Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-375/2021 ~ М-327/2021 от 20.10.2021

Дело № 2а-375/2021

10RS0006-01-2021-000943-80

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 16 ноября 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева Александра Александровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Тимофеев А.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, поданным в его интересах Сутягиным А.А.

Административный иск обоснован тем, что административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением (вх. №13081 от 12.05.2021) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) , находящегося в собственности административного истца, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. В своем решении, выраженном в письме от 28.06.2021 исх.№ 16537/12.4-21 Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления по тем основаниям, что подлежащий к образованию в результате перераспределения земельный участок представляет собой изломанный контур границ. С принятым решением административный истец не согласен. Ссылаясь на положения ст.ст. 11.9, 11.10, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), административный истец указал, что в соответствии с изготовленной по его заданию схемой расположения земельного участка, испрашиваемый земельный участок площадью 405 кв.м. в границах, указанных на схеме, отвечает требованиям, установленным ст. 11.9 ЗК РФ. Видимая изломанность границ не может служить основанием к отказу в перераспределении земельных участков, поскольку данная изломанность вызвана таким расположением границ лесного участка. Граница определена таким образом, чтобы избежать пересечения с землями государственного лесного фонда. Административный истец не виноват в том, что земли государственного лесного фонда были поставлены на кадастровый учет с изломанностью границ. Формирование самостоятельного земельного участка на месте испрашиваемого земельного участка площадью 405 кв.м., не представляется возможным, поскольку минимальная площадь земельного участка под ИЖС на территории Лахденпохского городского поселения установлена в размере 600 кв.м. Оспариваемое решение получено административным истцом 23.07.2021.

На основании вышеизложенного, административный истец просил признать незаконным решение Министерства от 28.06.2021 исх.№16537/12.4-21 и возложить на административного ответчика обязанность заключить с Тимофеевым А.А. соглашение о перераспределении земельного участка с КН и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 405 кв.м. Взыскать с Министерства судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец Тимофеев А.А. административный иск поддержал в полном объеме, отметив, что граница земельного участка, перераспределения которого он просит, проходит вдоль ранее установленной границы земель государственного лесного фонда, поэтому такая конфигурация границы не может являться основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

В письменном отзыве на административный иск представитель административного ответчика, приводя основания аналогичные тем, которые изложены в оспариваемом решении, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица администрации Лахденпохского муниципального района, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Тимофееву А.А. с 07.04.2017 на праве собственности принадлежит земельный участок с КН площадью 1 000 кв.м., расположенный в городе Лахденпохья, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 37-40).

27.04.2021 Тимофеев А.А. обратился в Министерство с заявлением (вх.№ 13081 от 12.05.2021) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) , находящегося в собственности административного истца, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

    Из оспариваемого отказа от 28.06.2021 исх.№ 16537/12.4-21 следует, что Министерство отказало Тимофееву А.А. в перераспределении земельных участков в связи с тем, что формирование земельного участка с конфигурацией, указанной на схеме, влечет к несоблюдению требований, установленных ст. 11.9 ЗК РФ, так как конфигурация испрашиваемого земельного участка представляет собой изломанный контур границ (л.д. 9-10).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством, относится к компетенции административного ответчика.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2).

В силу положений ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (п. 1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).

В соответствии с положениями ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3 п. 1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3).

Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В силу п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

На основании п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 данной статьи.

Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. При этом, в силу п. 10 той же статьи решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (п.13 ст.39.29 ЗК РФ).

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Как было указано выше, истцу было отказано в перераспределении земельных участков в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок имеет изломанный контур границ.

Иные основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца оспариваемый отказ не содержит.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что у Министерства отсутствовали основания для отказа в перераспределении земельных участков.

Так, в рассматриваемом случае имеются основания для заявленного перераспределения, предусмотренные п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, при этом основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении, установленные пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ, не усматриваются.

Кроме того, площадь земельного участка, находящая в собственности административного истца, увеличивается в результате такого перераспределения не более чем до установленных предельных размеров земельных участков, поскольку максимальный размер земельного участка, предоставляемый в целях строительства ИЖС в Лахденпохском городском поселении, составляет 1 500 кв.м.

Нельзя не принять во внимание, что формирование самостоятельного земельного участка на месте испрашиваемого земельного участка площадью 405 кв.м., не представляется возможным, поскольку минимальная площадь земельного участка под ИЖС на территории Лахденпохского городского поселения установлена в размере 600 кв.м.

Изготовленная по заданию административного истца и представленная на утверждение схема расположения земельного участка в целях перераспределения земельных участков, вопреки утверждению Министерства, не свидетельствует о явной (чрезмерной) изломанности границ земельного участка, подлежащего к образованию.

Из указанной схемы также усматривается, что подлежащий к перераспределению земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, представляет собой продольную полосу и расположен между земельным участком с КН , принадлежащим на праве собственности административному истцу, земельным участком с КН , находящимся в собственности иного физического лица, и земельным участком государственного лесного фонда с КН .

Вышеуказанное позволяет сделать суду вывод о том, что в случае перераспределения земельных участков на основании изготовленной административным истцом схемы расположения земельного участка будет фактически устранена чересполосица между вышеуказанными земельными участками, что будет полностью соответствовать требованиям, установленным ст. 11.9 ЗК РФ.

Кроме того, оспариваемый отказ о перераспределении земельных участков не содержит указаний на конкретные недостатки вновь образуемого земельного участка, препятствующие рациональному использованию земель.

Исходя из представленной схемы расположения земельного участка, суд приходит к выводу о том, что действительно, одна из границ земельного участка является несколько изломанной, но в то же время его перераспределение не приведет к большей изломанности границ (чем существующие), поскольку предлагаемый к перераспределению земельный участок имеет границу вдоль уже существующей и установленной ранее границы земель государственного лесного фонда и существующей границы земельного участка с КН , который имеет максимальную (предельную) площадь 1 500 кв.м.

При этом, заявленный к перераспределению участок не вклинивается в существующее землепользование, не создает вкрапливание, устраняет чересполосицу, его границы не создают неудобства в использовании.

Доказательства невозможности рационального использования формируемого земельного участка в материалах дела отсутствуют.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств о том, что изломанность границы приведет к нерациональному использованию земельного участка. Следовательно, не представлено доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства об отказе Тимофееву А.А. в перераспределении земельных участков, по тому основанию, что конфигурация испрашиваемого земельного участка представляет собой изломанный контур границ, следует признать незаконным.

В целях устранения нарушенного права, административный истец в требованиях просит возложить на административного ответчика обязанность по заключению соглашения о перераспределении. Вместе с тем, как указано выше, в силу п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий, в частности, принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю.

Поскольку на иные основания для отказа в перераспределении земельных участков административный ответчик не ссылается, нарушенное право административного истца, по мнению суда, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении, в случае отсутствия иных оснований для отказа. Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Тимофееву Александру Александровичу в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженное в письме от 28.06.2021 исх.№ 16537/12.4-21, в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

В случае отсутствия иных оснований для отказа, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в полном объеме устранить допущенное нарушение путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков по заявлению Тимофеева А.А. от 27.04.2021 (вх.№ 13081 от 12.05.2021).

Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Тимофеева Александра Александровича судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                     И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2021.

2а-375/2021 ~ М-327/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тимофеев Александр Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Администрация Лахденпохского муниципального района
Сутягин А.Н.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация административного искового заявления
20.10.2021Передача материалов судье
21.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2021Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
30.11.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее