Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-194/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Тарабрину А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Кировскому району г. Самары обратилась в суд с иском к Тарабрину А.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в общей сумме 129269,74 рублей, в том числе: налог 115580 рублей, пени в размере 13689,74 рубля. В обоснование заявленных требований указал, ответчик, является плательщиком налога на имущество за 2018 год, в связи с наличием объектов налогообложения. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов. Налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области вынес определение об отмене судебного приказа, поскольку от должника поступили возражения относительно его исполнения. В связи с чем, административный истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебное заседание представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил пояснения, что у Тарабрина А.С. отсутствует право на применение понижающего коэффициента. С административного ответчика подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в общей суме 81 225,18 рублей, в том числе: налог 72 774 рубля, пени в размере 8 451,18 рубль.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражал против иска, указав, что решением суда изменен вид фактического использования объекта недвижимости, в связи с чем, неправильно исчислен налог по ставке 1,5 % вместо 0,5 %.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ (часть первая) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судом установлено, что в 2018 г. в собственности у Тарабрина А.С. находились объекты недвижимости, в том числе строение по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с главами 28,31 НК РФ, Законом РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», Постановлением Самарской Городской Думы № 170 от 27.10.2005г. «О налоге на имущество физических лиц» должник является налогоплательщиком налога на имущество.
Из материалов дела следует, что Тарабрину А.С. было выставлено налоговое уведомление: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 (л.д. 14).
Отправка указанного уведомления подтверждается почтовым реестром в материалах дела.
В связи с не поступлением оплаты, истцом в установленный законом срок в адрес ответчика были направлены требования:
- № от ДД.ММ.ГГГГ на налог на имущество физических лиц за 2018 гг.: пени в сумме 13 269,58 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ на налог на имущество физических лиц за 2018 гг. в сумме 115 580 рублей, пени в сумме 421 рубль 87 копеек, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ через личный кабинет.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по Кировскому району г. Самары в установленный шестимесячный срок обратилась к мировому судье судебного участка № Самарского судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ И.о. мирового судьи судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области -мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № по заявлению инспекции о взыскании в доход бюджета недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 115 580 рублей, пени в размере 13 690 рублей 65 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Тарабрин А.С. обратился в суд с возражениями на судебный приказ, в связи с чем, судебный приказ № был отменен определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц поступило в Самарский районный суд г. Самары. Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд, установленный в ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюден.
До настоящего времени налогоплательщиком в бюджет не уплачена сумма недоимки по транспортному налогу в полном объеме.
Между тем, в налоговом уведомлении расчет налога произведен по кадастровой стоимости объекта недвижимости 4 043 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведен перерасчет по налогу на имущество в сторону уменьшения за 2018 год на сумму 42 806 рублей, задолженность по налогу составила 72774 рубля, пени за 2015, 2016,2018 год- 8451,18 рубля.
Согласно ст.15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.
Статья 399 НК РФ устанавливает, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019) "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Решения об определении вида фактического использования объектов недвижимости, не соответствующего положениям, установленным статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, являются основанием для исключения этих объектов недвижимости из Перечня, определенного уполномоченным органом на текущий налоговый период, а также на налоговые периоды, предшествующие календарному году направления заявления, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка (но не более чем за три налоговых периода), в случае если такие объекты были включены в данный Перечень (п.14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019).
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен административный иск Тарабрина А.С. признан не действующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части включения в него под пунктом 18982 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия; признан не действующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части включения в него под пунктом 18982 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия; признан не действующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части включения в него под пунктом 18982 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исправлены допущенные описки в резолютивной части решения Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по административному делу № по административному иску Тарабрина А.С. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов: вместо слов «нежилого помещения с кадастровым номером №» следует читать «нежилого помещения с кадастровым номером №».
Указанное решение суда на основании п.14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019) является основанием для исключения объекта недвижимости, находящегося в собственности Тарабрина А.С., из Перечня, определенного уполномоченным органом на текущий налоговый период, а также на налоговые периоды, предшествующие календарному году направления заявления, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка (но не более чем за три налоговых периода), то есть, в том числе подлежит исключению на 2018 год, за который по настоящему делу предъявлено требование.
Согласно п.2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении:
- объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
- прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
С учетом решения Самарского областного суда и п.14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019) имеющееся в собственности Тарабрина А.С. подлежит налогообложению, как прочий объект, указанный в п.2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц», по ставке 0,5 % от кадастровой стоимости.
Таким образом, в данном случае административный ответчик не имеет обязанности оплачивать налог на имущество по ставке 1,8 % от кадастровой стоимости, требование налогового органа подлежат перерасчету по ставке 0,5 %.
Сумма подлежащего оплате Тарабрину А.С. налога на имущество составляет 20 215 рублей (4043000*0,5%). Доказательств уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 20 215 рублей административным ответчиком не представлено.
Таким образом, с Тарабрина А.С. в пользу ИФНС России по Кировскому району г. Самары подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 20 215 рублей и пени в сумме 73,79 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанный в требовании и расчете (л.д. 21, 24).
Между тем, у суда не имеется оснований для взыскания задолженности по пени по налогу по имуществу за предыдущие года.
Обращаясь с административным иском о взыскании недоимки за 2018 года, налоговый орган фактически просит взыскать также пени по налогу за иные периоды, поскольку в качестве подтверждения суммы пени приложил расчет пени по налогу на имущество за 2015, 2016, 2017 года (л.д. 25-26), что очевидно не относится к недоимке по налогу на имущество за спорный период 2018 год. Кроме того, административным истцом в материалы дела не представлены относимые и допустимые доказательства направления в адрес ответчика налоговых требований об уплате налога за данные года, обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (или с административным иском в суд) о взыскании налога за указанные периоды, судебные акты о взыскании налога за данные период, соответственно суд не может проверить соблюдение налоговым органом процессуального срока на обращения в суд, что входит в обязанность суда при рассмотрения заявленного спора. Между тем, истечение срока исковой давности по требованию о взыскании налога на имущество является основаниям для отказа в удовлетворении административного иска как в части налога, так и пени.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с освобождением налоговой инспекции от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 808 рублей 66 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Тарабрину А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, - удовлетвореить частично.
Взыскать с Тарабрина А.С. в пользу ИФНС России по Кировскому району г. Самары, сумму задолженности по налогу на имущество физических лицу за 2018 года в сумме 20 215 рублей, пени за 2018 год в сумме 73 рубля 79 копейки, а всего 20 288 рублей 79 копейки.
Взыскать с Тарабрина А.С. в бюджет муниципального образования г.о. Самара государственную пошлину в размере 808 рубля 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2021 года
Председательствующий: О.П. Коваленко