Дело № 5-378/14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Соликамск 27 августа 2014 года.
Судья Соликамского городского суда Пермского края Т.В. Крымских,
при секретаре О.Б. Захваткиной,
представителя юридического лица <данные изъяты> – ФИО10, действующей на основании письменной доверенности,
представителя заинтересованного лица <данные изъяты> ФИО11, действующего на основании письменной доверенности,
рассмотрев административный материал по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица <данные изъяты>, юридический адрес <...>
у с т а н о в и л :
В отношении юридического лица <данные изъяты> <дата> специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю составлен протокол № об административном правонарушении, в котором указано, что юридическим лицом совершено административное правонарушение.
<дата> в ходе проведения проверки <данные изъяты> путем непосредственного обнаружения в ходе проверки и осмотра места осуществления медицинской деятельности установлено, что учреждение имеет лицензию от <дата> №, предоставленную Территориальным органом Росздравнадзора по Пермскому краю, заявления о прекращении действия лицензии не поступало. Учреждение обязано соблюдать лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности. Административное правонарушение выразилось в грубом нарушении лицензионных и условий в части нарушения прав пациентов на получение качественной медицинской помощи. Нарушения при проведении ежегодных профилактических осмотров. При проверке медицинских карт <данные изъяты> выявлены нарушения при проведении профилактических медицинских осмотров 1 раз в год. Отсутствует осмотр врача- психиатра, не выполняются рекомендации врача-стоматолога по санации полости рта, нарушение соблюдения установленного порядка осуществления\ внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В амбулаторных картах <данные изъяты> отсутствует динамическое наблюдение за больным, информация о течении острого заболевания, обострении хронического заболевания, информация об эффективности назначенного лечения, отсутствует дата явки на повторный прием (указано «явка после лечения», отсутствует повторный осмотр пациента после лечения. Описанный фельдшером локальный статус не соответствует установленному пациенту диагнозу. Диагнозы устанавливаются без описания жалоб, истории развития заболевания, описания локального статуса. Отсутствует контроль за проведением ежегодных профилактических осмотров. Не проводятся осмотры пациентов на следующий день после проведения профилактических прививок. Не представлены документы, подтверждающие проведение внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи. Нарушены ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», п. 5б Постановления Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности…», Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 640, Министерства юстиции РФ № 190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», Постановление Главного государственного санитарного врача № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.23420-8». Нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в части квалификационной подготовки специалистов, отсутствую сертификаты у медицинских сестре. Нарушен п. 4д Постановления Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности…», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 541 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
В действиях юридического лица <данные изъяты> усмотрено наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель юридического лица <данные изъяты> ФИО10 в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснила, что учреждение имеет лицензию для осуществления лечебной деятельности, выданную в <дата> за №, в связи с тем, что на дату выдачи лицензии в учреждении имелась медицинская часть, которая являлась его подразделением, входила в его состав. С целью выдачи лицензии в учреждении надзорным органом проводилась проверка, в ходе которой нарушений выявлено не было, в связи с чем, была выдана лицензия. Однако, с <дата> учреждение деятельность по оказанию медицинской помощи населению не осуществляет, поскольку, с <дата> медицинская часть выведена из состава учреждения. На территории учреждения на основании соглашения о взаимодействии расположено подразделение вновь образованного медицинского учреждения <данные изъяты>, которая и осуществляет медицинскую деятельность. Это иное юридическое лицо, которое не имеет отношения к учреждению. В настоящее время решается вопрос о передаче помещений <данные изъяты>, помещения находятся в бесплатном пользовании на основании соглашения. Движимое имущество и медицинское оборудование передано <данные изъяты>. Медицинские работники находятся в штате <данные изъяты>, которое и осуществляет медицинскую деятельность. В <дата> учреждение осуществляло медицинскую деятельность. При проверке выявлены два факта нарушения при заполнении медицинской документации – карт двоих <данные изъяты>, которые имели место в <дата>. Деятельность осуществлялась в полном соответствии с условиями лицензирования. Выявленные нарушения при заполнении медицинских карт существенными не являются. Сертификаты медицинских работников имеются в наличии, копии были направлены в контролирующий орган посредством электронной почты, как выяснилось, не получены, в связи со сбоем сети.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> ФИО11, с протоколом не согласился, пояснил, что подразделение <данные изъяты> дислоцировано на территории <данные изъяты>, однако, никакого отношения к ней не имеет, поскольку входит в состав иного юридического лица. В настоящее время <данные изъяты> решается вопрос о передаче помещений <данные изъяты>. Сейчас данные помещения находятся в безвозмездном пользовании больницы. Оборудование и движимое имущество уже переданы <данные изъяты>. Медицинские сотрудники с <дата> состоят в штате вновь образованного <данные изъяты>, оно же и осуществляет медицинскую деятельность. Вопрос о получении лицензии может быть решен только тогда, когда медицинское учреждение оформит права на помещения. Именно <данные изъяты> осуществляет в учреждении медицинскую деятельность.
Свидетель ФИО12 суду показала, что является фельдшером, которая входит в состав филиала <данные изъяты>, на территории учреждения фактически проводилась проверка деятельности <данные изъяты>, а так же проверка оформления сотрудниками учреждения медицинской документации (медицинских карт десяти <данные изъяты>) в <дата>. В картах двоих <данные изъяты> установлено наличие нарушения при их заполнении, оформлении в <дата>. При этом, деятельность учреждением осуществлялась в соответствии с условиями лицензирования. Все необходимые мероприятия проводились в полном объеме. Выявленные неполные записи в медицинских картах свидетельствует лишь о том, что карты заполняются с незначительными нарушениями. У медицинских работников имеются соответствующие сертификаты, копии которых были направлены в контролирующий орган.
Заслушав представителя юридического лица ФИО10, представителя заинтересованного лица <данные изъяты> ФИО11, свидетеля, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства, письменные пояснения представителя Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
Согласно правилам ст. 1.5 КоАП РФ,
лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1).
По смыслу ч. 2 приведенной статьи
, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с ч.
3 и 4 данной нормы, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 47 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Статья 19.20 КоАП РФ предусмотрела административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, предусмотрела административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Положение «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ЧАСТНУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, НА ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА "СКОЛКОВО")» определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
Согласно п. 3 Положения, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
На основании п. 4 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:…
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
По смыслу п. 5 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
.. б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с п. 6 Положения, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами а, б и в(1) п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Уставом <данные изъяты>, к иным видам деятельности учреждения относится деятельность лечебных учреждений.
<дата> учреждению выдана лицензия № на осуществление медицинской деятельности, согласно приложениям к лицензии.
Судом установлено, что Территориальноым органом Росздравнадзора по Пермскому краю на основании приказа о проведении плановой выездной проверки в период с <дата> по <дата> была проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности <данные изъяты>
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Из пояснений представителя <данные изъяты>, представителя заинтересованного лица <данные изъяты> и допрошенного свидетеля, письменных материалов дела, исследованных судом установлено, что в период до <дата> в состав юридического лица <данные изъяты> входила медицинская часть, которая являлась подразделением учреждения, учреждение осуществляло медицинскую деятельность.
Из Устава <данные изъяты>, утвержденного приказом <данные изъяты> № от <дата> года, следует, что <данные изъяты> является юридическим лицом, предметом и целями деятельности является медико-санитарное обеспечение <данные изъяты>, специальные функции, связанные с медико-санитарным обеспечением, включая медицинское освидетельствование и медицинские осмотры, медицинское обеспечение деятельности учреждений <данные изъяты> по месту дислокации <данные изъяты> и его филиалов, деятельность в области здравоохранения (раздел 2), <данные изъяты> имеет филиалы, в том числе, филиал <данные изъяты> которая осуществляет медицинское обслуживание <данные изъяты>
Временное положение <данные изъяты> предусматривает, что <данные изъяты> является обособленным подразделением на правах филиала <данные изъяты>, является медицинской организацией <данные изъяты> и осуществляет медико-санитарное обеспечение, предназначена для медико-санитарного обеспечения <данные изъяты>
Приказом <данные изъяты> № от <дата> в целях формирования новой организационной структуры медицинской службы <данные изъяты> с <дата> внесены изменения в структуру и штатное расписание <данные изъяты>, в структуре <данные изъяты> исключена медицинская часть <данные изъяты>, ликвидированы и сокращены медицинские должности.
Согласно приказу о приеме на работу <данные изъяты>, медицинские работники состоят в штате и являются сотрудниками <данные изъяты>.
Представитель <данные изъяты>, представитель <данные изъяты> и допрошенный судом свидетель пояснили, что учреждение медицинскую деятельность в <дата> году не осуществляет.
Вывод должностного лица о виновности лица, привлекаемого к ответственности, должен быть основан на собранных доказательствах.
Имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что, на момент проверки, работники учреждения медицинскую деятельность не осуществляли. Как было установлено в ходе проверки, на момент проверки из штата учреждения выведены все медицинские работники (уволены) и включены в штат <данные изъяты> (приказ от <дата> о приеме на работу в <данные изъяты> сотрудников медицинской части).
Тем самым, фактически медицинскую деятельность на территории учреждения осуществляют работники <данные изъяты>.
Таким образом, поскольку в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления медицинской деятельности, следует исходить из отсутствия доказательств осуществления медицинской деятельности самим учреждением.
То обстоятельство, что на момент проверки не был завершен процесс передачи от учреждения к <данные изъяты> имущества, используемого в процессе осуществления такой деятельности (медицинского оборудования и т.п.), определяющего значения для дела не имеет. Имеет значение недоказанность факта осуществления медицинской деятельности работниками учреждения. Сказанное относится и к наличию у Учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку наличие такой лицензии, само по себе, не свидетельствует о фактическом осуществлении деятельности, предусмотренной этой лицензией. Поскольку такая деятельность осуществлялась учреждением до <дата>, у него имелась указанная лицензия на момент проверки, которая проходила в <дата>.
Таким образом, материалы дела не подтверждают бесспорно наличие в действиях учреждения состава вмененного административного правонарушения.
Отраженные в акте документарной проверки недостатки качества оказания медицинской помощи, нарушения при оформлении медицинских документов – медицинских карт <данные изъяты>, в <дата>, не свидетельствуют о нарушении или грубом нарушении учреждением условий, предусмотренных выданной лицензией.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что в действиях юридического лица <данные изъяты> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица <данные изъяты> прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд.
Судья Т.В. Крымских.