Дело № 2а-136/2018
Поступило 17.04.2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2018 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Молчановой Е.В.,
представителя административного ответчика – Кузнецова А.М.,
при секретаре Артюковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области к Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия по неразработке паспортов отходов I-IV классов опасности, а также проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кожевниковского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Уртамскому сельскому поселению Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия по неразработке паспортов отходов I-IV классов опасности, а также проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и понуждении разработать паспорта отходов I-IV классов опасности, а также проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кожевниковского района Томской области проведена проверка соблюдения администрацией Уртамского сельского поселения природоохранного законодательства, хозяйственная деятельность которого связана с обращением отходов производства и потребления. В результате проведенной проверки установлено, что в деятельности администрации образуются отходы производства I - IV классов опасности (например, ртутные лампы, мусор от бытовых помещений, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, масла автомобильные отработанные). Вместе с тем, в нарушение ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорта отходов I - IV классов опасности, а также проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования не разработаны. Нарушение природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и негативно отразиться на здоровье населения, проживающего и временно пребывающего в данном населенном пункте. В связи с выявленными нарушениями закона 20.04.2017 прокурором района главе Уртамского сельского поселения внесено представление, требования которого в части разработки паспортов отходов I - IV классов опасности, а также проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования до настоящего времени не исполнены, что зафиксировала проверка, проведенная совместно с инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в апреле 2018 года.
В судебном заседании процессуальный истец – старший помощник прокурора Молчанова Е.В. уточнила исковые требования, просила установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 01.10.2018 года.
Представитель административного ответчика – глава Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области Кузнецов А.М. исковые требования признал, пояснил, что администрация сельского поселения принимает все необходимые меры для устранений нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. 19.02.2018 года заключен муниципальный контракт с ООО «Кожевниковский Комхоз» на вывоз твердых коммунальных отходов. Кроме того, направлено письмо в ОГБУ «Облкомприрода» о разработке паспорта отходов производства I-IV классов опасности с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на безвозмездной основе, поскольку у учреждения отсутствуют денежные средства для изготовления указанных документов.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 2 статьи 21 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования (подп. 18 п. 1 ст. 14), а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район (подп. 14 п. 1 ст. 15).
Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьями 11, 13 вышеуказанного Закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отнесение отходов к определенному классу опасности закреплено в федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности") на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. N 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
Как установлено в судебном заседании, на основании решения и.о. прокурора Кожевниковского района Томской области Михалева А.В. проведена проверка Администрации Уртамского сельского поселения по соблюдению природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления (л.д. 10, 11).
Согласно акту проверки от 10.04.2018 года установлено, что на базе администрации Уртамского сельского поселения образуются отходы 1-4 класса опасности, отсутствует действующий проект нормативов образования отходов и лимитов по их размещению, паспорта отходов не соответствуют действующей форме, подтверждения передачи отходов по журналу отходов, а также договор на передачу отходов сторонним организациям отсутствуют. По результатам проведенной проверки прокурором района вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 6-9, 17-25).
Из объяснения главы Уртамского сельского поселения Кузнецова А.М. от 17.04.2018 года следует, что наличие указанных в акте проверки нарушений связано с отсутствием денежных средств в бюджете администрации Уртамского сельского поселения, вместе с тем, принимаются меры к исправлению ситуации, направлено заявление в Облкомприроду для разработки ПНООЛР, начата работа по подготовке паспортов новой категории (л.д. 26, 28, 36-40, 41).
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание, что бездействие административного ответчика нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и экологическую безопасность, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает, что административный иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, требования направлены на защиту жизни и здоровья граждан, права на благоприятную окружающую среду и считает, что предложенный прокурором срок соответствует требованиям разумности.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ - в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь статьями 176 - 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Кожевниковского района Томской области к Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия по неразработке паспортов отходов I-IV классов опасности, а также проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области по неразработке паспортов отходов I-IV классов опасности, а также проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Обязать Администрацию Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области разработать паспорта отходов I - IV классов опасности, а также проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования в срок до 01 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Иванникова