Дело №2а-3935/20
73RS0002-01-2020-005213-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 02 сентября 2020 года
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Романовой М.А.,
при помощнике судьи Низамовой Ф.Ф.,
с участием прокурора Сотниковой Ю.И.,
представителя административного истца Крашенинникова А.А., представителя административного ответчика Соколова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновской городской избирательной комиссии к Клюшенкову Николаю Николаевичу об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л :
Ульяновская городская избирательная комиссия обратилась в суд с административным иском к Клюшенкову Н. Н. об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты. Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в периодическом печатном издании «Ульяновск сегодня» опубликовано решение Ульяновской Городской Думы от 23.06.2020 №71 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва». Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Ульяновской городской избирательной комиссией было принято постановление № «О регистрации Клюшенкова Николая Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской городской думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу №». ДД.ММ.ГГГГ в адрес Избирательной комиссии Ульяновской области поступило письмо руководителя аппарата Центральной избирательной комиссии РФ О.В. Бобровой (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) с информацией о том, что в отношении кандидата Клюшенкова Н.Н. имеются сведения о судимости по приговору Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в Связи с поступившей информацией Ульяновской городской избирательной комиссией 21.08.2020г. был сделан официальный запрос в ИЦ УМВД России по Ульяновской области, согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ № была подтверждена информация о наличии у кандидата Клюшенкова Н.Н. снятой судимости. В связи с тем, что на момент принятия решения о регистрации данного кандидата Ульяновская городская избирательная комиссия не располагала сведениями о наличии у Клюшенкова Н.Н. судимости, ею было принято постановление о его регистрации. В заявлении о согласии баллотироваться кандидата Клюшенкова Н.Н. сведения о судимости, предусмотренные пунктом 2.1статьи 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не указаны. Таким образом, кандидат в заявлении о согласии баллотироваться не указал (скрыл) сведения об имевшейся судимости. Сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отказа в регистрации кандидата. При этом данные обстоятельства не были известны избирательной комиссии на момент регистрации кандидата. Учитывая вышеизложенное, просит отменить Постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Клюшенкова Николая Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу №».
Представитель административного истца по доверенности Крашенинников А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Соколов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Ответчик Клюшенков Н.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случае, предусмотренном подпунктом "з" пункта 7 названной статьи (установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости), а также подпунктом "а" пункта 7 в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона (сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Закона). При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Как следует из содержания приведенной нормы, сокрытие кандидатом сведений о судимости закон предусматривает как в качестве самостоятельного основания для отмены регистрации кандидата в случае установления этого факта, так и в качестве вновь открывшегося обстоятельства.
Пунктами 1, 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ закреплено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в названном заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Сведения о судимости кандидата, как это определено подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для целей данного Федерального закона, означают сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 10 марта 2016 года N 450-О "По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Таким образом, с учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Ульяновской Городской Думой было принято решение №71 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».
Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Ульяновской городской избирательной комиссией было принято постановление № «О регистрации Клюшенкова Николая Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской городской думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу №».
ДД.ММ.ГГГГ Ульяновской городской избирательной комиссии стало известно о том, что приговором Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Клюшенков Н.Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ, ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. В соответствии с п.п.9, 12 Постановления Государственной думы от 24.04.2015 г. №6576-ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Клюшенков Н.Н. освобожден от назначенного наказания, судимость снята.
Между тем, в заявлении о согласии баллотироваться, представленном Клюшенковым Н.Н. в избирательную комиссию, административный ответчик не указал сведения о судимости.
Как следует из анализа норм избирательного законодательства, к лицам, претендующим на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в выданной ИЦ УМВД России по Ульяновской области Клюшенкову Н.Н. справке отсутствуют сведения о судимости или факте уголовного преследования, в связи с чем, Клюшенков Н.Н. полагал, что их можно использовать в заявлении, судом не принимаются во внимание, поскольку о вынесении в отношении него обвинительного приговора Клюшенков Н.Н. не мог не знать и обязан был указать эти сведения в своем заявлении о согласии баллотироваться.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату принятия решения о регистрации кандидата Клюшенкова Н.Н. у избирательной комиссии отсутствовали сведения о наличии у него судимости, указанные сведения получены только после его регистрации, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отмены постановления о регистрации кандидата в депутаты, в связи с чем, административные исковые требования Ульяновской городской избирательной комиссии подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 239-244, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования Ульяновской городской избирательной комиссии удовлетворить.
Отменить Постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от 6 августа 2020 года № «О регистрации Клюшенкова Николая Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу №32».
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья М.А. Романова