Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2495/2021 ~ М-1624/2021 от 23.03.2021

Дело №2а-2495/21

Строка 3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

УИД № 36RS0004-01-2021-002335-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.06.2021 г.                                                                                                                               г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.

            с участием: представителя административного истца по доверенности Глущенко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Бычкова Александра Николаевича к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа Медведевой Ю.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюку В.С., УФССП России по Воронежской области о признании незаконными бездействий должностных лиц Ленинского РОСП г. Воронежа,

УСТАНОВИЛ:

Бычков Александр Николаевич обратился в суд с иском к УФССП России по Воронежской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа о признании незаконным действий (бездействий).

В административном иске указано, что административный истец направил в Левобережный РОСП г.Воронежа исполнительный лист ВС №050140167 от ДД.ММ.ГГГГ., выданный мировым судьей судебного участка №1 в Левобережном судебном районе г.Воронежа для исполнения, по которому велось исполнительное производство №19930/18/36036-ИП в Левобережном РОСП г.Воронежа.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Левобережного РОСП г.Воронежа Мишаковой М.С. было вынесено постановление о передаче исполнительного производства в Ленинский РОСП г.Воронежа, в связи с тем, что должник изменил место проживания, а именно: <адрес>. Помимо этого, был обнаружен земельный участок должника, расположенный по адресу: <адрес>.

С сентября ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство по исполнительному листу ВС №050140167 от ДД.ММ.ГГГГ. находится на исполнении в Ленинском РОСП г.Воронежа, что подтверждается выпиской с сайта УФССП России по Воронежской области.

Административный истец указывает, что направил в адрес Ленинского РОСП г.Воронежа ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ. в котором просил:

- сделать запрос в ФНС по месту жительства должника о наличии открытых счетов и вкладов в кредитных организациях должника.

После получения ответа из ФНС о наличии у должника счетов наложить на них арест;

- сделать запрос в УПФ РФ по Воронежской области о начисляемой должнику пенсии;

- обратить взыскание на пенсию должника.

На свое ходатайство истец получил ответ за подписью административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа №36037/21/20165 от ДД.ММ.ГГГГ. в котором указано: «во вложении отсутствует доверенность».

Однако, о какой доверенности идет речь в ответе, истцу неизвестно.

Административный истец является взыскателем по исполнительному производству и самостоятельно направил в адрес Ленинского РОСП г.Воронежа ходатайство с просьбой совершить исполнительные действия. Таким образом, указанный ответ не имеет отношения к ходатайству истца.

В связи с этим, административный истец обратился в суд и просит: признать бездействие административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа, выразившееся в не вынесении и не направлении истцу, постановления об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства истца от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным; признать бездействие административного ответчика начальника отделения старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюка B.C., выразившееся в не предоставление ответа на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ. истца незаконным;    признать    незаконным действие административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюка В.С. по предоставлению ответа от ДД.ММ.ГГГГ. не по существу поставленных вопросов в ходатайстве административного истца; обязать ответчика устранить допущенные недостатки.

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав - исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Медведева Ю.А.

Административный истец, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Медведева Ю.А., административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Лучникова Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца по доверенности Глущенко К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просила суд их удовлетворить.

            Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N118-ФЗ судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №19930/18/36036-ИП в отношении должника Лучниковой Валентиновны Натальи с предметом исполнения: взыскание задолженности и процентов с ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. по день фактической уплаты в размере <данные изъяты>. в пользу взыскателя Бычкова Александра Николаевича.

ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом Бычковым А.Н. в Ленинский РОСП г.Воронежа посредством электронной почты через Интернет-приемную официального сайта ФССП России подано ходатайство по исполнительному производству №5148/20/360737-ИП, в котором административный истец просил сделать запрос в ФНС по месту жительства должника о наличии открытых счетов и вкладов в кредитных организациях должника. После получения ответа из ФНС о наличии у должника счетов наложит на них арест. Также Бычков А.Н. в своем ходатайстве просит по результатам рассмотрения ходатайства в соответствии со ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынести соответствующее постановление, которое направить в адрес взыскателя, а также после получения ответа из ФНС, результаты направить в адрес взыскателя, а также сделать зарос в УПФ РФ по Воронежской области о начисляемой должнику пенсии и обратить взыскание на пенсию должника (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Бычкову А.Н. по электронной почте направлено письмо на его обращение за подписью начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С., из которого следует, что обращение истца оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием во вложении доверенности (л.д.9).

           Согласно ч.1 ст.64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

           В соответствии с частями 1.1, 1.2, 1.3 ст.50 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов могут осуществляться через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 30.12.2016 N333 утвержден Порядок подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью, который устанавливает процедуру подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб (далее - электронные обращения) стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью.

Электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

В соответствии с пунктами 2,3 и 4 настоящего Порядка вид электронной подписи и требования к форматам электронных обращений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в соответствии с частью 1.2 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Электронное обращение считается неподанным в случаях: несоответствия формата; несоответствия виду электронной подписи; направления электронного обращения способом, не предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка.

Приказом ФССП России от 30.12.2016 N837 "Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа" установлено, что при подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа указанные документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 1). При подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в Федеральную службу судебных приставов в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" допустимо использование простой электронной подписи, за исключением случаев подачи заявления об отзыве исполнительного документа, ходатайства о перечислении денежных средств взыскателю на указанные им банковские реквизиты (пункт 2).

Указанным приказом также утверждены требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, подаваемых должностному лицу федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа (пункт 3).

На основании п.1 Требований к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 (далее - Требования), единая система идентификации и аутентификации должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в этой системе идентификации и аутентификации к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных формационных системах и иных информационных системах.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N584 утверждены Правила использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Настоящие Правила устанавливают порядок использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система) в целях, установленных пунктом 1 требований к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N977, а также в случаях, при которых доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе.

В соответствии с п.7 указанных Правил использование единой системы в целях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется после регистрации участника информационного взаимодействия в единой системе.

Пункт 8 вышеуказанных Правил определяет исчерпывающий перечень участников информационного взаимодействия в единой системе.

Регистрация в единой системе физических лиц, юридических лиц, органов и организаций, должностных лиц органов и организаций, а также информационных систем осуществляется в соответствии с требованиями к единой системе, утвержденными Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Таким образом, подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа в электронном виде должна осуществляться через учетную запись стороны исполнительного производства (соответственно, юридического лица или физического лица, прошедших в установленном порядке процедуру регистрации и идентификации в системе ЕСИА).

            Как установлено судом и подтверждается материалами дела, направленное административным истцом в электронном виде ходатайство по исполнительному производству №5148/20/360737-ИП об запросе сведений, наложении ареста и обращении взыскания на пенсию должника не подписано квалифицированной электронной подписью, таким образом, оно подано с нарушением установленного порядка для электронного обращения, в связи с чем, рассмотрению по существу не подлежало. Данная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 29.03.2019 года N305-ЭС19-2660 по делу NА4027422/2018.

            Официальный интернет-сайт Федеральной службы судебных приставов является официальным общедоступным источником информации о деятельности службы и предоставляет сервис для подачи жалоб, обращений, рассматриваемых в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

             Таким образом, с учетом приведенных положений действующего законодательства обязанность выносить постановление по ходатайству административного истца, как стороны исполнительного производства, поданного с нарушением установленного порядка обращения, у начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РСОП г. Воронежа не возникла.

При этом, указание в ответе на обращение на отсутствие во вложении доверенности, суд считает необоснованным, учитывая, что административный истец обращался с ходатайством лично, однако, данная некорректная ссылка должностного лица не порождает обязанность рассматривать обращение, подлежащее оставлению без рассмотрения, как поданное с нарушением установленного законом порядка.

Кроме того, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд по заявленным требованиям по следующим основаниям.

             В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

             В соответствии с частями 7, 8 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено судом, ответ начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ получен административным истцом по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось в судебном заедании представителем административного истца, при этом, в суд с настоящим административным иском истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4), то есть с существенным пропуском установленного десятидневного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При этом, административный истец, его представитель с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не обращались, доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представили.

            С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Бычкова Александра Николаевича о признании незаконным бездействия начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С., выразившееся в не вынесении и не направлении истцу постановления об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства истца от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признании бездействия начальника отделения старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С., выразившееся в не предоставлении ответа на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признании незаконным действия начальника отделения старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С. по предоставлению ответа от ДД.ММ.ГГГГ не по существу поставленных вопросов в ходатайстве административного истца, обязании устранить допущенные недостатки отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                   К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2021 года

Дело №2а-2495/21

Строка 3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

УИД № 36RS0004-01-2021-002335-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.06.2021 г.                                                                                                                               г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.

            с участием: представителя административного истца по доверенности Глущенко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Бычкова Александра Николаевича к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа Медведевой Ю.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюку В.С., УФССП России по Воронежской области о признании незаконными бездействий должностных лиц Ленинского РОСП г. Воронежа,

УСТАНОВИЛ:

Бычков Александр Николаевич обратился в суд с иском к УФССП России по Воронежской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа о признании незаконным действий (бездействий).

В административном иске указано, что административный истец направил в Левобережный РОСП г.Воронежа исполнительный лист ВС №050140167 от ДД.ММ.ГГГГ., выданный мировым судьей судебного участка №1 в Левобережном судебном районе г.Воронежа для исполнения, по которому велось исполнительное производство №19930/18/36036-ИП в Левобережном РОСП г.Воронежа.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Левобережного РОСП г.Воронежа Мишаковой М.С. было вынесено постановление о передаче исполнительного производства в Ленинский РОСП г.Воронежа, в связи с тем, что должник изменил место проживания, а именно: <адрес>. Помимо этого, был обнаружен земельный участок должника, расположенный по адресу: <адрес>.

С сентября ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство по исполнительному листу ВС №050140167 от ДД.ММ.ГГГГ. находится на исполнении в Ленинском РОСП г.Воронежа, что подтверждается выпиской с сайта УФССП России по Воронежской области.

Административный истец указывает, что направил в адрес Ленинского РОСП г.Воронежа ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ. в котором просил:

- сделать запрос в ФНС по месту жительства должника о наличии открытых счетов и вкладов в кредитных организациях должника.

После получения ответа из ФНС о наличии у должника счетов наложить на них арест;

- сделать запрос в УПФ РФ по Воронежской области о начисляемой должнику пенсии;

- обратить взыскание на пенсию должника.

На свое ходатайство истец получил ответ за подписью административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа №36037/21/20165 от ДД.ММ.ГГГГ. в котором указано: «во вложении отсутствует доверенность».

Однако, о какой доверенности идет речь в ответе, истцу неизвестно.

Административный истец является взыскателем по исполнительному производству и самостоятельно направил в адрес Ленинского РОСП г.Воронежа ходатайство с просьбой совершить исполнительные действия. Таким образом, указанный ответ не имеет отношения к ходатайству истца.

В связи с этим, административный истец обратился в суд и просит: признать бездействие административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа, выразившееся в не вынесении и не направлении истцу, постановления об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства истца от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным; признать бездействие административного ответчика начальника отделения старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюка B.C., выразившееся в не предоставление ответа на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ. истца незаконным;    признать    незаконным действие административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюка В.С. по предоставлению ответа от ДД.ММ.ГГГГ. не по существу поставленных вопросов в ходатайстве административного истца; обязать ответчика устранить допущенные недостатки.

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав - исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Медведева Ю.А.

Административный истец, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Медведева Ю.А., административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Лучникова Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца по доверенности Глущенко К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просила суд их удовлетворить.

            Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N118-ФЗ судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №19930/18/36036-ИП в отношении должника Лучниковой Валентиновны Натальи с предметом исполнения: взыскание задолженности и процентов с ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. по день фактической уплаты в размере <данные изъяты>. в пользу взыскателя Бычкова Александра Николаевича.

ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом Бычковым А.Н. в Ленинский РОСП г.Воронежа посредством электронной почты через Интернет-приемную официального сайта ФССП России подано ходатайство по исполнительному производству №5148/20/360737-ИП, в котором административный истец просил сделать запрос в ФНС по месту жительства должника о наличии открытых счетов и вкладов в кредитных организациях должника. После получения ответа из ФНС о наличии у должника счетов наложит на них арест. Также Бычков А.Н. в своем ходатайстве просит по результатам рассмотрения ходатайства в соответствии со ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынести соответствующее постановление, которое направить в адрес взыскателя, а также после получения ответа из ФНС, результаты направить в адрес взыскателя, а также сделать зарос в УПФ РФ по Воронежской области о начисляемой должнику пенсии и обратить взыскание на пенсию должника (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Бычкову А.Н. по электронной почте направлено письмо на его обращение за подписью начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С., из которого следует, что обращение истца оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием во вложении доверенности (л.д.9).

           Согласно ч.1 ст.64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

           В соответствии с частями 1.1, 1.2, 1.3 ст.50 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов могут осуществляться через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 30.12.2016 N333 утвержден Порядок подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью, который устанавливает процедуру подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб (далее - электронные обращения) стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью.

Электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

В соответствии с пунктами 2,3 и 4 настоящего Порядка вид электронной подписи и требования к форматам электронных обращений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в соответствии с частью 1.2 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Электронное обращение считается неподанным в случаях: несоответствия формата; несоответствия виду электронной подписи; направления электронного обращения способом, не предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка.

Приказом ФССП России от 30.12.2016 N837 "Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа" установлено, что при подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа указанные документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 1). При подаче заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в Федеральную службу судебных приставов в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" допустимо использование простой электронной подписи, за исключением случаев подачи заявления об отзыве исполнительного документа, ходатайства о перечислении денежных средств взыскателю на указанные им банковские реквизиты (пункт 2).

Указанным приказом также утверждены требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, подаваемых должностному лицу федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа (пункт 3).

На основании п.1 Требований к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 (далее - Требования), единая система идентификации и аутентификации должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в этой системе идентификации и аутентификации к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных формационных системах и иных информационных системах.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N584 утверждены Правила использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Настоящие Правила устанавливают порядок использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система) в целях, установленных пунктом 1 требований к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N977, а также в случаях, при которых доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе.

В соответствии с п.7 указанных Правил использование единой системы в целях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется после регистрации участника информационного взаимодействия в единой системе.

Пункт 8 вышеуказанных Правил определяет исчерпывающий перечень участников информационного взаимодействия в единой системе.

Регистрация в единой системе физических лиц, юридических лиц, органов и организаций, должностных лиц органов и организаций, а также информационных систем осуществляется в соответствии с требованиями к единой системе, утвержденными Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Таким образом, подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа в электронном виде должна осуществляться через учетную запись стороны исполнительного производства (соответственно, юридического лица или физического лица, прошедших в установленном порядке процедуру регистрации и идентификации в системе ЕСИА).

            Как установлено судом и подтверждается материалами дела, направленное административным истцом в электронном виде ходатайство по исполнительному производству №5148/20/360737-ИП об запросе сведений, наложении ареста и обращении взыскания на пенсию должника не подписано квалифицированной электронной подписью, таким образом, оно подано с нарушением установленного порядка для электронного обращения, в связи с чем, рассмотрению по существу не подлежало. Данная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 29.03.2019 года N305-ЭС19-2660 по делу NА4027422/2018.

            Официальный интернет-сайт Федеральной службы судебных приставов является официальным общедоступным источником информации о деятельности службы и предоставляет сервис для подачи жалоб, обращений, рассматриваемых в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

             Таким образом, с учетом приведенных положений действующего законодательства обязанность выносить постановление по ходатайству административного истца, как стороны исполнительного производства, поданного с нарушением установленного порядка обращения, у начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РСОП г. Воронежа не возникла.

При этом, указание в ответе на обращение на отсутствие во вложении доверенности, суд считает необоснованным, учитывая, что административный истец обращался с ходатайством лично, однако, данная некорректная ссылка должностного лица не порождает обязанность рассматривать обращение, подлежащее оставлению без рассмотрения, как поданное с нарушением установленного законом порядка.

Кроме того, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд по заявленным требованиям по следующим основаниям.

             В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

             В соответствии с частями 7, 8 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено судом, ответ начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ получен административным истцом по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось в судебном заедании представителем административного истца, при этом, в суд с настоящим административным иском истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4), то есть с существенным пропуском установленного десятидневного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При этом, административный истец, его представитель с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не обращались, доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представили.

            С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Бычкова Александра Николаевича о признании незаконным бездействия начальника отделения – старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С., выразившееся в не вынесении и не направлении истцу постановления об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства истца от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признании бездействия начальника отделения старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С., выразившееся в не предоставлении ответа на ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признании незаконным действия начальника отделения старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюка В.С. по предоставлению ответа от ДД.ММ.ГГГГ не по существу поставленных вопросов в ходатайстве административного истца, обязании устранить допущенные недостатки отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                   К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2021 года

1версия для печати

2а-2495/2021 ~ М-1624/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бычков Александр Николаевич
Ответчики
УФССП по ВО
Начальник отделения старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронеж Денисюк В.С.
СПИ Ленинского РОСП г. Воронежа Медведева Ю.А.
Другие
Лучникова Наталья Валентиновна
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация административного искового заявления
24.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.05.2021Предварительное судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее