Судья Гребнев Д.В.
Дело № 7-932/2020 (21-500/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 09 июля 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации Чернушинского городского округа Слобожаниной Оксаны Александровны на решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 18 мая 2020 г., постановление начальника межрегионального отдела государственного энергетического надзора Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чернушинского городского округа,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника межрегионального отдела государственного энергетического надзора Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 марта 2020 г. № 48/08/07 администрация Чернушинского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десять тысяч рублей.
Решением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 18 мая 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника администрации Чернушинского городского округа Слобожаниной О.А., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Слобожанина О.А просит отменить решение судьи районного суда, постановление должностного лица и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что администрация Чернушинского городского округа не является субъектом данного правонарушения, поскольку администрация Чернушинского городского округа, а ранее администрация Чернушинского района, не являлись и не являются собственниками свалки бытового мусора, расположенной на земельном участке **, данный объект в едином реестре муниципальной собственности Чернушинкого городского округа не числится. Собственником данного объекта являлась администрация Слудовского сельского поселения. Администрация Чернушинского городского округа приступила к исполнению полномочий по вопросам местного значения лишь с 01 января 2020 г., в связи с чем не имела возможности устранить выявленные нарушения, при этом каких-либо предписаний относительно ликвидации свалки, в ее адрес не поступало. Указывает, что в соответствии с абз. 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» правила, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления. Полагает возможным применение статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде глава администрации Чернушинского городского округа Шестаком М.В., защитник Слобожанина О.А., извещенные надлежаще, участие не принимали. Защитник Слобожанина О.А. направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, на доводах жалобы настаивает.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9.8 КоАП РФ нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Правила охраны электрических сетей определены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).
В соответствии с Общими положениями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила), указанные правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Согласно пункту 7 Правил, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В соответствии с приложением к Правилам охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20 метров для ВЛ 110 кВ.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать свалки.
Согласно пункту 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных материалов.
Из материалов дела следует, что 03 декабря 2019 г. в адрес Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило сообщение производственного отделения Чайковские электрические сети филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» (далее ПО ЧаЭС) от 22 ноября 2019 г. о факте осуществления в границах охранной зоны с учетными номерами 59.00.2.3; 59.40.2.44 действий, запрещенных пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160.
По результатам рассмотрения поступивших материалов администрация Чернушинского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.8 КоАП РФ, за нарушение подпункта «г» пункта 8 и пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160. Нарушение выразилось в организации свалки твердых бытовых отходов в охранной зоне воздушной линии (ВЛ) 110 кВ Янаул-Чернушка Тяга III, IV цепь с отпайкой на ПС Куеда Тяга в пролетах опор 380 -381.
Факт совершения данного административного правонарушения и виновность администрации Чернушинского городского округа подтверждаются: обращением ПО ЧаЭС в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2019 г.; актом от 08 июля 2019 г., согласно которому комиссия в составе начальника РЭС, мастера ЛЭП и электромонтеров осмотрела ВЛ 110 кВ Янаул-Чернушка Тяга цепь III, IV с отпайкой на ПС Куеда Тяга в пролетах опор 380-381 и ВЛ 110 кВ Чернушка-Слудка в пролетах опор № 64-65, обнаружив свалку бытового мусора по всей площади охранной зоны; фотоматериалами графиями, приложенными к акту с привязкой к географическим координатам, на которых запечатлена свалка бытового мусора непосредственно между опорами ВЛ; письмом ПО ЧаЭС от 12 августа 2019 г. в администрацию Чернушинского городского округа с просьбой принять меры по ликвидации свалки в охранной зоне ВЛ 110 кВ; ответом администрации Чернушинского муниципального района от 23 августа 2019 г., согласно которому земельный участок с кадастровым номером ** постановлением главы администрации Чернушинского района от 19 августа 2005 г. № 1201 выделен под площадку временного накопления твердых бытовых отходов, в настоящее время свалка не используется, подлежит ликвидации, на что в бюджете Чернушинского городского округа запланировано финансирование на 2020 - 2025 годы; и другими материалами дела.
Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Допустимость и достоверность принятых доказательств сомнений не вызывает.
Установив все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, признав доказанным факт нарушения администрацией Чернушинского городского округа подпункта «г» пункта 8 и пункта 9 Правил, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.8 КоАП РФ.
Вменяемое деяние администрации Чернушинского городского округа правильно квалифицировано по статье 9.8 КоАП.
Доводы жалобы о том, что администрация Чернушинского городского округа не является субъектом административного правонарушения, были судьей районного суда проверены и признаны несостоятельными, о чем в решении дана подробная правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Пермского края от 23 февраля 2019 г. № 357-ПК «Об образовании нового муниципального образования Чернушинский городской округ», органы местного самоуправления Чернушинского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Чернушинского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Выводы судьи районного суда о том, что администрация Чернушинского городского округа является правопреемником администрации Слудовского сельского поселения по всем вопросам местного значения, в том числе по вопросам участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, вновь образованная администрация Чернушинского городского округа как правопреемник несет ответственность за административные правонарушения, допущенные ее предшественниками, являются обоснованными.
Вопреки доводам защитника факт того, что земельный участок, на котором расположена свалка не находится в собственности администрации Чернушинского городского округа, не свидетельствует о том, что администрация Чернушинского городского округа не несет ответственность за состояние свалки на подведомственной ей территории в силу следующего.
Судьей районного суда установлено, что собственность за земельный участок с кадастровым номером **, выделенный под свалку, не разграничена.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ** в настоящее время находится в распоряжении администрации Чернушинского городского округа, что свидетельствует о необходимости осуществления контроля с ее стороны относительно пользования данным участком, на котором организована свалка.
Доводы защитника о том, что Правила не распространяются на свалку, организованную в пределах земельного участка с кадастровым номером **, поскольку свалка создана раньше, чем указанные Правила вступили в законную силу, в рассматриваемом случае не имеют правового значения, поскольку администрации Чернушинского городского округа вменяется в вину распространение свалки за границы данного участка, на территорию охранной зоны.
Указание в сообщении ПО ЧаЭС от 22 ноября 2019 г. и определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06 декабря 2019 г. администрации Чернушинского муниципального района не свидетельствует об отсутствии вины администрации Чернушинского городского округа в совершении вменяемого административного правонарушения.
Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрацией Чернушинского городского округа приняты все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства, тогда как возможность для соблюдения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у администрации Чернушинского городского округа имелась, что свидетельствует о наличии в ее действиях вины.
Вопрос о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным рассматривался судьей районного суда, мотивированные выводы об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ изложены в решении, не согласиться с данными выводами оснований не имеется. Они сделаны с учетом характера совершенного правонарушения существенно нарушающего охраняемые общественные правоотношения, так как в данном случае создается угроза безопасности функционирования электрических сетей, которая может привести к их повреждению и повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и их имуществу.
Доводы настоящей жалобы аналогичны доводам жалобы, рассмотренной судьей районного суда, получили надлежащую оценку в решении, не влекут отмену обжалуемых актов, так как они не опровергают правильные выводы о наличии в действиях администрации Чернушинского городского округа состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.8 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с толкованием норм действующего законодательства регулирующего рассматриваемые правоотношения, а также иная оценка представленных доказательств, основания для которой отсутствуют, не свидетельствует о существенном нарушении требований КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено администрации Чернушинского городского округа по правилам статьи 4.1 КоАП РФ, и является минимальным.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Чернушинского городского округа допущено не было.
При таком положении оснований для отмены решения судьи районного суда, постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 18 мая 2020 г., постановление начальника межрегионального отдела государственного энергетического надзора Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 марта 2020 г. № 48/08/07 оставить без изменения, жалобу защитника Слобожаниной Оксаны Александровны - без удовлетворения.
Судья - (подпись)