Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-363/2020 ~ М-68/2020 от 20.01.2020

                                                         РЕШЕНИЕ

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего                                        Осмольской М.О.,

при секретаре                                    Гапонович К.В.,

помощник судьи                            Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца администрации Калтайского сельского поселения адвоката Заплавнова Д.Г., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. административное дело №2а-363/2020 по административному исковому заявлению администрации Калтайского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной Марине Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной Марины Александровны о взыскании исполнительского сбора,

                                                        установил:

администрация Калтайского сельского поселения обратилась в суд с административным иском (с учетом замены административного ответчика, привлечения административного соответчика) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 18.12.2019 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 27.11.2019 № 88481/19/70024-ИП, утвержденного старшим судебным приставом Антонян А.Ц.

В обоснование административного иска указано, что в производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. находится исполнительное производство № 88481/19/70024-ИП, возбужденное 27.11.2019 на основании исполнительного листа, выданного Томским районным судом Томской области по делу № 2-198/2017. Решением Томского районного суда Томской области от 20.02.2017 по делу № 2-198/2017 было удовлетворено исковое заявление прокурора Томского района Томской области к администрации Калтайского сельского поселения об обязании провести работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены четыре общественных кладбища, расположенные на территории муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района. В соответствии с данным решением суда администрация Калтайского сельского поселения обязана в срок до 31.12.2017 провести работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены четыре общественных кладбища, расположенные на территории муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района (одно у (адрес), два у (адрес), одно у (адрес)). 24.12.2019 (вх. № 1950 от 24.12.2019) администрацией Калтайского сельского поселения было получено по почте постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2019, вынесенное судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А в рамках исполнительного производства № 88481/19/70024-ИП, утвержденное старшим судебным приставом Антонян А.Ц. 18.12.2019. В данном постановлении о взыскании исполнительского сбора, со ссылкой на ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указано, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей. Судебным приставом-исполнителем Кучиной М.А в постановлении от 18.12.2019 указано, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Не приводя каких-либо доводов об истребовании от должника сведений об уважительности причин неисполнения решения суда в срок, установленный для его добровольного исполнения, не проводя какую-либо проверку наличия данных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, судебный пристав-исполнитель Кучина М.А постановила взыскать с должника администрации Калтайского сельского поселения исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 50 000 рублей с должника-организации, которые перечислить на расчетный счет межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А в рамках данного же исполнительного производства №88481/19/70024-ИП от 27.11.2019 18.12.2019 вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, которым должнику администрации Калтайского сельского поселения установлен новый срок для исполнения решения суда - 28.01.2020. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2019 вынесено с нарушением Федерального закона «Об исполнительном производстве». Так, решение Томского районного суда Томской области от 20.02.2017 по делу № 2-198/2017 об удовлетворении искового заявления прокурора Томского района Томской области к администрации Калтайского сельского поселения об обязании провести работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены четыре общественных кладбища, расположенных на территории муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района в срок до 31.12.2017, вступило в законную силу 28.03.2017. После чего администрацией Калтайского сельского поселения предпринимались меры по его исполнению. При этом должник администрация Калтайского сельского поселения не имеет возможности влиять на принудительное исполнение решение суда, в том числе, на получение исполнительного листа по вступившему в законную силу решению суда, не вправе влиять на момент возбуждения исполнительного производства. Несмотря на то, что решение суда от 20.02.2017 вступило в законную силу 28.03.2017, исполнительный лист был выдан взыскателю только 11.10.2019, а исполнительное производство возбуждено только 27.11.2019. Судебным приставом-исполнителем Кучиной М.А. до вынесения данного постановления не истребовались сведения от должника об уважительности причин неисполнения решения суда в установленные им сроки, не устанавливалось наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих его надлежащему исполнению, а сразу было принято решение о взыскании с должника исполнительского сбора в значительной для бюджета муниципального образования сумме. При этом, 23.12.2019 администрация Калтайского сельского поселения обратилась в Томский районный суд Томской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 20.02.2017, копия данного заявления должника направлена судебному приставу-исполнителю Кучиной М.А. С учетом того, что с момента возбуждения исполнительного производства № 88481/19/70024-ИП от 27.11.2019 до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем сведения о причинах неисполнения решения суда в установленные в нем сроки не выяснялись, с учетом того, что срок для добровольного исполнения решения суда после возбуждения исполнительного производства надлежащим образом не предоставлен, а причины неисполнения решения суда в срок, прошедший с момента возбуждения исполнительного производства не устанавливались, постановление судебного пристава-исполнителя Кучиной М.