Судебный акт #1 (Приговор) по делу № 1-9/2018 (1-120/2017;) от 20.12.2017

Дело № 1-9/2018

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

город Медвежьегорск 25 января 2018 года

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Матвеева С.П., при секретаре Марценюк В.В., с участием:

государственного обвинителя прокурора Медвежьегорского района Голубенко А.В.,

подсудимого Чурашова С.В.,

защитника адвоката Югансона В.А., удостоверение №383 и ордер №1 от 25.01.2018г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства (в порядке главы 40.1 УПК РФ) материалы уголовного дела в отношении:

Чурашова С.В., <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285 УК РФ и ч.3 ст.290 УК РФ,

установил:

Чурашов С.В. (далее по тексту – Чурашов), являясь должностным лицом, получил взятку в значительном размере за незаконное бездействие при следующих обстоятельствах:

Приказом Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее по тексту – Министерство) Ч. л/с от 26.09.2016г. Чурашов назначен на должность начальника Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Медвежьегорское центральное лесничество» (далее по тексту – Медвежьегорское лесничество, Учреждение).

26.09.2016г. между Министерством в лице министра Ч. и Чурашовым заключен трудовой договор №47 (далее по тексту – трудовой договор), согласно которого он с 26.09.2016г. состоит в должности начальника Медвежьегорского лесничества.

В соответствии со ст.96 Лесного кодекса РФ, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти РФ.

Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным Кодексом РФ документов; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

В соответствии с п.п. 1, 8, 9, 11 раздела 1 Устава Медвежьегорского лесничества, утвержденного министром лесного комплекса РК 15.06.2009г., согласованным министром природных ресурсов РК 26.06.2009г. (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом министра лесного комплекса №1324 от 17.12.2009г.) (далее по тексту – Устав), Медвежьегорское лесничество является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Медвежьегорского лесничества; Учреждение осуществляет возложенные на него функции непосредственно или через Северное лесничество; участковые лесничества являются структурными подразделениями Учреждения и не являются юридическими лицами; место нахождения Учреждения: Карелия, г.Медвежьегорск, ул.Верхняя, д.41. Согласно п.п. 12, 13.1, 13.2, 13.8 раздела 2 Устава основными целями создания Учреждения является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты; Учреждение осуществляет в пределах, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами РК и настоящим Уставом, полномочия в области лесных отношений, переданные субъекту РФ, функции государственного лесного контроля и надзора в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; производит проверку и оценку качества выполненных при осуществлении использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов работ; осуществляет контроль за лесоустроительными работами и их приемку. В силу п.14 раздела 2 Устава, должностное лицо Учреждения, согласно установленному Министерством лесного комплекса Карелии перечню, одновременно по должности является: начальник Государственного учреждения Республики Карелия – центрального лесничества – заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия в пределах своих полномочий. На основании п.п. 15.4, 15.8, 15.9 Устава, государственные лесные инспектора обеспечивают государственный лесной контроль и надзор за соблюдением требований лесного законодательства РФ по целевому использованию лесных участков; выполнения лицами, использующими леса, условий договоров купли-продажи лесных насаждений, правил заготовки древесины, правил ухода за лесами, правил использования лесов для осуществления установленных лесным законодательством видов использования лесов. В соответствии с п.п. 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 16.6, 16.7, 16.9, 16.10, 16.13 раздела 2 Устава государственный лесной инспектор имеет право посещать при предъявлении служебного удостоверения объекты для осуществления государственного лесного законодательства; пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; составлять протоколы о нарушениях лесного законодательства РФ, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов о результатах проверок соблюдения лесного законодательства, выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях лесного законодательства РФ для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. Согласно п.п. 25.9, 25.10, 25.11 раздела 4 Устава учреждение по результатам контрольной деятельности вправе составлять акт проверки, акт осмотра, акт приемки, протокол о лесонарушении, иные акты, которые служат основанием для выдачи предписаний об устранении нарушений лесного законодательства или (и) предъявлении требований об устранении нарушений договорных условий использования лесных участков, составления протоколов об административных правонарушениях, выдаче представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, взыскания вреда, причиненного лесам, направления материалов мероприятия по контролю в правоохранительные органы для установления виновных лиц и возбуждения уголовных дел; исчислять размер вреда, причиненный лесам в результате выявленных нарушений лесного законодательства, для его взыскания направлять соответствующие материалы в суд и правоохранительные органы; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и назначать административные наказания в пределах своих полномочий. В силу п.30 раздела 5 Устава руководство деятельностью учреждения осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности учредителем.

На основании п.п. 6, 7 раздела II трудового договора Чурашов является единоличным исполнительным органом Медвежьегорского лесничества, осуществляющим текущее руководство его деятельностью; руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством РФ, РК, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим договором. В соответствии с п.9 раздела II трудового договора руководитель учреждения обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательства РК, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего договора; обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной деятельности учреждения.

Согласно п.п.1.1, 1.4, 1.6 раздела I должностной инструкции начальника Медвежьегорского лесничества, утвержденной министром по природопользованию и экологии Карелии 06.04.2012г., с которой Чурашов ознакомлен 26.09.2016г., должность начальника учреждения относится к категории руководители; начальник учреждения несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное выполнение должностных обязанностей; начальник Учреждения должен знать нормативные правовые акты в сфере лесных отношений, законодательство об охране и использовании природных ресурсов, методические инструктивные материалы по ведению лесного хозяйства, организации и осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) по привлечению к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушение в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, порядок заключения, исполнения и контроля за исполнением хозяйственных договоров. В силу п.п. 2.1, 2.2, 2.5, 2.6, 2.12 раздела II должностной инструкции на начальника Медвежьегорского лесничества возлагаются: организация использования лесов, их охраны; организация защиты лесов; организация контроля при проведении лесоустройства, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Учреждения; организация и осуществление в границах территории Учреждения федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); контроль за соблюдением законодательства РФ и РК в деятельности Учреждения. На основании п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.6, 3.7, 3.8, 3.37, 3.38, 3.39 раздела III должностной инструкции начальник учреждения обязан добросовестно руководить деятельностью Учреждения с соблюдением действующего законодательства РФ, РК, Устава Учреждения; обеспечивать эффективную работу Учреждения; обеспечивать выполнение возложенных на Учреждение функций и задач, установленных Уставом Учреждения, должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; организовывать работу по пресечению, предотвращению и устранению нарушений лесного законодательства, привлечению виновных лиц к административной и иной ответственности, взысканию вреда (ущерба), причиненного лесам; организовывать использование лесов, их охрану (в том числе, охрану лесов от незаконных рубок и других лесонарушений); организовывать контроль за исполнением лесопользователями условий договоров, в соответствии с которыми осуществляется использование лесов; осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами и контрольно-надзорными органами власти с целью предотвращения, пресечения и устранения нарушений лесного законодательства, и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности; обеспечивать соблюдение законодательства РФ при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); своевременно и в соответствии с законодательством организовывать претензионно-исковую работу по взысканию платежей за использование лесов, понуждению лесопользователей к совершению определенных действий, вытекающих из их обязанностей. В соответствии с п.п. 4.1, 4.8 раздела IV должностной инструкции начальник учреждения имеет право представлять интересы Учреждения во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти РК, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; осуществлять права, предусмотренные статьями 96, 97 Лесного кодекса РФ в рамках полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Таким образом, Чурашов, состоя в должности начальника ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» - заместителя главного государственного лесного инспектора в РК (в пределах своих полномочий) при исполнении своих служебных обязанностей являлся должностным лицом государственного органа управления в области лесных отношений, государственным лесным инспектором, осуществлявшим государственный лесной контроль и надзор и руководство ведением лесного хозяйства в лесах Медвежьегорского центрального лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», был наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, то есть являлся должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти.

11.05.2016г. Министерством в соответствии с приказом №879 от 11.05.2016г. «О заключении в Учреждении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с гражданами» А. предоставлено право заготовки древесины для строительства индивидуального жилого дома, хозяйственных построек, для хозяйственных потребностей в объеме 190 куб.м.

10.11.2016г. между Министерством в лице начальника Учреждения Чурашова, действующим на основании доверенности №139-д от 11.10.2016г., именуемым Продавцом с одной стороны, и А., именуемой Покупатель, с другой стороны, заключен договор №277 купли-продажи лесных насаждений для строительства индивидуального жилого дома, строительства хозяйственных построек и на хозяйственные потребности в объеме 190 куб.м., расположенных на делянке 8 выдела 5.10.20 квартала 100 Северного участкового лесничества Северного лесничества Медвежьегорского лесничества Медвежьегорского района Карелии (далее по тексту – договор купли-продажи). В соответствии с п.6 раздела II договора купли-продажи заготовке не подлежат деревья за пределами отвода. Согласно п.9 раздела II договора купли-продажи заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями договора купли-продажи, требованиями Лесного кодекса РФ, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством РФ. Согласно технологической карте разработки лесосеки главного пользования в квартале 100 выделе 5 делянки 8 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества, эксплуатационная площадь лесосеки составила 1,03 га, ликвидный запас 190 куб.м.

10.11.2016г. между А. («Заказчик») и ООО «Фаэтон» (, «Подрядчик») в лице его директора А. заключен договор подряда на выполнение лесохозяйственных работ (далее по тексту – договор подряда). В соответствии с п.1.1 договора подряда, Заказчик поручает Подрядчику произвести подрядные работы по сплошной рубке в квартале 100 делянки 8 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества. Согласно п.1.2 договора подряда, при производстве работ Подрядчик руководствуется Правилами заготовки древесины, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности, Правилами ухода за лесом, технологической картой разработки лесосеки. В соответствии с п.2.1 договора подряда, объем древесины, подлежащей вырубке при выполнении Подрядчиком сплошной рубки в соответствии с п.1.1 договора подряда составляет 190 плотных кубометра. Согласно п.п. 3.1, 3.2, 3.3 договора подряда, подрядчик производит рубку, погрузку, транспортировку и распиловку вырубленной древесины своими силами, средствами и техникой; в ходе работ операции выполняются согласно технологической карты разработки лесосеки, переданной Заказчиком; подрядчик своими силами обязан производить очистку лесосеки от порубочных остатков в соответствии с Лесоводственными требованиями к технологическим процессом лесосечных работ.

После заключения договора подряда ООО «Фаэтон» под руководством А. приступило к заготовке древесины – рубке лесных насаждений на указанной делянке. Непосредственную рубку лесных насаждений осуществляли нанятые А. лица, среди которых был также С.

