Дело 2-293/2020
УИД 28RS0015-01-2020-000353-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2020 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой О.В.
при секретаре Хомяковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Райчихинска Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тепловодоканал» о возложении обязанности разработать предельно-допустимые выбросы котельных и проведение лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Райчихинска Амурской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодексам РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц предъявил в суд иск к ответчику о возложении обязанности разработать предельно-допустимые выбросы котельных и организовать проведение лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды на территории г. Райчихинска.
В ходе проверки установлено, что теплоснабжающая организация ООО «Тепловодоканал» осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей г. Райчихинска и эксплуатирует двенадцать муниципальных котельных г. Райчихинска. Однако, при эксплуатации указанных котельных ООО «Тепловодоканал» нарушаются требования экологического законодательства и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также не обеспечивается соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Так, на основании концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов (теплоснабжение) коммунального хозяйства Муниципального образования городской округ город Райчихинск от ДД.ММ.ГГГГ №, органом местного самоуправления - администрацией г. Райчихинска переданы в эксплуатацию ООО «Тепловодоканал» муниципальные котельные для подачи теплоснабжения населению и организациям г. Райчихинска: 1) котельная <адрес>; 2) котельная <адрес>; 3) котельная <адрес>; 4) <адрес>; 5) котельная <адрес>; 6) котельная <адрес>; 7) котельная <адрес> 8) котельная <адрес>; 9) котельная <адрес> 10) котельная <адрес>; 11) котельная <адрес>
Кроме того, на основании концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов (водоснабжение и водоотведение) коммунального хозяйства Муниципального образования городской округ город Райчихинск от ДД.ММ.ГГГГ №, органом местного самоуправления г. Райчихинска передана в эксплуатацию ООО «Тепловодоканал» - котельная инв. № на территории очистных сооружений г. Райчихинск, Амурская область.
Проверкой установлено, что в нарушение требований экологического законодательства - ООО «Тепловодоканал» не разработаны и не утверждены предельно допустимых выбросы (далее ПДВ) от указанных городских котельных, а также в нарушение санитарного законодательства РФ не организован производственный контроль за выбросами от котельных в атмосферный воздух.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Тепловодоканал» следует, что предельно допустимые выбросы - ПДВ от котельных г. Райчихинска не разработаны и отсутствуют. Был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тепловодоканал» и ИП Карасуля на разработку проекта ПДВ. В ходе проверки договора № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что срок сдачи документации составляет 35 дней со дня подписания договора, а проектной документации - 40 дней со дня предоплаты.
Однако, по истечении более 6 месяцев с момента заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ, документация по-прежнему не готова и ООО «Тепловодоканал» никаких мер, в том числе по заключению договора с другой организацией, не принято.
Также согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Тепловодоканал» следует, что лабораторные исследования проб воздуха на содержания концентраций загрязняющих веществ в выбросах от котельных в ДД.ММ.ГГГГ годах не проводились из-за сложного финансового состояния. При этом у ООО «Тепловодоканал» имелся заключенный договор от ДД.ММ.ГГГГ на исследования выбросов атмосферного воздуха в с ФГБУ «Центр лабораторных анализа и технических измерений» по ДФО».
Тем самым с начала ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодоканал» не произведен отбор ни одной пробы воздуха для исследования на содержания концентраций загрязняющих веществ в выбросах котельных и не установлено соблюдены ли безопасные показатели таких выбросов для здоровья людей и окружающей среды. При этом согласно Программе производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и мероприятий атмосферного воздуха населенных мест ООО «Тепловодоканал», утв. главным инженером ООО «Тепловодоканал» требуется в год проведение лабораторных исследований выбросов в атмосферный воздух от котельных:
-10 проб - пыли,
-10 проб - диоксид азота,
-10 проб - оксид углерода,
-10 проб - диоксид серы.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимый выброс - это норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
При этом разработка предельно допустимых выбросов (ПДВ) производится с учетом требований санитарных правил и проект предельно допустимых выбросов до момента утверждения экологическими органами Росприроднадзора, проходят санитарно-эпидемиологическую проверку органами санитарной службы Роспотребнадзора.
Так, ч. 2 ст. 20 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливает, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Санитарными правилами, регламентирующими охрану атмосферного воздуха и требования к составлению предельно допустимых выбросов загрязняющих объектов являются СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14
Согласно п. 4.2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01. при разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
Согласно п. 4.2.3. СанПиН 2.1.6.1032-01. проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Согласно п. 4.2.4. СанПиН 2.1.6.1032-01. - для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:
инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
предложения по нормативам предельно допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;
план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;
способ учета фоновых концентраций;
результаты прогнозных расчетов (при необходимости - первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения предельно допустимого выброса;
ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.
Порядок организации и проведения производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха от загрязняющих объектов регламентирован п.п. 5.1-5.4 Главы 5. СанПиН 2.1.6.1032-01. «Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест»
Так согласно п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Согласно п. 5.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 система контроля должна соответствовать требованиям ГОСТа "Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест".
При этом согласно п. 4.4. ГОСТа 17.2.3.01-86 «Охрана природы (ССОП). Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов, конкретные требования к способам и средствам отбора проб», необходимым реактивам, условиям хранения и транспортирования образцов, индивидуальным для каждого загрязняющего вещества, устанавливаются в нормативно-технических документах на методы определения загрязняющих веществ. А на основании п. 5.1. ГОСТа 17.2.3.01-86, по данным о загрязнении атмосферы определяют величины концентраций примесей: разовые (20-30 мин), среднесуточные, среднемесячные и среднегодовые.
В силу п. 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.
На основании п. 5.4. СанПиН 2.1.6.1032-01 результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
При этом предприятие должно иметь программу, предусматривающую проведение производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха, в которой прописываются все необходимые мероприятия. Так, согласно п. 2.6. СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001- Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Согласно административному регламенту Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. N 775 срок выдачи заключения - 30 календарных дней.
Затем ПДВ после прохождения санитарной-эпидемиологической экспертизы, утверждается в территориальном органе Росприроднадзора. При этом в соответствии с п. 10 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утв. Приказом Минприроды России от 29.09.2015 г. N 414, территориальный орган Росприроднадзора, устанавливает ПДВ либо предоставляет мотивированный отказ в установлении ПДВ в срок, не превышающий 35 рабочих дней со дня регистрации заявления заявителя.
Отопительный сезон в г. Райчихинске состоит из 226 дней в году и первая половина отопительного периода - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет -129 дней, вторая половина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 97 дней, тем самым первая половина заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, а вторая половина начинается с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается таблицей-информацией расчетов тепла по месяцам, а также ежегодно принимающимися нормативными актами органа местного самоуправления, в частности распоряжением главы г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об окончании отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ» - с ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением главы г. Райчихинска ДД.ММ.ГГГГ № «О начале отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ г.г.» - ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом прекращения настоящего отопительного сезона в г. Райчихинске с ДД.ММ.ГГГГ и до даты начала нового отопительного ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Тепловодоканал» будет возможность не осуществлять выбросы загрязняющих веществ от городских котельных и будет более 3-х месяцев на устранение указанных нарушений, что является достаточным сроком на выполнение всех процедурных вопросов согласно Административных регламентов Роспотребнадзора и Росприроднадзора по оформлению предельно допустимых выбросов, а также организовать лабораторные исследования загрязнений воздуха выбросами от котельных в рамках программы производственного контроля.
Выявленным бездействием ООО «Тепловодоканал» нарушаются права неопределенного круга лица на благоприятную окружающую среду в границах городского округа г. Райчихинска, а невыполнение санитарных правил по производственному лабораторному контролю за выбросами в воздух нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Так как согласно ст. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами
Просит суд обязать ответчика ООО «Тепловодоканал» в срок до ДД.ММ.ГГГГг. разработать и направить на утверждение в государственный орган - Росприроднадзор предельно допустимые выбросы (ПДВ) от следующих котельных г. Райчихинска Амурской области: <адрес>. Обязать ответчика ООО «Тепловодоканал» в срок до ДД.ММ.ГГГГг. организовать проведение в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха выбросами от следующих котельных г. Райчихинска Амурской области: <адрес>
Помощник прокурора г. Райчихинска Вайс Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Тепловодоканал» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен, просил судебное заседание отложить.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен, в представленном отзыве против заявленных требований не возражал.
Изучив материала дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, согласно которому диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы являются веществом, подлежащим государственному регулированию (раздел 1 "Для атмосферного воздуха").
В соответствии с п.п. 6, 9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Как следует из пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в числе иного, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно указанному закону предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.
В соответствии с требованиями п. п. 6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 20 вышеуказанного Закона критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ст. 32 указанного Закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно п. 2 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 от 01.01.2002 г. производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих Санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 4 указанных Правил производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов); водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений; объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах); общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность; при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий; при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования; при осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод; при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.
Согласно Санитарным Правилам "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включаемые в государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, не должны противоречить настоящим санитарным правилам.
Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 4.2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Райчихинска Амурской области проведена проверка по обращению жителя г. Райчихинска по вопросу выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от котельных, расположенных на территории г. Райчихинска.
На основании концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов (теплоснабжение) коммунального хозяйства Муниципального образования городской округ город Райчихинск от ДД.ММ.ГГГГ №, органом местного самоуправления - администрацией г. Райчихинска ответчику с ДД.ММ.ГГГГ и сроком на три года переданы в эксплуатацию ООО «Тепловодоканал» муниципальные котельные для подачи теплоснабжения населению и организациям г. Райчихинска: <адрес>
Кроме того, на основании концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов (водоснабжение и водоотведение) коммунального хозяйства Муниципального образования городской округ город Райчихинск от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчику с ДД.ММ.ГГГГ и сроком на три года органом местного самоуправления г. Райчихинска передана в эксплуатацию ООО «Тепловодоканал» - котельная инв. № на территории очистных сооружений г. Райчихинск, Амурская область.
В ходе визуальной проверки комиссией ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на котельных <адрес> пылегазоочистное оборудование в рабочем состоянии, взвешенные вещества и пыль улавливаются и смываются в канал шлакозолоудаления для последующей утилизации, на котельных <адрес> взвешенные вещества и пыль улавливаются и поступают в шлакозолоудаления для последующей утилизации.
ООО «Тепловодоканал» разработана Программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и мероприятий атмосферного воздуха населенных мест.
Проверкой установлено, что ООО «Тепловодоканал» осуществляет деятельность в сфере предоставления коммунальных услуг (услуг теплоснабжения) на территории г. Райчихинска, в результате которой обществом осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду от котельных.
Топливом для котлов является бурый уголь, от сжигания которого в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: диоксид азота, оксид углерода, пыль, диоксид серы.
Для проведения измерений и анализа качества промышленных выбросов в атмосферный воздух от деятельности ООО «Тепловодоканал» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор между ответчиком и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному Федеральному округу». Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тепловодоканал» и ИП Красуля В.В. заключен договор на выполнение работ по разработке проектов: «Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», «Разработка нормативов допустимых выбросов» для котельных. Срок сдачи документации 35 календарных дней со дня подписания договора.
Проверкой установлено, что ООО "Тепловодоканал" при наличии источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработало, лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха не провело.
Из сообщения ООО «Тепловодоканал» прокурору г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что договорные условия не выполнены в связи с тяжелым материальным положением.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено в судебное заседание доказательств, подтверждающих наличие объективных причин отсутствия проекта ПДВ и невозможности проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха.
Как установлено в судебном заседании, на время проведения прокурорской проверки и рассмотрения гражданского дела результаты проведения лабораторного контроля за соблюдением нормативов ПДВ и проект ПДВ отсутствуют.
В нарушение требований ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обществом осуществляется хозяйственная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
В нарушение ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.5, 2.1, 2.4 Санитарных правил 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", п. 4.1.1, 5.1-5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ООО «Тепловодоканал» надлежащим образом не разработал и не осуществляет производственный контроль, включающий в себя проведение лабораторных исследований и испытаний выбросов от котельных.
В нарушение ст. 30 Федерального закона Российской Федерации N 96-ФЗ от 04.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха", ООО «Тепловодоканал» не разработаны предельно допустимые выбросы вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с выбросами вредных веществ в атмосферу регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора г. Райчихинска о возложении обязанности разработать ПДВ и организовать проведение производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха подлежат удовлетворению.
Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц жителей г. Райчихинска, поскольку ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. ст. 21. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
Поскольку прокурор г. Райчихинска обратился в суд в защиту нарушенных прав и свобод значительного числа граждан, жителей г. Райчихинска, понуждение к исполнению обязанностей ООО «Тепловодоканал» предусмотрено законом, оснований для удовлетворения ходатайства представителя ответчика ООО "Тепловодоканал" в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц ИП Красуля и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному Федеральному округу», не имеется. Заявленные прокурором г. Райчихинска требования не влекут вмешательство в деятельность указанных организаций, решение суда по настоящему делу не затрагивает их права и законные интересы.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого должны быть устранены нарушения санитарного законодательства (разработать и направить на утверждение в Росприроднадзор ПДВ от котельных и обязать организовать проведение производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха), до ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает необходимым установить ответчику ООО «Тепловодоканал» срок для исполнения возложенной на него обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в летний период работа котельных в полном технологическом цикле не осуществляется.
Данный срок исполнения решения суда является разумным и реальным, определен с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока с учетом доводов Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах.
С учетом изложенного, требования прокурора г. Райчихинска подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, взыскивается с ответчика в доход соответствующего бюджета, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Как предусмотрено пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей.
Таким образом, с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора г. Райчихинска Амурской области удовлетворить частично.
Обязать ООО «Тепловодоканал» (ОГРН №) - в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на утверждение в государственный орган Росприроднадзор предельно допустимые выбросы (ПДВ) от следующих котельных г. Райчихинска Амурской области: <адрес>.
Обязать ООО «Тепловодоканал» (ОГРН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха выбросами от следующих котельных г. Райчихинска Амурской области: <адрес>
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Тепловодоканал» государственную пошлину 300 (триста) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Вступившие в законную силу постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий судья: О.В. Грачева
.
.