пункт 4.2 Постановления № 46-П).
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Порядок легитимации переустройства и (или) перепланировки помещения многоквартирного дома закреплен в пункте 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ, в соответствии с которым собственник помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).
Таким образом, переоборудование нежилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства.
Подобные действия свидетельствуют о недобросовестном осуществлении гражданских прав лицом, осуществившим такое переоборудование, либо лицом, использующим незаконно переоборудованное помещение и не предпринимающим действий для узаконивания внесенных в него изменений, поскольку приводят к возможности извлечения преимуществ из незаконного поведения в виде освобождения от обязанности оплатить стоимость ресурса, поставленного в многоквартирный дом и приходящегося на долю соответствующего помещения (пункт 4 статьи 1, статья 10 ГК РФ).
Поскольку помещение ответчика находится в составе многоквартирного дома, учитывая явный законодательный запрет перехода отопления помещений многоквартирного дома на иной (индивидуальный) способ при наличии технологического присоединения общедомовой системы отопления к централизованной отопительной городской сети, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, учитывая, что порядок оформления переустройства системы отопления (демонтаж радиаторов отопления) внутри принадлежащего ответчику нежилого помещения, им соблюден не был, необходимые согласования соответствующих органов отсутствуют, суд приходит к выводу, что отключение отдельного собственника нежилого помещения в многоквартирном доме от централизованной системы отопления не является правовым основанием для освобождения указанного лица от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Сам по себе демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия собственником помещения не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по всем помещениям дома, в том числе общим, тем самым отапливая весь дом, в том числе и нежилое помещение, принадлежащее ответчику. Кроме этого, действующее законодательство возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность по совокупной оплате отопления непосредственно в помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности, и за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Доводы ответчика о том, что он не пользовался нежилым помещением в спорный период, и как следствие коммунальной услугой в виде отопления в нежилом помещении, с учетом положений п. 11 ст. 155 ЖК РФ, является несостоятельным.
Частью 14 ст. 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истцом в связи с отсутствием оплаты начислены пени в размере 1459,85 по состоянию на 05.04.2020 г. Расчет суммы пеней ответчиком не оспорен.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с изложенным, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца сумма уплаченной государственной госпошлины в размере 4622,8 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Взыскать с Гелева В. М. в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» задолженность по оплате тепловой энергии за период с июня 2019 г. по июль 2020 года в размере 169 680,13 руб., пени в размере 1459,85 руб., в счет возврата государственной пошлины 4 622,8 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено:30.04.2021 г.