В период времени с 09.00 часов до 17.00 часов 16.12.2016г. Чурашов лично, по собственной инициативе, исполняя свои должностные обязанности начальника Учреждения, с целью проверки деятельности лесозаготовителей и соблюдения ими норм лесного законодательства РФ, прибыл на делянку 8 выдела 5 квартала 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества, где ООО «Фаэтон» осуществляло лесозаготовку для А. в рамках заключенного с ней договора подряда. Находясь на указанной делянке Чурашов, используя свои полномочия государственного лесного инспектора, установив, что у работников, нанятых А., отсутствуют при себе какие-либо разрешительные документы на рубку лесных насаждений, потребовал от данных работников рубку приостановить. Помимо этого, Чурашов, находясь на указанной делянке, в том числе проверял правильность отвода и таксации лесосек в лесах РФ, предусмотренных Наставлением по отводу и таксации лесосек в лесах РФ, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15.06.1993г. №155, а также соблюдение лесозаготовителями Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011г. №337. При этом Чурашов документально факт отсутствия документов у работников, осуществлявших рубку лесных насаждений, не оформлял, каких-либо актов осмотра делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов об административных правонарушениях не составлял, предписаний об устранении нарушений лесного законодательства не выносил. В тот же день, 16.12.2016г. в указанное время Чурашов, находясь в выделе 5 квартала 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества, встретился с А., разрешил ему дальнейшее производство лесозаготовительных работ на указанной делянке и пригласил А. для дальнейшего общения и беседы к себе на работу в Учреждение.

В дальнейшем, А. по приглашению Чурашова, 19.12.2016г. в период времени с 09.00 час. до 10.30 час. явился к Чурашову в его рабочий кабинет по месту нахождения Медвежьегорского лесничества, расположенный по адресу: Карелия, г.Медвежьегорск, ул.Верхняя, д.41. В указанный период времени и в указанном месте Чурашов при общении с А. объяснил ему суть допущенных, по его мнению нарушений лесного законодательства, правил отвода и таксации лесосек в лесах РФ, Правил заготовки древесины при осуществлении ООО «Фаэтон» лесозаготовительной деятельности на делянке 8 выдела 5 квартала 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества, которые он лично выявил при посещении указанной делянки 16.12.2016г., а именно:

- несоответствие объема ликвидного запаса лесных насаждений, отведенных в рубку на 1,03 га леса по договору купли-продажи лесных насаждений, объему запаса леса на 1 га площади в выделе 5 квартале 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества согласно таксационному описанию Северного лесничества, указанном в Проекте организации и ведения лесного хозяйства ФГУ «Заонежский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по <адрес>;

- несоответствие номера делянки, на которой осуществлялась лесозаготовительная деятельность;

- несоответствие в натуре промеров линий, углов между ними, образующих границы делянки, промерам и углам, указанным в схеме расположения лесных насаждений, являющейся приложением к указанному договору купли-продажи лесных насаждений;

- повреждение лесосечных столбов;

- отсутствие уборки делянки.

Фактически указанные нарушения могут образовать в действиях А., как организатора лесозаготовительных работ на указанной делянке, признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.25 КоАП РФ, и признаки преступления, предусмотренного ст.260 УК РФ, в случае подтверждения занижения объема заготовленной древесины, и ее заготовку за пределами отвода.

Находясь в указанное время в кабинете у Чурашова, А. фактические нарушения, высказанные ему Чурашовым, не признал. Вместе с тем Чурашов, выявив указанные лесонарушения и поставив в известность А. о их наличии, каких-либо актов осмотра делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов об административных правонарушениях вновь не составлял, предписаний об устранении нарушений лесного законодательства не выносил, подчиненным ему сотрудникам Медвежьегорского лесничества, Северного участкового лесничества о нарушениях не сообщил, указаний о проверке лесозаготовительной деятельности ООО «Фаэтон» на указанной делянке не дал, а также не сообщил о выявленных им возможных лесонарушениях в ОМВД России по Медвежьегорскому району для проведения его сотрудниками дальнейшего разбирательства по существу выявленных Чурашовым лесонарушений.

20.12.2016г. в ходе телефонного разговора Чурашов и А. договорились о встрече на улице возле <адрес>. В период времени с 17.00 часов до 20.00 часов 20.12.2016г. А., находясь у <адрес> при общении с Чурашовым пояснил ему, что по его мнению, он и нанятые им работники на указанной делянке каких-то лесонарушений при проведении лесозаготовительных работ не допустили. В ответ на это Чурашов в указанный период времени, находясь в указанном месте, имея опыт в сфере лесозаготовки, разбираясь ввиду этого в законодательстве РФ, регулирующем лесные правоотношения, зная размеры возможных штрафных санкций, которые могут быть наложены на ООО «Фаэтон» при подтверждении выявленных им лесонарушений, порядок оформления лесонарушений, являясь должностным лицом государственного органа управления в области лесных отношений, государственным лесным инспектором, осуществлявшим государственный лесной контроль и надзор и руководство ведением лесного хозяйства в лесах Медвежьегорского центрального лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», и в том числе в лесах Северного участкового лесничества, будучи наделен ввиду этого распорядительными и властными полномочиями по выявлению, пресечению, предотвращению административных правонарушений в сфере лесозаготовки, инициировании дальнейших разбирательств по существу выявленных им лесонарушений, в том числе с привлечением сотрудников ОМВД России по Медвежьегорскому району, имея умысел на получение взятки в виде денег лично в значительном размере за совершение им незаконного бездействия в пользу взяткодателя, а именно: сокрытие фактов ранее озвученных им А. и выявленных им лесонарушений и не инициирование дальнейшего разбирательства по ним, а именно: не составление актов осмотров лесной делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов о выявленных им лесонарушениях, не уведомление о выявленных лесонарушениях должностных лиц Министерства и сотрудников ОМВД России по Медвежьегорскому району, которые в дальнейшем были бы обязаны проводить разбирательство по факту выявленных Чурашовым лесонарушений, а также в целях формирования в дальнейшем со своей стороны и возглавляемого им ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» благоприятных условий для ведения ООО «Фаэтон» лесозаготовительной деятельности, то есть покровительство со своей стороны, действуя из корыстной заинтересованности, выраженной в желании незаконно обогатиться, потребовал от А. денежные средства в сумме 50 000 рублей в качестве взятки. А., находясь в указанное время в указанном месте, согласился с требованием Чурашова о передаче ему денежных средств, однако пояснил, что денежных средств в сумме 50 000 рублей у него нет, но он готов передать Чурашову денежные средства в сумме 30 000 рублей, на что Чурашов также ответил согласием.

В дальнейшем, А., находясь в <адрес>, 22.12.2016г., в период времени с 12.00 часов до 15.00 часов, в телефонном разговоре с Чурашовым предложил последнему перевести ранее оговоренную ими сумму взятки в размере 30 000 рублей безналичным способом на лицевой счет Чурашова, с чем последний согласился. В указанный период времени А. явился в рабочий кабинет Чурашова в Учреждении по адресу: Карелия, <адрес>, где Чурашов, продолжая реализовывать свой указанный преступный умысел, лично передал А. реквизиты своего счета для рублевых и валютных операций в Карельском отделении ПАО «Сбербанк», для дальнейшего перевода на него денежных средств в сумме 30 000 рублей в качестве взятки от А. После этого, в период времени с 15.00 часов до 20.00 часов 22.12.2016г. А., находясь у себя дома по адресу: Карелия, <адрес>, через подключенную сеть Интернет в системе «ВТБ24 Бизнес Онлайн» осуществил перевод с лицевого счета ООО «Фаэтон» на счет Чурашова в ПАО «Сбербанк» денежные средства в сумме 30 000 рублей, то есть в значительном размере, а Чурашов лично получил указанные денежные средства на указанный счет в качестве взятки за совершение им незаконного бездействия, а именно: сокрытие фактов ранее озвученных А. выявленных Чурашовым лесонарушений и не инициирование дальнейшего разбирательства по ним, а именно: не составление актов осмотров лесной делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов о выявленных им лесонарушениях, не уведомление о выявленных лесонарушениях должностных лиц Министерства и сотрудников ОМВД России по Медвежьегорскому району, которые в дальнейшем были бы обязаны проводить разбирательство по факту выявленных Чурашовым лесонарушений, а также в целях формирования в дальнейшем со своей стороны и возглавляемого им Учреждения благоприятных условий для ведения ООО «Фаэтон» лесозаготовительной деятельности, то есть покровительство со своей стороны.

В период с 22.12.2016г. по 15.03.2017г. в отношении ООО «Фаэтон» каких-либо проверок со стороны Учреждения и ОМВД России по Медвежьегорскому району, в том числе связанных с выявленными Чурашовым 16.12.2016г. лесонарушениями, не проводилось.

Он же, Чурашов, состоя в должности начальника ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:

Приказом Министра по природопользованию и экологии Карелии Ч. л/с от 26.09.2016г. Чурашов назначен на должность начальника ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество». 26.09.2016г. между Министерством в лице министра Ч. и Чурашовым заключен трудовой договор , в соответствии с которым он с 26.09.2016г. состоит в должности начальника Учреждения.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти РФ.

Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом РФ документов; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

В соответствии с п.п. 1, 8, 9, 11 раздела 1 Устава Медвежьегорского лесничества, утвержденного министром лесного комплекса РК 15.06.2009г., согласованного министром природных ресурсов РК 26.06.2009г. (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министра лесного комплекса РК №1324 от 17.12.2009г.), Медвежьегорское лесничество является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Медвежьегорского лесничества; учреждение осуществляет возложенные на него функции непосредственно или через Северное лесничество; участковые лесничества являются структурными подразделениями учреждения и не являются юридическими лицами; место нахождения учреждения: Карелия, г.Медвежьегорск, ул.Верхняя, д.41. Согласно п.п. 12, 13.1, 13.2, 13.8 раздела 2 Устава основными целями создания учреждения является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты; учреждение осуществляет в пределах, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами РК и Уставом, полномочия в области лесных отношений, переданные субъекту РФ, функции государственного лесного контроля и надзора в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; производит проверку и оценку качества выполненных при осуществлении использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов работ; осуществляет контроль за лесоустроительными работами и их приемку. В силу п.14 раздела 2 Устава, должностное лицо учреждения, согласно установленному министерством лесного комплекса РК перечню, одновременно по должности является: начальник Государственного учреждения Республики Карелия – центрального лесничества – заместителем главного государственного лесного инспектора в РК в пределах своих полномочий. В соответствии с п.п. 15.4, 15.8, 15.9 Устава, государственные лесные инспектора обеспечивают государственный лесной контроль и надзор за соблюдением требований лесного законодательства РФ по целевому использованию лесных участков; выполнения лицами, использующими леса, условий договоров купли-продажи лесных насаждений, правил заготовки древесины, правил ухода за лесами, правил использования лесов для осуществления установленных лесным законодательством видов использования лесов. Согласно п.п. 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 16.6, 16.7, 16.9, 16.10, 16.13 раздела 2 Устава, государственный лесной инспектор имеет право посещать при предъявлении служебного удостоверения объекты для осуществления государственного лесного законодательства; пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; составлять протоколы о нарушениях лесного законодательства РФ, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов о результатах проверок соблюдения лесного законодательства, выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях лесного законодательства РФ для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. На основании п.п. 25.9, 25.10, 25.11 раздела 4 Устава, учреждение по результатам контрольной деятельности вправе составлять акт проверки, акт осмотра, акт приемки, протокол о лесонарушении, иные акты, которые служат основанием для выдачи предписаний об устранении нарушений лесного законодательства или (и) предъявлении требований об устранении нарушений договорных условий использования лесных участков, составления протоколов об административных правонарушениях, выдаче представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, взыскания вреда, причиненного лесам, направления материалов мероприятия по контролю в правоохранительные органы для установления виновных лиц и возбуждения уголовных дел; исчислять размер вреда, причиненный лесам в результате выявленных нарушений лесного законодательства, для его взыскания направлять соответствующие материалы в суд и правоохранительные органы; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и назначать административные наказания в пределах своих полномочий. В силу п.30 раздела 5 Устава руководство деятельностью учреждения осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности учредителем.

В соответствии с п.п. 6, 7 раздела II трудового договора, Чурашов является единоличным исполнительным органом Медвежьегорского лесничества, осуществляющим текущее руководство его деятельностью; руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством РФ, РК, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим договором. Согласно п.9 раздела II трудового договора, руководитель учреждения обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательства РК, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего договора; обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной деятельности учреждения.

Согласно п.п. 1.1, 1.4, 1.6 раздела I должностной инструкции начальника Учреждения, утвержденной министром по природопользованию и экологии Карелии 06.04.2012г., с которой Чурашов ознакомлен 26.09.2016г., должность начальника Учреждения относится к категории руководители; начальник Учреждения несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное выполнение должностных обязанностей; начальник учреждения должен знать нормативные правовые акты в сфере лесных отношений, законодательство об охране и использовании природных ресурсов, методические инструктивные материалы по ведению лесного хозяйства, организации и осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) по привлечению к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушение в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, порядок заключения, исполнения и контроля за исполнением хозяйственных договоров. В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.5, 2.6, 2.12 раздела II должностной инструкции, на начальника Учреждения возлагаются организация использования лесов, их охраны; организация защиты лесов; организация контроля при проведении лесоустройства, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Учреждения; организация и осуществление в границах территории учреждения федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); контроль за соблюдением законодательства РФ и РК в деятельности учреждения. На основании п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.6, 3.7, 3.8, 3.37, 3.38, 3.39 раздела III должностной инструкции, начальник учреждения обязан добросовестно руководить деятельностью учреждения с соблюдением действующего законодательства РФ, РК, Устава учреждения; обеспечивать эффективную работу учреждения; обеспечивать выполнение возложенных на учреждение функций и задач, установленных Уставом учреждения, должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; организовывать работу по пресечению, предотвращению и устранению нарушений лесного законодательства, привлечению виновных лиц к административной и иной ответственности, взысканию вреда (ущерба), причиненного лесам; организовывать использование лесов, их охрану (в том числе, охрану лесов от незаконных рубок и других лесонарушений); организовывать контроль за исполнением лесопользователями условий договоров, в соответствии с которыми осуществляется использование лесов; осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами и контрольно-надзорными органами власти с целью предотвращения, пресечения и устранения нарушений лесного законодательства, и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности; обеспечивать соблюдение законодательства РФ при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); своевременно и в соответствии с законодательством организовывать претензионно-исковую работу по взысканию платежей за использование лесов, понуждению лесопользователей к совершению определенных действий, вытекающих из их обязанностей. В силу п.п. 4.1, 4.8 раздела IV должностной инструкции начальник учреждения имеет право представлять интересы учреждения во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти РК, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; осуществлять права, предусмотренные ст.ст.96, 97 Лесного кодекса РФ в рамках полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Таким образом, Чурашов, состоя в должности начальника ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» – заместителя главного государственного лесного инспектора в Карелии (в пределах своих полномочий), при исполнении своих служебных обязанностей являлся должностным лицом государственного органа управления в области лесных отношений, государственным лесным инспектором, осуществлявшим государственный лесной контроль и надзор и руководство ведением лесного хозяйства в лесах Медвежьегорского центрального лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», был наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, то есть являлся должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти.

В период с 16.12.2016г. по 19.12.2016г. Чурашов, используя свои полномочия государственного лесного инспектора, лично выявил нарушения лесного законодательства, Правил отвода и таксации лесосек в лесах РФ и Правил заготовки древесины при осуществлении ООО «Фаэтон», директором которого является А., лесозаготовительной деятельности на делянке 8 выдела 5 квартала 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества, а именно:

- отсутствие у работников, нанятых А., разрешительных документов на рубку лесных насаждений,

- несоответствие объема ликвидного запаса лесных насаждений, отведенных в рубку на 1,03 га леса по договору купли-продажи лесных насаждений, объему запаса леса на 1 га площади в выделе 5 квартале 100 Северного участкового лесничества Медвежьегорского центрального лесничества согласно таксационному описанию Северного лесничества, указанном в Проекте организации и ведения лесного хозяйства ФГУ «Заонежский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Республике Карелия;

- несоответствие номера делянки, на которой осуществлялась лесозаготовительная деятельность;

- несоответствие в натуре промеров линий, углов между ними, образующих границы делянки, промерам и углам, указанным в схеме расположения лесных насаждений, являющейся приложением к указанному договору купли-продажи лесных насаждений;

- повреждение лесосечных столбов;

- отсутствие уборки делянки.

Фактически, указанные нарушения образовывали в действиях А., как организатора лесозаготовительных работ на указанной делянке, признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.25 КоАП РФ, и признаки преступления, предусмотренного ст.260 УК РФ, в случае подтверждения занижения объема заготовленной древесины, и ее заготовку за пределами отвода.

После этого, Чурашов, имея умысел на злоупотребление должностными полномочиями вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, выявив указанные лесонарушения и поставив в известность о них А., действуя из корыстной заинтересованности, выраженной в желании получить незаконное вознаграждение от А. за сокрытие указанных лесонарушений, каких-либо актов осмотра делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов об административных правонарушениях не составил, предписаний об устранении нарушений лесного законодательства не выносил, подчиненным ему сотрудникам Медвежьегорского лесничества, Северного участкового лесничества о нарушениях не сообщил, указаний о проверке лесозаготовительной деятельности ООО «Фаэтон» на указанной делянке не дал, а также не сообщил о выявленных им лесонарушениях в ОМВД России по Медвежьегорскому району для проведения его сотрудниками дальнейшего разбирательства по существу выявленных Чурашовым лесонарушений, и в период времени с 17.00 часов до 20.00 часов 20.12.2016г., находясь у <адрес>, потребовал от А. денежные средства в сумме 50 000 рублей в качестве взятки. А., находясь в указанное время в указанном месте, согласился с требованием Чурашова о передаче ему денежных средств, однако пояснил, что денежных средств в сумме 50 000 рублей у него нет, но он готов передать Чурашову денежные средства в сумме 30 000 рублей, на что Чурашов ответил согласием.

В дальнейшем А., находясь в <адрес>, 22.12.2016г., в период времени с 12.00 часов до 15.00 часов, в телефонном разговоре с Чурашовым предложил последнему перевести ранее оговоренную ими сумму взятки в размере 30 000 рублей безналичным способом на лицевой счет Чурашова, на что последний ответил согласием. В указанный период времени А. явился в рабочий кабинет Чурашова в Учреждении по адресу: <адрес> где Чурашов, продолжая реализовывать свой указанный преступный умысел, лично передал А. реквизиты своего счета для рублевых и валютных операций в Карельском отделении ПАО «Сбербанк», для дальнейшего перевода на него денежных средств в сумме 30 000 рублей в качестве незаконного обогащения от А.

После этого, в тот же день, в период времени с 15.00 часов до 20.00 часов, А., находясь у себя дома по адресу: <адрес> через подключенную сеть Интернет в системе «ВТБ24 Бизнес Онлайн» осуществил перевод с лицевого счета ООО «Фаэтон» на счет Чурашова в ПАО «Сбербанк» денежные средства в сумме 30 000 рублей, а Чурашов лично получил указанные денежные средства на указанный счет за совершение им умышленного незаконного бездействия, то есть неисполнение своих обязанностей, что фактически объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых Чурашов был наделен должностными полномочиями, а именно: сокрытие фактов ранее озвученных А. выявленных Чурашовым лесонарушений и не инициирование дальнейшего разбирательства по ним, а именно: не составление актов осмотров лесной делянки, актов проверки соблюдения требований лесного законодательства, актов патрулирования (рейда) лесов, протоколов о выявленных Чурашовым лесонарушениях, не уведомление о выявленных лесонарушениях должностных лиц Министерства и сотрудников ОМВД России по Медвежьегорскому району, которые в дальнейшем были бы обязаны проводить разбирательство по факту выявленных Чурашовым лесонарушений, а также в целях формирования в дальнейшем со своей стороны и возглавляемого им Учреждения благоприятных условий для ведения ООО «Фаэтон» лесозаготовительной деятельности, то есть покровительство со своей стороны.

В период с 22.12.2016г. по 15.03.2017г. в отношении ООО «Фаэтон» каких-либо проверок со стороны Учреждения, ОМВД России по Медвежьегорскому району и Министерства, в том числе связанных с выявленными Чурашовым 16.12.2016г. лесонарушениями, не проводилось.

Таким образом, в результате действий Чурашова своевременно не были приняты надлежащие меры по выявлению, фиксации и устранению нарушений лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления им своих должностных обязанностей, не привлечены к ответственности виновные в совершении указанных лесонарушений лица, что фактически повлекло освобождение их от обязанности возмещения причиненного ущерба Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, бюджетам разных уровней, что, в свою очередь, повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в несвоевременной реализации требований ст.52 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба.

Также в результате действий Чурашова были подорваны и дискредитированы деловая репутация и авторитет возглавляемого им ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и государства в целом, породив у жителей Медвежьегорского района Республики Карелия представление о некомпетентности представителей власти - должностных лиц ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», их безразличии к нуждам и проблемам района, в том числе в лесной сфере, а также представление о всеобщей продажности его должностных лиц, кампанейщине, возможности договариваться с должностными лицами указанного учреждения о совершении ими любых незаконных действий в пользу тех или иных лиц, чем также существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства.

Уголовное дело поступило в суд с представлением прокурора Медвежьегорского района Карелии об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения в отношении обвиняемого Чурашова, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, в порядке главы 40.1 УПК РФ.

Подсудимый Чурашов в суде с предъявленным обвинением согласился, полностью признал себя виновным в совершении указанных выше преступлений, в содеянном раскаялся, от дачи показаний по существу предъявленного обвинения отказался, пояснил, что ранее в ходе предварительного следствия дал подробные признательные показания, заявил, что ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства им было заявлено добровольно, совместно с защитником, он осознает последствия рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, соглашение о сотрудничестве им исполнено в полном объеме.

Защитник адвокат Югансон В.А. ходатайство подсудимого о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства и представление прокурора поддержал, пояснил, что ходатайство подсудимого было заявлено добровольно, после консультации с защитником, досудебное соглашение о сотрудничестве подсудимым выполнено.

Государственный обвинитель Голубенко А.В. в суде поддержал представление прокурора, подтвердил, что подсудимый выполнил все условия досудебного соглашения и принятые по нему обязательства, активно содействовал следствию в раскрытии и расследовании иных преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286 УК РФ. Из материалов уголовного дела следует, что Чурашов сообщил органам предварительного следствия сведения о должностных лицах ГКУ РК «Медвежьегорской центральное лесничество», превысивших свои должностные полномочия, которыми органы предварительного следствия ранее не располагали. Показания Чурашова, данные в качестве свидетеля в ходе предварительного следствия, способствовали выявлению латентных должностных преступлений, возбуждению нескольких уголовных дел и привлечению к уголовной ответственности должностных лиц указанного Учреждения.

В материалах уголовного дела имеется заключенное 14 августа 2017 года между прокурором Медвежьегорского района Карелии Голубенко А.В. и обвиняемым Чурашовым, при участии защитника – адвоката Югансона В.А., соглашение о досудебном сотрудничестве. В суд также направлено представление прокурора Медвежьегорского района от 07.12.2017г. об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по делу в отношении Чурашова, в котором указано на выполнение обвиняемым условий досудебного соглашения о сотрудничестве, указанное представление было поддержано государственным обвинителем в судебном заседании. Досудебное соглашение заключено подсудимым добровольно, при участии защитника, условия досудебного соглашения Чурашовым соблюдены, а обязательства, предусмотренные заключенным досудебным соглашением Чурашовым выполнены, подсудимый осознает порядок, условия, последствия рассмотрения уголовного дела в особом порядке и пределы апелляционного обжалования приговора. Чурашов в ходе выполнения условий досудебного соглашения о сотрудничестве активно содействовал следствию в раскрытии и расследовании совершенных иными лицами преступлений, дал подробные показания об известных ему обстоятельствах этих преступлений, которые имеют существенное значение, и позволили изобличить виновных в совершении преступлений лиц. Таким образом, предусмотренные ст.317.6 УПК РФ условия вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, соблюдены.

Суд пришел к выводу о том, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными в ходе проведенного предварительного расследования, ходатайств об исключении доказательств по делу не заявлено, таким образом, суд признает доказательства допустимыми и достаточными, имеющими юридическую силу.

Обоснованность предъявленного обвинения, с которым согласился подсудимый Чурашов С.В., позволяет суду постановить по делу обвинительный приговор и квалифицировать его действия:

по ч.1 ст.285 УК РФ, как злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства;

по ч.3 ст.290 УК РФ, как получение взятки, то есть получение должностным лицом лично взятки в виде денег в значительном размере, за незаконное бездействие.

Суд считает, что Чурашов является субъектом преступлений и признает его вменяемым лицом, подлежащим уголовной ответственности и наказанию, <данные изъяты>.

При назначении подсудимому наказания суд учитывает следующее. Состояние здоровья Чурашова опасений у суда не вызывает, <данные изъяты>, инвалидности и ограничений к труду он не имеет, женат, имеет двух взрослых сыновей, малолетних детей на иждивении не имеет, не трудоустроен, состоит на учете в Центре занятости в качестве безработного, ранее не судим, к административной ответственности не привлекался, характеризуется по месту жительства удовлетворительно. Учитывается судом также характер и степень общественной опасности содеянного, как совершение впервые двух умышленных должностных преступлений, в том числе тяжкого.

Обстоятельствами, смягчающим наказание по всем эпизодам, суд признает активное способствование расследованию преступлений, содействие в раскрытии и расследовании иных преступлений, полное признание своей вины и раскаяние в содеянном, состояние здоровья подсудимого, а по эпизоду получения взятки, также, явку с повинной.

Обстоятельств, отягчающих наказание, суд по делу не находит.

Определяя вид наказания, учитывая положения ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, суд исходит из того, что наказание за совершенные преступления должно быть справедливым и строго индивидуальным, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступлений, обстоятельствам их совершения и личности виновного, должно быть направлено на исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений и на восстановление социальной справедливости. Учитывая характер, обстоятельства и последствия совершенных должностных коррупционных преступлений с использованием своего служебного положения в сфере государственного управления, их тяжесть и повышенную общественную опасность, данные о личности подсудимого, который не имеет работы и постоянного источников дохода, влияние назначенного наказания на условия жизни его семьи, отсутствие несовершеннолетних детей на иждивении, суд считает, что цели наказания могут быть достигнуты только при назначении Чурашову наказания по эпизоду получения взятки в виде лишения свободы, с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления, а по эпизоду злоупотребления должностными полномочиями – в виде лишения свободы. Суд полагает невозможным исправление подсудимого без реального отбывания наказания, поэтому не находит оснований для применения положений ст.73 УК РФ при назначении наказания в виде лишения свободы. Назначение более мягких видов наказания, не позволит обеспечить достижение целей наказания, установленных законом, оснований для назначения по ч.1 ст.285 УК РФ наказания в виде принудительных работ также не имеется.

При определении размера наказания в виде лишения свободы по ч.1 ст.285 УК РФ суд учитывает положения ч.2 ст.62 УК РФ. Совокупность установленных по делу смягчающих наказание Чурашова обстоятельств, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, выполнение подсудимым условий досудебного соглашения о сотрудничестве, поведение Чурашова после совершения преступления, указывающее на его действительное раскаяние, суд считает исключительными обстоятельствами, существенно уменьшающими степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, позволяющими суду назначить Чурашову наказание по ч.3 ст.290 УК РФ с применением положений ст.64 УК РФ, а именно: в виде лишения свободы ниже низшего предела, предусмотренного санкцией указанной статьи.

При определении размера дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности судом учитываются конкретные обстоятельства совершения преступления, его характер, повышенная общественная опасность и тяжесть. Оснований для назначения по ч.3 ст.290 УК РФ дополнительного наказания в виде штрафа суд не находит, учитывая наличие по делу совокупности смягчающих наказание обстоятельств, данные о личности подсудимого и имущественное положение его семьи.

В силу ч.3 ст.69 УК РФ окончательное наказание по совокупности преступлений суд полагает возможным назначить путем частичного сложения наказаний.

С учетом положений п. «б» ч.1 ст.58 УК РФ отбывать наказание в виде лишения свободы подсудимый должен в исправительной колонии общего режима. Согласно ч.2 ст.97 и п.17 ч.1 ст.299 УПК РФ, с учетом положений ч.1 ст.76 УИК РФ, мера пресечения в отношении Чурашова подлежит изменению на заключение под стражу. Учитывая, что Чурашов в рамках досудебного производства по делу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался под стражей, указанный период времени подлежит зачету в срок лишения свободы согласно положений, установленных ч.3 ст.72 УК РФ.

С учетом фактических обстоятельств преступлений и степени их общественной опасности, оснований для изменения категории преступлений по делу не имеется.

Гражданский иск по делу не заявлен, судьба вещественных доказательств по делу определяется судом в соответствии с ч.3 ст.81 УПК РФ, процессуальные издержки, связанных с участием в деле на стадии досудебного производства адвокатов по назначению, подлежат возмещению за счет средств бюджета согласно ч.10 ст.316 УПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 303, 304, 307-310, 316, 317.7 УПК РФ, суд

приговорил:

Чурашова С.В. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285 УК РФ и ч.3 ст.290 УК РФ и назначить ему наказание:

по ч.1 ст.285 УК РФ – в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год,

по ч.3 ст.290 УК РФ, с применением ст.64 УК РФ, – в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления, сроком на 3 (три) года.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, по совокупности преступлений назначить Чурашову С.В. окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года 6 (шесть) месяцев, с его отбыванием в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления, сроком на 3 (три) года.

Меру пресечения Чурашову С.В. до вступления приговора суда в законную силу изменить на заключение под стражу, взять под стражу немедленно в зале суда.

Срок отбывания наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, зачесть в срок наказания время содержания Чурашова С.В. под стражей до судебного разбирательства, из расчета один день за один день, а именно: период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Вещественные доказательства: личное дело Чурашова С.В., устав ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» с приложением, приказом, изменениями и сопроводительным письмом, копию заявления А., копию приказа , договор купли-продажи с приложениями, чек, лист с таблицей, проект организации и ведения лесного хозяйства ФГУ «Заонежский лесхоз» – вернуть ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество»; договор подряда от 10.11.2016г. и копию договора купли-продажи с приложениями – вернуть ООО «Фаэтон»; ноутбук Aser Aspire 5745 – оставить у А.; лист бумаги с реквизитами банковского счета Чурашова, компакт-диски с аудио- и видеозаписями ОРМ – хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия в течение 10 суток со дня его провозглашения, с подачей жалобы через Медвежьегорский районный суд, а осужденным к лишению свободы и содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, с учетом положений ст.317 УПК РФ. Приговор не может быть обжалован по основанию несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.

В случае подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих интересы осужденного, когда он вправе подать свои возражения в письменном виде и иметь возможность довести до суда апелляционной инстанции свою позицию, осужденный вправе заявить ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также поручить свою защиту избранным защитникам либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора, копий апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих его интересы.

Судья С.П.Матвеев

1-9/2018 (1-120/2017;)

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Истцы
Прокуратура Медвежьегорского района
Другие
Югансон Владимир Арвидович
Чурашов Сергей Владимирович
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Матвеев Сергей Петрович
Статьи

ст.285 ч.1

ст.290 ч.3 УК РФ

Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
20.12.2017Регистрация поступившего в суд дела
20.12.2017Передача материалов дела судье
15.01.2018Решение в отношении поступившего уголовного дела
25.01.2018Судебное заседание
25.01.2018Провозглашение приговора
31.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2018Дело оформлено
04.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Приговор)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее