Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-773/2019 ~ М-615/2019 от 22.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2019 года                                                                           г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Черняков Н.Н.,

при секретаре Бочкове Б.Л.,

с участием представителя административного истца Шмидт Е.О. по доверенности Гуляевой Л.М.,

представителя административного ответчика 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности Некуш К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-773/2019 по административному исковому заявлению Шмидт Евгении Олеговны о признании незаконным решения 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24.01.2019 года, обязании рассмотреть заявление Шмидт Е.О. от 25.12.2018 года в установленном порядке, обязании принять решение о предоставлении служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Шмидт Е.О. обратилась в суд с административным иском, в обоснование указав, что 24.01.2019 года 1 отделом (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ направлено незаконное сообщение об отказе заключить договор найма служебного жилого помещения.

Истец является бухгалтером отделения ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации», и как гражданский персонал МО РФ, вместе с членами семьи, имеет право на предоставление по месту работы служебного жилого помещения на период трудовых отношений.

В настоящее время истец и члены семьи проживают в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>.

Однако, в нарушение требований законодательства по ее заявлению от 26.12.2017 года решение установленной формы не принято, в связи с чем, истец с учетом уточнений просит суд признать незаконным решения 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24.01.2019 года, обязать рассмотреть заявление Шмидт Е.О. от 25.12.2018 года в установленном порядке и принять решение в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации"; обязать принять решение в соответствии с указанной инструкцией о предоставлении на период трудовых отношений жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала уточненное исковое заявление по изложенном в нем основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против иска, указав, что препятствием к заключению договора найма служебного жилого помещения является то обстоятельство, что истица не сдала ранее предоставленное служебное жилое помещение. Кроме того, форма отказа в предоставлении служебного жилого помещения не предусмотрена, а ответчик вправе принять решение о предоставлении любого свободного жилого помещения, в том числе не указанного истцом.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Из представленных доказательств следует, что истица на основании трудового договора от 02.03.2016 года работает бухгалтером ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации».

25.12.2018 года Шмидт Е.О. обратилась с заявлением в 1 отдел (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заключить с ней на период трудовых отношений на состав семьи из 5 человек договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

24.01.2019 года административный ответчик в форме ответа сообщил, что обращение от 25.12.2018 года рассмотрено.

Повторно сообщено, что решением от 12.12.2015 года №1689 истице в составе семьи военнослужащей Облучинской Н.В. предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения. Условием для перечисления жилищной субсидии являлось освобождение и сдача военнослужащей Облучинской Н.В. и членами ее семьи (включая истца) служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в течение 4 месяцев после перечисления жилищной субсидии. До настоящего времени соглашение не исполнено, жилое помещение не освобождено.

С учетом изложенного, административным ответчиком в оспариваемом решении делается вывод об отсутствии оснований для заключения с истцом договора служебного найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени истица и члены ее семьи занимают служебное жилое помещение, которое в рамках соглашения при предоставлении жилищной субсидии ранее обязались освободить.

Суд отмечает, что по существу право истицы на предоставление ей служебного жилого помещения не оспаривается.

Вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулируются Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Инструкция).

Пункт 5 Инструкции устанавливает, что вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления).

Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) (Приложение N 1 к настоящей Инструкции) (п.6).

Для рассмотрения вопроса о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии лицо гражданского персонала представляет в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) заявление по рекомендуемому образцу (Приложение N 2 к настоящей Инструкции), к которому прилагаются соответствующие документы (п.7).

Договор найма служебного жилого помещения либо договор найма жилого помещения в общежитии заключается с лицом гражданского персонала в соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (п.8)

Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала (п.9).

Таким образом, специально установленный нормативный акт прямо предусмотрел форму «решения» о предоставлении служебного жилого помещения, закрепив бланк решения (п.6 Инструкции).

Содержание п.6 и приложения прямо говорит о том, что указанное решение выносится только, в случае принятия решения о предоставлении служебного жилого помещения. Граф для заполнения, в случае отказа в предоставлении служебного жилого помещения, бланк приложения не содержит.

Таким образом, вопреки доводам истицы принятие решения об отказе в заключении договора найма служебного жилого помещения в форме сообщения (уведомления) без указания наименования «Решения» не противоречит Инструкции.

Отсутствие в Приказе Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" требований к форме отказа в предоставлении служебного жилого помещения не позволяет возложить на ответчика обязанность оформить решение иным образом, чем это сделано в сообщении от 24.01.2019 года.

Оспариваемое сообщение содержит решение об отказе в заключении договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> мотивы принятия такого решения, оценивая которые суд исходит из следующего.

Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" не содержит перечисления оснований для отказа в предоставлении служебного жилого помещения.

При освобождении служебного жилого помещения лицо гражданского персонала обязано сдать его в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и акту технического состояния служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам (п.9 Инструкции).

По смыслу указанной нормы Инструкции лицам гражданского персонала может быть предоставлено только свободное от третьих лиц служебное жилое помещение.

Сторонами не оспаривается, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не передано нанимателями уполномоченному органу по акту приема-передачи.

Следовательно, административный ответчик не вправе принимать решения о предоставлении служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, до его сдачи в установленном порядке лицами, ранее его занимавшими.

Здесь необходимо отметить, что истица настаивает на заключение с ней договора служебного найма на конкретное жилое помещение, в отношении которого ответчик не вправе принять решение до его освобождения и сдачи, несмотря на то, что занимается оно самой истицей и членами ее семьи.

Более того, ответчик вправе самостоятельно и по своему усмотрению принимать решение о предоставлении любого служебного жилого помещения из числа свободных.

В равной степени ответчик вправе распределять имеющиеся свободные жилые помещения в порядке установленной очередности, если количество служебных жилых помещений меньше количества лиц, имеющих право на их получение.

Истица не имеет какого-либо преимущественного права по сравнению с другими лицами гражданского персонала на получения жилого помещения по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Право истицы на предоставление по найму служебного жилого помещения подразумевает возможность отказываться от предложенного варианта служебного жилого помещения, но не предполагает возможности требовать предоставления ей конкретного жилого помещения по договору найма.

Суд не ставит под сомнение выводы судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11.10.2018 года по делу №33-12435/2018 года о наличии у истицы права требовать предоставления служебного жилого помещения до сдачи ранее предоставленного.

Однако суд считает, что требование истицы о предоставлении ей конкретного жилого помещения не основаны на законе. У ответчика нет такой обязанности, следовательно, отказ заключить договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, нельзя признать незаконным.

Истица вправе обратиться к ответчику с заявлением о принятии решения о предоставлении ей служебного жилого помещения, выбор которого относится к компетенции ответчика.

Определяя возможность рассмотрения настоящего дела в порядке, установленном КАС РФ, суд исходит из того, что ответчик не оспаривает само наличие права у истицы на получение служебного жилого помещения.

Кроме того, Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод в том числе путем обжалования в суд действий (или бездействия) органов местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (или бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации представляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного Кодекса суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (или бездействия) органа государственной власти.

Главой 22 указанного Кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше Кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1).

Обращаясь в суд, Шмидт Е.О. оспаривала действия уполномоченного на принятие решения о предоставлении служебного жилого помещения – 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, выразившиеся в отказе заключить договор найма на конкретное служебное жилое помещение.

Административный ответчик в данном случае реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя, а спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

При таких обстоятельствах законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких действий органа государственной власти кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом действующего стандарта доказывания, административный ответчик доказал законность своих действий (решений), а иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и в соответствии со статьей 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шмидт Евгении Олеговны о признании незаконным решения 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24.01.2019 года, обязании рассмотреть заявление Шмидт Е.О. от 25.12.2018 года в установленном порядке, обязании принять решение о предоставлении служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья:                                                                     Н.Н. Черняков

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2019г.

2а-773/2019 ~ М-615/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шмидт Е.О.
Ответчики
1 отдел г.Самара ФГКУ "Центрегионжилье" МО РФ
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Черняков Н. Н.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
22.04.2019Передача материалов судье
25.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2019Регистрация административного искового заявления
20.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.06.2019Судебное заседание
17.06.2019Судебное заседание
24.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2019Дело оформлено
27.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее