Решение по делу № 33а-583/2020 от 14.01.2020

Дело № 33а-583/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург                 06 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего      Григорьевой Н.М.,

судей                  Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,

при секретаре Василецкой Ю.Я.,

рассмотрела административное дело № 2а-7253/2019 (47RS0004-01-2019-006713-58) по апелляционным жалобам административных ответчиков - администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и Комитета по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2019 года по административному исковому заявлению Кузнецовой М.А., действующей в интересах несовершеннолетней С., к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконными бездействия, обязании обеспечить несовершеннолетнего местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Кузнецова М.А., действующая в интересах несовершеннолетней дочери С., рождения ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с административным иском к Комитету по образованию администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, в обоснование требований указав, что ребенок истца поставлен на учет для получения места в детском саду 30.07.2018 г. Вплоть до настоящего времени место в детском дошкольном учреждении несовершеннолетнему не предоставлено.

Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, который не представил доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению ребенка административного истца возможностью получения дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.

    В связи с чем, административный истец просит суд:

- признать незаконным бездействие Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в том, что несовершеннолетний ребенок истца не обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении;

- обязать Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в течение одного месяца создать и предоставить несовершеннолетней С. рождения ДД.ММ.ГГГГ место в одном из выбранных муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: МОБУ СОШ «Муринский ЦО № 2», МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры, МДОБУ «Муринский ДСКВ № 4», или в любом детском дошкольном учреждении микрорайона Западный г. Мурино Всеволожского района Ленинградской области.

В качестве административного ответчика к участию в деле была привлечена администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истец требования поддержала.

Административные ответчики требования не признали.

Обжалуемым решением от 23.08.2019 г. суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетней С., рождения ДД.ММ.ГГГГ свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Суд обязал администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить несовершеннолетнюю С., рождения ДД.ММ.ГГГГ местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в одном из детских учреждений: МОБУ СОШ «Муринский ЦО № 2», МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры, МДОБУ «Муринский ДСКВ № 4», либо в дошкольном учреждении микрорайона Западное Мурино Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Административными ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых они просят решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование несогласия с решением указывают на то, что вопрос о зачислении ребенка в дошкольное образовательное учреждение должен быть решен в порядке очереди, внесение изменений в порядок формирования очередности нарушит права иных лиц, родителей, обладающих правом внеочередного и первоочередного зачисления детей дошкольные учреждения.

Стороны на апелляционное рассмотрение не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, в связи с чем коллегией по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) принято определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Как предусмотрено ст. 5 указанного закона, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

Как предусмотрено положениями ст. 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы на 25.07.2019 г. ребенок истца состоял на учете с 30.07.2018 г. в МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры (плановая очередь: 171 место), МОБУ СОШ «Муринский ЦО № 2» (плановая очередь: 304 место), МДОБУ «Муринский ДСКВ № 4» (плановая очередь: 119 место), в возрастной категории от трех до четырех лет на 2019-2020 г. учебный год с учетом планового комплектования.

В материалах дела имеется письмо Комитета по образованию администрации от 25.07.2019 г., в ответ на обращение родителя Кузнецовой М.А. от 01.07.2019 г., согласно которому вопрос о зачислении несовершеннолетней С. будет рассмотрен в течение учебного года при появлении свободных мест исключительно в порядке очереди (л.д. 20-22).

Удовлетворяя требования административного истца, суд правомерно исходил из того, что материалами дела подтверждено достижение ребенком истца требуемого возраста, ребенок был поставлен на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, родитель несовершеннолетнего ребенка обратился в уполномоченный орган, соответственно, имелись основания для получения места в детском дошкольном учреждении, в связи с этим у администрации МО Всеволожский муниципальный район возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в дошкольном образовательном учреждении уполномоченным органом предпринято не было.

В силу положений ч.3, 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования ( ч.4 указанной статьи).

Как уже было указано выше, согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 г. N08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.

В материалах дела имеется копия направления № 1532932844-2404-3, выданного 21.11.2019 г. на зачисление несовершеннолетней С. ДД.ММ.ГГГГ рождения в муниципальную образовательную организацию МДОБУ «Муринский ДСКВ № 3» с 21.11.2019 г. (л.д. 95), однако, данный факт не является основанием для отмены решения суда первой инстанции от 23.08.2019 г., поскольку направление было выдано после принятия решения.

Таким образом, обжалуемое решение соответствует приведенным выше положениям закона, при рассмотрении дела судом нормы материального и процессуального права применены правильно, доводы сторон проверены судом, получили надлежащую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и Комитета по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>

33а-583/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Мария Анатольевна
Ответчики
Комитет по образованию Администрации МО Всеволожский муниципальный район
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Григорьева Нелли Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
14.01.2020Передача дела судье
06.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Передано в экспедицию
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее