Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2021 года город Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе :
председательствующего: судьи Сизовой С.К.,
с участием пом.прокурора Черновой О.С.
при секретаре: Коршуновой С.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-243/21 по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П., Платонову А.А. об изъятии жилого помещения путем выкупа, встречному иску Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с иском к ответчикам об изъятии жилого помещения путем выкупа, мотивируя свои требования тем, что распоряжением и.о. первого заместителя Главы г.о.Самара от 04.04.2012 № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литеры ВВ1В2В3В4в1в2, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации городского округа Самара от 20.04.2020 № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. В жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы: Чернозубцева А.А., Чернозубцева О.П., Платонов А.А., что подтверждается справкой от 15.03.2019г. №, выданной МП г.о.Самара «ЕИРЦ». Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.10.2007 г., Чернозубцева А.А., ДД.ММ.ГГГГ.р. и Чернозубцева О.П., ДД.ММ.ГГГГр. являются собственниками по 1\2 доли каждый в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, в связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд собственникам вышеуказанного жилого помещения, направлено уведомление от 28.07.2020г., постановление администрации г.о.Самара от 20.04.2020г. № «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений расположенных на них многоквартирных домов», а также проект соглашения. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, площадью 51,0 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, расположенном по адресу: <адрес>, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1 372 770 рублей. Исходя из вышеуказанного отчета от 30.06.2020, величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает в себя, в том числе, стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. В соответствии с вышеуказанным отчетом от 30.06.2020 Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд и направлен ответчикам 28.07.2020. До настоящего времени ответчики не выразили согласие на заключение соглашения. Ссылаясь на ст.32 ЖК РФ, ст.ст.292,304 ГК РФ просит суд изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 51,0 кв.м., путем выкупа у Чернозубцевой А.А., Чернозубцевой О.П., в т.ч. стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 1 372 770 рублей. Прекратить право собственности Чернозубцевой А.А., Чернозубцевой О.П. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,. общей площадью 51,0 кв.м.. После выплаты денежной компенсации Чернозубцевой А.А., Чернозубцевой О.П. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 51,0 кв.м. за муниципальным образованием городской округ Самара. Снять с регистрационного учета Чернозубцеву А.А,, Чернозубцеву О.П., Платонова А.А. по адресу: <адрес>4.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству стороной истца уточнены исковые требования, просит суд изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 51,0 кв.м., путем выкупа у Строиловой А.А. 1\2 доли, Чернозубцевой О.П. 1\2 доли на жилое помещение, в т.ч. стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 1 372 770 рублей. Прекратить право собственности Строиловой А.А. (доля в праве 1\2), Чернозубцевой О.П. (доля в праве 1\2) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. признать право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием городской округ Самара. Снять с регистрационного учета Строилову А.А,, Чернозубцеву О.П., Платонова А.А. по адресу: <адрес>4.
21.01.2021г. судом принято встречное исковое заявление Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П., Платонову А.А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения, просят суд: обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. другое жилое помещение с зачетом занимаемой жилой площади.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску и ответчик по встречному иску по доверенности Кузнецова С.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить. В удовлетворении встречных требований просила отказать.
Ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску Строилова А.А., Чернозубцева О.П. в судебном заседании уточненные исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара признали в части, хотели бы получить квартиру при расселении, а не денежные средства, поскольку на предложенные ДУИ г.о.Самара денежные средства квартиру купить не смогут. Поддержали встречные исковые требования, просили их удовлетворить.
Ответчик по первоначальному иску и третье лицо по встречному иску Платонов А.А. в судебном заседании встречный иск поддержал в полном объеме. С требованиями ДУИ г.о.Самара не согласен.
Представитель УМВД России по г.Самара в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в суд не поступало.
Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора полагавшего требования ДУИ г.о. Самара не подлежащими удовлетворению, а встречное исковое заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Судом установлено, что Распоряжением и.о. первого заместителя Главы г.о.Самара от 04.04.2012 № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литеры ВВ1В2В3В4в1в2, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу Самарской области ««Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 №.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.
Собственниками в праве общей долевой собственности (доля в праве каждого 1\2) на <адрес> в г.Самаре являются Чернозубцева А.А., Чернозубцева О.П. на основании договора купли-продажи от 07.09.2007г.
Согласно выписке из ЕГРН от 24.12.2020г. квартира по адресу: <адрес>4 имеет кадастровый №, находится в общей долевой собственности у Чернозубцевой А.А. и Чернозубцевой О.П. доля в праве каждого - 1\2 (л.д.205-209).
Лицевой счет № по адресу: <адрес>4 открыт на имя Чернозубцевой А.А.
П.2.2. Постановлением Администрации г.о.Самара от 20.04.2020г. № об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома определено: осуществить переговоры с собственниками изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия.
В адрес Чернозубцевых направлено уведомление об издании постановления Администрации г.о.Самара от 20.04.2020г. № об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома, с проектом соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд сумма возмещения 1 372 770 рублей.
Чернозубцева А.А. сменила фамилию на Строилова, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
В материалы дела представлен отчет об оценке №, подготовленный ООО «Финэкс», Дата составления 30.06.2020г. (л.д.40-111).
Согласно отчету об оценке №, подготовленному ООО «Финэкс», рыночная стоимость объекта недвижимости квартиры, общей площадью 51,0 кв.м. по адресу: <адрес>, литеры ВВ1В2В3В4в1в2, <адрес>, на 01.06.2020г. составляет 1 372 770 рублей.
Согласно справке МП г.о.Самара «ЕИРЦ» в приватизированной <адрес> в г. Самара общей площадью 51,00 кв.м., жилой площадью 28,10 кв.м. с 02.11.2007г. зарегистрированы Строилова А.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., Чернозубцева О.П., ДД.ММ.ГГГГ.р., с 09.11.2007г. - Платнов А.А., ДД.ММ.ГГГГ.р. (л.д.6 об,199,200,201).
В адрес ДУИ г.о.Самара от Строиловой А.А. и Чернозубчевой О.П. поступили заявления о несогласии с суммой возмещения, просят предоставить жилое помещение взамен аварийного (л.д.185,186).
Строилова А.А. обратилась к независимому оценщику для установления рыночной стоимости объекта недвижимости по указанному адресу.
Согласно представленному отчету №, дата определения стоимости 22.12.2020г., дата составления отчета 22.12.2020г. ООО «ЦОП «Визит» стоимость объекта недвижимости – квартиры площадью 51,0 кв.м. по адресу: <адрес>4, составляет наиболее вероятное значение рыночной стоимости квартиры на дату оценки округленно 1 688 000 рублей (л.д.120-164).
У суда нет оснований не доверять заключению как специалиста, составившего отчет об оценке №, подготовленного ООО «Финэкс», так и отчету, составленному ООО «ЦОП «Визит» Заключения составлены в соответствии с нормативными и методическими документами, сведения, изложенные в нем, достоверны, подтверждаются материалами дела. Специалисты имеет соответствующую квалификацию, стаж и опыт работы, кроме того, является независимыми по отношению к сторонам судебного процесса, содержание отчета соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ.
Однако суд полагает необходимым принять рыночную стоимость квартиры по адресу: <адрес> площадью 51,0 кв.м. в размере 1 688 000,00 руб., согласно отчету, составленному ООО «ЦОП «Визит», так как рыночная стоимость изымаемого объекта недвижимости определена на дату, максимально близкую к рассмотрению дела – 22.12.2020 г., тогда как рыночная стоимость изымаемого объекта недвижимости, согласно отчету об оценке №, подготовленному ООО «Финэкс», определена на дату - 01.06.2020 г., т.е. более 8 месяцев назад.
Государственной программой Самарской области ««Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. было предусмотрено переселение граждан из многоквартирного дома, в котором ответчикам Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. принадлежит на праве собственности на квартиру в многоквартирном жилом доме, планируемом к переселению, и в силу вышеназванных разъяснений ВС РФ именно собственнику предоставлено право выбирать способ выбора обеспечения его жилищных прав.
С учетом указанных обстоятельств и норм материального права, принимая во внимание, что Строилова А.А., Чернозубцева О.П. выбрали способ обеспечения своих прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемого равнозначного по площади другого жилого помещения, отказавшись от заключения соглашения о выкупе, суд приходит к выводу, что требования ДУИ г.о.Самара: изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 51,0 кв.м., путем выкупа у Строиловой А.А. 1\2 доли, Чернозубцевой О.П. 1\2 доли на жилое помещение, в т.ч. стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 1 372 770 рублей, являются необоснованными, не основанными на нормах права и не могут быть удовлетворены. Встречные требования Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. подлежат удовлетворению.
Доводы представителя истца ДУИ г.о.Самара, что региональная программа предусматривает лишь предоставление финансовой поддержки, а не предоставление жилого помещения, суд отклоняет по следующим основаниям.
В силу ч. 2.2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных чч. 2 и 2.1 названной статьи, не допускается.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ, частью 1 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 той же статьи).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ) 2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
Таким образом, указанные положения Федерального закона, применяемые во взаимодействии с вышеуказанными разъяснениями ВС РФ обязывают муниципальное образование учитывать выбор собственника изымаемого жилого помещения по реализации своих жилищных прав.
Учитывая, что встречные требования: изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кВ.4, у Строиловой А.А. (1\2 доля в праве общей долевой собственности), Чернозубцевой О.П. (1\2 доля в праве общей долевой собственности) путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости, судом удовлетворены, суд полагает необходимым возложить на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанность предоставить в собственность Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. (по 1\2 доли каждой) взамен жилого помещения, расположенного по адресу: : <адрес>, кВ.4 общей площадью 51,00 кв.м., признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 51,00 кв.м., расположенное в черте города Самара с зачетом его выкупной стоимости в размере 1688 000,00 руб..
После предоставления Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. равнозначного благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания общей площадью не менее 51,00 кв.м., расположенного в черте города Самара с зачетом его выкупной стоимости в размере 1 688 000,00 руб. прекратить право общей долевой собственности Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. (по 1\2 доли каждой) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кВ.4, признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кВ.4 за муниципальным образованием городской округ Самара, снять Строилову А.А., Чернозубцеву О.П., Платонова А.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, кВ.4.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара к Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П., Платонову А.А. об изъятии жилого помещения путем выкупа удовлетворить частично, встречные исковые требования Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кВ.4, у Строиловой А.А. (1\2 доля в праве общей долевой собственности), Чернозубцевой О.П. (1\2 доля в праве общей долевой собственности) путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости.
Возложить на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанность предоставить в собственность Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. (по 1\2 доли каждой) взамен жилого помещения, расположенного по адресу: : <адрес>, кВ.4 общей площадью 51,00 кв.м., признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 51,00 кв.м., расположенное в черте города Самара с зачетом его выкупной стоимости в размере 1688 000,00 руб..
После предоставления Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. равнозначного благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания общей площадью не менее 51.0 кв.м., расположенного в черте города Самара с зачетом его выкупной стоимости в размере 1 688 000,00 руб., прекратить право общей долевой собственности Строиловой А.А., Чернозубцевой О.П. (по 1\2 доли каждой) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кВ.4, признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кВ.4 за муниципальным образованием городской округ Самара, снять Строилову А.А., Чернозубцеву О.П., Платонова А.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, кВ.4.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий С.К.Сизова
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2021г.