А. от 18.12.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с должника администрации Калтайского сельского поселения незаконно, вынесено с нарушением Федерального закона «Об исполнительном производстве». Административный иск подан в десятидневный срок с момента получения постановления о взыскании исполнительского сбора по почте.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Заплавнов Д.Г., действующий на основании доверенности от 16.01.2020 № 01, сроком действия один год, административное исковое заявление поддержал. Пояснил, что решением Томского районного суда Томской области от 20.02.2017 на администрацию Калтайского сельского поселения возложена обязанность исполнить действия по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены четыре кладбища на территории муниципального образования «Калтайское сельское поселение». Исполнительный лист выдан 11.10.2019, в ноябре 2019 года возбуждено исполнительное производство. Административным истцом не оспаривается получение постановления о возбуждении исполнительного производства от 27.11.2019. Администрацией Калтайского сельского поселения принимались меры к частичному исполнению решения суда. Постановлением от 18.12.2019 было принято решение о взыскании исполнительского сбора, установлен новый срок для исполнения решения суда. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Меры по исполнению решения суда администрацией Калтайского сельского поселения предпринимались в срок, установленный для добровольного исполнения документа - до 18.12.2019. Установление нового срока для исполнения требований исполнительного документа - 28.01.2020 с учетом выходных дней заведомо делает невозможным его исполнение. Требование судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа было получено администрацией Калтайского сельского поселения 03.12.2019. Ответ на данное требование подготовлен Главой администрации Калтайского сельского поселения, тогда как непосредственно по вопросам земельных правоотношений работал Титов Р.Г., все документы находились в его ведении. На тот период времени Титов Р.Г. отсутствовал, поскольку находился в отпуске, и не мог предоставить необходимые документы, доложив Главе поселения о частичном исполнении решения суда. Глава поселения находилась на «больничном» по болезни ребенка, вышла на работу для дачи ответа судебному приставу-исполнителю. В марте 2017 года администрацией Калтайского сельского поселения был заключен муниципальный контракт на подготовку землеустроительной документации, заложены денежные средства на его исполнение. Без проведения межевания земельных участков, на которых размещены кладбища, невозможно исполнить решение суда. При выполнении кадастровых работ были выявлены наложения границ трех земельных участков, собственниками которых являются администрация Томского района, департамент лесного хозяйства. Администрацией Калтайского сельского поселения принимались меры по согласованию границ земельных участков, перераспределению земель. В декабре 2017 года решением Томского областного суда был удовлетворен иск прокурора Томского района о признании недействующим в части генерального плана муниципального образования «Калтайское сельское поселение». Администрация Калтайского сельского поселения обращалась за разъяснением указанного решения в Управление Росреестра по Томской области. В предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 20.02.2017 судом было отказано.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучина М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления администрации Калтайского сельского поселения. В судебном заседании, а также в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что доводы, изложенные в исковом заявлении необоснованны, требования удовлетворению не подлежат. Решением Томского районного суда Томской области от 20.02.2017 было постановлено обязать администрацию Калтайского сельского поселения в срок до 31.12.2017 провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены четыре кладбища. 27.11.2019 было возбуждено исполнительное производство после предъявления исполнительного листа взыскателем, постановление получено должником 03.12.2019, одновременно было направлено требование о предоставлении информации об исполнении решения суда. 03.12.2019 администрацией Калтайского сельского поселения ее требование было получено, подготовлен ответ о частичном исполнении решении суда. Какие-либо документы, подтверждающие частичное исполнение решения суда должником представлены не были. Администрации Калтайского сельского поселения был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда и разъяснено, что срок следует исчислять со дня получения уведомления. Должник был предупрежден об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа. Требования исполнительного документа в установленный срок не были исполнены, 18.12.2019 ею вынесено постановление о взыскании с администрации Калтайского сельского поселения исполнительского сбора. Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не могу служить основанием для отмены постановления от 18.12.2019. Как следует из материалов исполнительного производства, решение суда должником не исполнено, не предоставлены документы, подтверждающие его исполнение. Законом на судебного пристава-исполнителя обязанность по предоставлению срока для представления дополнительных доказательств не возложена. Несогласие со сроком добровольного исполнения решения суда не влечет незаконность постановления от 18.12.2019, конкретные сроки законом не регламентированы, устанавливаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя с учетом их разумности. Ссылка в письменных возражениях на положения ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации является опиской. Глава поселения является должностным лицом, а потому нахождение на «больничном» не снимает с него ответственности. С момента вынесения решения суда прошло три года, однако решение не исполнено даже в части. При этом постановление о взыскании исполнительского сбора выносится также и при частичном исполнении требований исполнительного документа. Представленные административным истцом документы на законность оспариваемого постановления не влияют.

Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.

Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, действия (бездействие), решение судебного пристава-исполнителя могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действия (бездействия), решения закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.

Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено 18.12.2019, получено административным истцом администрацией Калтайского сельского поселения 24.12.2019, что следует из отчета об отслеживании отправления (вх. № 1950). Настоящее административное исковое заявление подано в суд 20.01.2020, следовательно, с учетом выходных и праздничных дней срок для обращения в суд администрацией Калтайского сельского поселения соблюден.

В силу положений ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции № 28 от 01.05.2019, действующей на дату вынесения оспариваемого постановления) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии со ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу ч.ч. 1, 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора от 08.07.2014 № 001/16, утвержденными директором службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 07.06.2014, постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства. В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (п. 2.1).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора (подп. 2.4.1 п. 2.4 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 08.07.2014 № 001/16, утвержденных директором службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 07.06.2014).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения; неисполнение требований исполнительного документа должником вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

В судебном заседании установлено, что решением Томского районного суда Томской области от 20.02.2017, вступившим в законную силу 28.03.2017, удовлетворено исковое заявление прокурора Томского района Томской области к администрации Калтайского сельского поселения об обязании провести работы по межеванию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет: на администрацию Калтайского сельского поселения возложена обязанность в срок до 31.12.2017 провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены четыре общественных кладбища, расположенные на территории муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района (одно у (адрес), два у (адрес), одно у (адрес)).

11.10.2019 Томским районным судом Томской области выдан исполнительный лист серии ФС № 031307532 для принудительного исполнения решения Томского районного суда Томской области от 20.02.2017.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 27.11.2019 возбуждено исполнительное производство №88481/19/70024-ИП в отношении администрации Калтайского сельского поселения, предмет исполнения: обязать администрацию Калтайского сельского поселения в срок до 31.12.2017 провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены четыре общественных кладбища, расположенные на территории муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района (одно у (адрес), два у (адрес), одно у (адрес)).

18.12.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. в связи с тем, что исполнительный документ должником администрацией Калтайского сельского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей с перечислением данного исполнительского сбора на счет Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области. В п. 6 данного постановления судебным приставом-исполнителем должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 28.01.2020.

Постановление 18.12.2019 утверждено старшим судебным приставом Антонян А.Ц.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением администрация Калтайского сельского поселения указывает на незаконность постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 18.12.2019 со ссылкой на то, что срок для добровольного исполнения решения суда после возбуждения исполнительного производства надлежащим образом не предоставлен; с момента возбуждения исполнительного производства до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем сведения о причинах неисполнения решения суда не выяснялись; решение суда должником частично исполнено, о чем судебному приставу-исполнителю было сообщено, однако, судебный пристав-исполнитель дополнительно не истребовала документы, подтверждающие данное обстоятельство; в данном постановлении установлен новый срок для добровольного исполнения решения суда без учета выходных и праздничных дней, исключающий возможность исполнения требований исполнительного документа в указанный срок.

Разрешая исковые требования администрации Калтайского сельского поселения, суд приходит к следующему.

      Частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

При этом установление в постановлении о возбуждении исполнительного производства календарной даты не допускается (подп. 2.3.1 п. 2.3 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 08.07.2014 № 001/16, утвержденных директором службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 07.06.2014).

Как следует материалов дела, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 27.11.2019 указано на установление должнику 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (п. 2 постановления).

Также должник в п. 3 указанного постановления предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или от стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации – 50 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, вопреки доводу административного ответчика судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 08.07.2014 № 001/16, утвержденных директором службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 07.06.2014 был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства от 27.11.2019 судебным приставом-исполнителем Кучиной М.А. в адрес администрации Калтайского сельского поселения 28.11.2019 направлено требование, в котором содержалась просьба в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования предоставить информацию об исполнении требований исполнительного документа с приложением подтверждающих документов, в том числе об объемах необходимого финансирования и выделению денежных средств, необходимого для фактического исполнения исполнительного листа Томского районного суда по делу № 2-198/2017.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 27.11.2019, требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа получены администрацией Калтайского сельского поселения 03.12.2019 (список почтовых отправлений, отчет об отслеживании отправления).

Администрацией Калтайского сельского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя на ее требование направлен ответ от 09.12.2019 № 1085 за подписью Главы поселения Мирошниковой З.В., согласно которому территория кладбища в (адрес) поставлена на кадастровый учет. В связи с пересечением границ кладбищ в (адрес) с границами земельных участков иных землепользователей, границы кладбищ на учет не поставлены. В настоящее время достигнута договоренность с правообладателями земельных участков в (адрес) (гослесфонд) и (адрес) (муниципальное образование «Томский район») о согласовании перераспределения земель с целью исключения части их земель из фактических границ кладбищ. Ведутся подготовительные работы по постановке на кадастровый учет. По кладбищу в (адрес) установить местоположение правообладателей земельных участков, пересекаемых с границами кладбищ, ни администрацией, ни прокуратурой Томского района, не представляется возможным. Готовятся материалы для направления в суд с целью принятия решения о снятии данных земельных участков с кадастрового учета, как не соответствующих фактической конфигурации, с целью постановки на кадастровый учет кладбища.

При этом администрацией Калтайского сельского поселения документы в подтверждение обстоятельств, изложенных в ответе от 09.12.2019 № 1085, не были приложены, и не были представлены судебному приставу-исполнителю ни по истечении пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства от 27.11.2019, ни по истечении семи дней со дня получения требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа, что в судебном заседании представителем административного истца не оспаривалось.

Таким образом, администрация Калтайского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о возбуждении в отношении нее исполнительного производства №88481/19/70024-ИП, не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок со дня получения копии постановления от 27.11.2019 требований, содержащихся в исполнительном документе, не представила судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в связи с чем судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. обоснованно 18.12.2019 было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа.

Вопреки доводам административного истца судебным приставом-исполнителем сведения о причинах неисполнения решения суда до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2019 выяснялись, о чем свидетельствует требование судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа с приложением подтверждающих документов. При этом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя дополнительно истребовать у должника документы, содержащие сведения о причинах неисполнения требований исполнительного документа до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Ссылку представителя административного истца на то, что документы в подтверждение обстоятельств, на которые администрация Калтайского сельского поселения ссылалась в ответе на требование судебного пристава-исполнителя от 09.12.2019 № 1085 за подписью Главы поселения Мирошниковой З.В., не могли быть предоставлены судебному приставу-исполнителю по объективным причинам, суд находит несостоятельной.

Факт нахождения заместителя Главы администрации Калтайского сельского поселения Титова Р.Г. в очередном отпуске с (дата) по (дата) и нахождение Главы администрации Калтайского сельского поселения Мирошниковой З.В. на «больничном» с (дата) по (дата) не освобождает Главу муниципального образования «Калтайского сельского поселения» Мирошникову З.В., которая является высшим должностным лицом Калтайского сельского поселения (п. 1 ст. 27 Устава муниципального образования «Калтайское сельское поселение»), а также лиц, исполняющих обязанности Главы поселения от исполнения требований судебного пристава-исполнителя. Наличие указанных обстоятельств не препятствовало подготовке и направлению в адрес судебного пристава-исполнителя ответа от (дата) (№). При этом каких-либо объективных доказательств невозможности предоставления судебному приставу-исполнителю одновременно с ответом документов, в частности представленных в материалы настоящего дела: муниципального контракта от (дата) (№), схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, копии апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от (дата) (№)-АПГ18-4 административным истцом в суд не представлено.

Иные документы, представленные административным истцом в материалы дела, в частности обращение и.о. Главы поселения Титова Р.Г. к начальнику Управления земельно-имущественных отношений Томского района от 17.02.2020 № 118 с просьбой подтвердить возможность перераспределения части земельного участка с кадастровым номером (№), ответ начальника Управления земельно-имущественных отношений Томского района от 18.02.2020 № ЗК/20/176, справка И.о. Главы поселения Титова Р.Г. от 17.02.2020 № 103, справка И.о. Главы поселения Титова Р.Г. от 18.02.2020 №105 подготовлены после вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2019, и соответственно, не могли повлиять на его принятие.

Предоставление на требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок ответа от 09.12.2019 № 1085, в котором содержались сведения о частичном исполнении решения суда (без приложения к данному ответу каких-либо доказательств), само по себе не свидетельствовало о принятии администрацией Калтайского сельского поселения каких-либо мер к исполнению решения суда.

Довод административного истца о незаконности постановления о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2019, в связи с установлением нового срока для исполнения требований исполнительного документа (28.01.2020) является необоснованным, поскольку несогласие административного истца со сроком для добровольного исполнения решения суда, установленного судебным приставом-исполнителем не является основанием для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным. Более того, 18.12.2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. вынесено самостоятельное постановление о назначении администрации Калтайского сельского поселения нового срока исполнения требования исполнительного документа, которое в рамках настоящего дела не обжалуется.

Таким образом, судом установлено, что решение Томского районного суда Томской области, на основании которого выдан исполнительный лист, было принято 20.02.2017, данным судебным актом администрации Калтайского сельского поселения установлен срок для исполнения обязанности по проведению работ по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены четыре общественных кладбища на территории муниципального образования «Калтайское сельское поселение» - до 31.12.2017, исполнительное производство возбуждено 27.11.2019, постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 03.12.2019, в течение пяти дней с момента получения данного постановления требования исполнительного документа не были исполнены, доказательства принятия мер к исполнению требований исполнительного документа, в том числе на требование судебного пристава-исполнителя (в семидневный срок со дня его получения) не представлены, в связи с чем судебным приставом-исполнителем законно и обосновано 18.12.2019 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 27.11.2019 №88481/19/70024-ИП.

Целью исполнительного производства и основной задачей деятельности судебного пристава-исполнителя является надлежащее, то есть своевременное, полное, правильное, а в конечном итоге реальное исполнение судебных актов и актов иных органов.

Административным истцом судебному приставу-исполнителю не представлено надлежащих доказательств, позволяющих установить наличие условий, подтверждающих невозможность исполнения требований исполнительного документа, а также, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, тогда как постановление о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2019 принято судебным приставом-исполнителем по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, а также срока, установленного в требовании, размер исполнительского сбора определен в соответствии с положениями ч. 3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исходя из анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления администрации Калтайского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 18.12.2019 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 27.11.2019 № 88481/19/70024-ИП, утвержденного старшим судебным приставом Антонян А.Ц., поскольку оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с его компетенцией, при соблюдении требований действующего законодательства в целях побуждения должника к своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа по исполнительному производству №88481/19/70024-ИП от 27.11.2019.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                                            решил:

в удовлетворении административного искового заявления администрации Калтайского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной Марине Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной Марины Александровны о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2019, утвержденного старшим судебным приставом Антонян Ариной Цолаковной 18.12.2019 как незаконного и необоснованного, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                     /подпись/                                   М.О. Осмольская

Решение в окончательной форме принято 30.03.2020

Копия верна

УИД 70RS0005-01-2020-000097-88

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-363/2020

Судья                                                  М.О. Осмольская

Секретарь                                           К.В. Гапонович

2а-363/2020 ~ М-68/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Калтайского сельского поселения
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области
СПИ УФССП России по Томской области МОСП и ИОВИП Кучина Марина Александровна
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Осмольская Марина Олеговна
Дело на сайте суда
tomsky--tms.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Подготовка дела (собеседование)
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Подготовка дела (собеседование)
26.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2022Дело оформлено
19.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее