Решение по делу № 2-469/2018 ~ М-535/2018 от 30.11.2018

Дело № 2-469/18

    РЕШЕНИЕ    

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

при участии помощника прокурора Прилузской районной прокуратуры Республики Коми Козлова А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

28 декабря 2018 года гражданское дело по заявлению прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми к администрации муниципального образования сельское поселение «Объячево», Муниципальному унитарному предприятию «Жилсервис», администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на территории сельского поселения «Объячево», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка, сдать рекультивированный земельный участок,

установил:

Прокурор Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к АСП «Объячево», МУП «Жилсервис», АМР «Прилузский» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на территории сельского поселения «Объячево», сельского поселения «Читаево», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка, сдать рекультивированный земельный участок. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения МО СП «Объячево» природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов выявлены несанкционированные свалки. На основании изложенного, прокурор обратился в суд с настоящим иском, которым просит обязать АСП «Объячево», МУП «Жилсервис» ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"" путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать АСП «Объячево» ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную на территории с.п. «Читаево» в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"" путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать АМР «Прилузский» организовать работу по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на вышеуказанных земельных участках в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать АМР «Прилузский» разработать проект рекультивации земель на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"" и с.п. «Читаево» в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать АМР «Прилузский» сдать вышеуказанные участки рекультивированными постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с постановление АМР «Прилузский» от 12.07.2013 № 1135.

В ходе судебного заседания прокурор исковые требования уточнил в части сроков исполнения решения суда: обязать АСП «Объячево», МУП «Жилсервис» ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", а также обязать АСП «Объячево» ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"" путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 01 июля 2025 года; обязать АМР «Прилузский» организовать работу по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на вышеуказанных земельных участках в срок не позднее 01 июля 2025 года; обязать АМР «Прилузский» разработать проект рекультивации земель на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"" и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 01 сентября 2025 года; обязать АМР «Прилузский» сдать вышеуказанные участки рекультивированными постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с постановление АМР «Прилузский» от 12.07.2013 в срок не позднее 01 сентября 2025 года.

В ходе судебного заседания прокурор на удовлетворении уточненных требований настаивает по доводам, изложенным в заявлении, указав, что именно на АМР «Прилузский», АСП «Объячево» возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, однако последние зная о нахождении на территории сельского поселения несанкционированных свалок каких-либо действенных мер к их ликвидации не предприняли. Также полагает, что МУП «Жилсервис» также должно принять участие в ликвидации несанкционированной свалки на территории с.п. «Объячево», поскольку именно вышеуказанное Предприятие свозит мусор на данную свалку. Считает несостоятельным довод ответчика АМР «Прилузский» о возложении обязанностей по контролю за несанкционированными свалками на регионального оператора, поскольку правоотношения по формированию несанкционированных свалок возникли задолго до образования регионального оператора, при этом появление последнего не снимает с ответчиков обязанности по защите окружающей среды путем ликвидации свалок и рекультивации земельных участков. Существование несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на чистую среду.

Представители ответчика администрации МР «Прилузский», действующие на основании доверенности, в суде требования прокурора не признали по доводам, изложенным в письменных возражения, пояснили, что обязанность по утилизации свалок возложена на регионального оператора «Ухтажилфонд», с которым заключено соглашение по выводу мусора. В тоже время признала, что в настоящее время каких-либо договоров по спорным свалкам с региональным оператором не заключено. В тоже время не оспаривали, что земельные участки, на которых расположены свалки, находятся на территории с.п. «Объячево» в ведении АМР «Прилузский», при этом свалка в д. Ожиндор передана в аренду МУП «Жилсервис».

Представитель ответчика АСП «Объячево» в суд не явился, о месте и времени заседания извещен надлежаще. Ранее также возражал против требований прокурора, поддержав письменный отзыв на исковое заявление. Полагает, что требования закона в части участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов администрацией с.п. «Объячево» выполняются, при этом указал на отсутствие должного финансирования.

Ответчик МУП «Жилсервис» решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2018 признан банкротом, введена процедура конкурсного управления. Решение в силу не вступило. Конкурсный управляющий МУП «Жилсервис» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Исковые требования прокурора в части требований к МУП «Жилсервис» не признал, указав, что в случае удовлетворения последних решение будет неисполнимым, в тоже время требования прокурора к АМР «Прилузский», АСП «Объячево» поддержал.

Представитель третьего лица Управления Роспортебнадзора по Республике Коми в лице Территориального отдела в Койгородском районе в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что требования прокурора поддерживают в полном объеме.

Представитель Прилузского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, привлеченный к участию в деле для дачи заключения, в суд не явился, просив рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что требования прокурора поддерживают, позиция Комитета отражена заключении специалиста от 07.09.2018.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно абзаца 6 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей среды закреплен принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ред. от 29.07.2018 определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Как установлено частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены специализированные требования к объектам размещения отходов, соблюдение которых подлежит государственному контролю (надзору), а состояние окружающей среды в районах таких объектов - экологическому мониторингу.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 89-ФЗ, под объектом размещения отходов следует понимать специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно ч. 7 ст. 12 вышеуказанного Закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 30.08.2018 произведен осмотр территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", на которой расположена несанкционированная свалка. Установлено, что по периметру всей территории полигона ТБО устроено легкое ограждение, кроме того имеется осушительная траншея глубиной до 2 м, либо вал высотой не более 2 метров. Въезд на свалку оборудован шлагбаумом, контрольно-пропускным пунктом, на котором имеется вывеска «Полигон МУП «Жилсервис». Свалка действующая, в ходе осмотра производится прием ТБО. У производственно-бытового здания стоит спецтехника. За свалкой ТБО имеется пункт слива ЖБО в виде двух котлованов. Отдельно складируются отходы металлолома. Состав отходов: изделия из древесины с пропиткой и покрытиями, утратившими потребительские свойства (код 4 04 200 00 00 0), отходы упаковочного картона незагрязненные (код 4 05 183 01 60 5), отходы посуды одноразовой из разнородных полимерных материалов, загрязненной пищевыми продуктами (код 4 38 941 11 52 4), тара стеклянная незагрязненная (код 4 51 102 00 20 5), отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные (код 4 05 212 11 60 4), древесные отходы от снос и разборки зданий (код 8 12 101 01 72 4), щепа натуральной чистой древесины (код 3 05 220 03 21 5), опилки натуральной чистой древесины (код 3 05 230 01 43 5), отходы от жилищ крупногабаритные (код 7 31 110 02 21 5), отходы коммунальные тверды (код 7 31 000 00 00 0).

Площадь, занимая под свалку, составляет 31 530 кв.м.

Как установлено в ходе проведения проверки, указанный объект размещения отходов размещен на земельном участке из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование: под объектами размещения отходов потребления; по документам: для размещения полигона для утилизации твердых и жидких бытовых отходов.

Указанный факт подтверждается заключением специалиста от 07.09.2018.

Согласно выписки ЕГРП № КУВИ-001/2018-15176631 от 10.12.2018 земельный участок с кадастровым номером 11:01:6001001:343, площадью 31 530+/-124 кв.м, местоположение: Республика Коми, Прилузский район, с.п. «Объячево», д. Ожиднор, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находится собственности МО МР «Прилузский», передано в аренду МУП «Жилсервис» на основании договора аренды от 31.08.2016.

В ходе проверки установлено и не оспаривается сторонами, что вышеуказанный полигон используется МУП «Жилкомхоз» на основании договора на проведение работ по вывозу ТБО на территории с.п. «Объячево» от 14.05.2018.

При этом сторонами указывается, что вышеуказанный полигон использовался МУП «Жилсервис» для размещения ТБО и ранее.

Так согласно договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 31.08.2016, заключенного между Управлением муниципальной собственностью МАР «Прилузский» и МУП «Жилсервис», арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 11:01:6001001:343, площадью 31 530+/-124 кв.м, местоположение: Республика Коми, Прилузский район, с.п. «Объячево», д. Ожиднор, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения полигона для утилизации твердых и жидких бытовых отходов (п. 1.1). Срок аренды определен п. 2.1 с 31.08.2016 на 49 лет.

Также был произведен осмотр территории с. «Читаево» в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", на которой также расположена несанкционированная свалка. Свалка состоит из отходов: изделия из древесины с пропиткой и покрытиями, утратившими потребительские свойства (код 4 04 200 00 00 0), отходы упаковочного картона незагрязненные (код 4 05 183 01 60 5), отходы посуды одноразовой из разнородных полимерных материалов, загрязненной пищевыми продуктами (код 4 38 941 11 52 4), отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные (код 4 05 212 11 60 4), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код 8 12 101 01 72 4), отходы от жилищ крупногабаритные (код 7 31 110 02 21 5), отходы коммунальные тверды (код 7 31 000 00 00 0).

Площадь, занимая под свалку, составляет 0,218 га.

Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.

Указанный факт подтверждается заключением специалиста от 07.09.2018.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами несанкционированна свалка у с. Читаево размещена на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.

Сведений о том, что земельный участок у с. Читаево поставлен на учет в Росреестре не имеется, что подтверждается уведомлением № КУВИ-001/2018-16430326 от 20.12.2018.

Также в судебном заседании установлено, что собственник несанкционированной свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен, в то время как из объяснений представителей ответчиков следует, что о существовании несанкционированной свалки знали на протяжении длительного времени, поскольку из объяснений представителя АМР «Прилузский» следует, что свалка сформировалась в 2000-х годах.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Частью 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с частью 6 указанной статьи, размещение отходов в пределах объектов, не включенных в государственный реестр, не допускается.

Изучение открытых данных государственного реестра объектов размещения отходов на сайте в сети «Интернет» http://rpn.gov.ru/ показало отсутствие в реестре информации об указанных объектах.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Закона № 89-ФЗ).

При изложенных обстоятельствах указанная несанкционированная свалка подлежит ликвидации.

Действующим законодательством не предусмотрено понятие «ликвидация несанкционированной свалки». Вместе с тем, пунктом 5.17 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» предусмотрено понятие «ликвидация отходов», под которым следует понимать деятельность, связанную с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.

Как установлено статьей 1 Закона № 89-ФЗ, под сбором отходов надлежит понимать прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, под их транспортированием - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка.

Указанной нормой захоронение отходов определяется как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Под утилизацией отходов надлежит понимать их использование для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов определяется как уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Обработка отходов понимается как предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

При изложенных обстоятельствах ликвидация свалки предполагает два самостоятельных комплекса мероприятий: уборка территории свалки (сбор отходов и их транспортирование в места ликвидации) и ликвидация вывезенных отходов (их утилизация, обработка, обезвреживание и захоронение).

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ).

Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3.1 Постановления от 26.04.2016 № 13-П, к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

При изложенных обстоятельствах органы местного самоуправления несут ответственность за поддержание экологически безопасной обстановки на вверенной им территории, поэтому само по себе образование несанкционированной свалки свидетельствует о недостаточности принимаемых такими органами организационно-властных мер.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. Вместе с тем, частью 3 указанной статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться и иные вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ.

На территории Республики Коми принят Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 148-РЗ, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

Пунктом 14 статьи 15 Закона № 131-ФЗ полномочия по обезвреживанию, захоронению, обработке и утилизации отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. Иное законодательством Республики Коми не предусмотрено.

Таким образом, полномочия по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, организации уборки и очистки территории сельского поселения от отходов на территории Республики Коми принадлежат органам местного самоуправления сельских поселений.

Суд соглашается с тем, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

В тоже время в судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка в районе с. Читаево была создана в 2000 годах, АСП «Объячево» знало о существовании свалки с момента присоединения к нему с.п. «Читаево» (2016 г.), однако действенных мер к организации деятельности по сбору отходов, препятствующей их несанкционированному размещению, не приняла.

Что касается свалки на территории с.п. «Объячево» (д. Ожиндор), используемой МУП «Жилсервис», суд приходит к выводу, что ликвидация вышеуказанной свалки путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации с учетом вышеприведенного стандарта ГОСТ 30772-2001 лежит именно на МУП «Жилсервис», поскольку в судебном заседании установлен собственник отходов, который за сбор последнего получает доход.

Суд также учитывает, что согласно п. 4.4.6 Договора аренды № 2 от 31.08.2016 именно на МУП «Жилсервис», как на арендатора, возложена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.

Суду не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что МУП «Жилсервис» принимало земельный участок в непригодном для использования в соответствии с условиями договора земельный участок, а, следовательно, суд исходит из того, что при заключении вышеуказанного договора Предприятие должно было предвидеть, что негативные последствия по использованию вышеуказанного земельного участка отразятся на деятельности МУПа.

При этом суду не представлено каких-либо допустимых доказательств того, что на день рассмотрения дела в суде договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 2 от 31.08.2016 расторгнут или признан недействительным.

При этом суд считает несостоятельным довод конкурсного управляющего МУП «Жилсервис» в части возложения обязанностей по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки на АМР «Прилузский», поскольку последняя выступает только учредителем Предприятия, в то время как у последнего имелось собственное руководство.

Также несостоятелен довод конкурсного управляющего в части невозможности исполнения решения суда в части требований к МУП «Жилсервис» в связи с банкротством последнего, поскольку на день рассмотрения настоящего спора процедура банкротства не завершена, сведений об исключении МУП «Жилсервиса» из ЕГРЮЛ не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на территории с.п. «Объячево (д. Ожиндор) на АСП «Объячево» поскольку суду не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что лица, свозившее мусор на свалку, не установлены, так как из объяснений участников процесса следует, что ранее 2016 г. мусор на свалку свозился управляющими и обслуживающими компаниями с. Объячево. При этом суд ранее указал, что принимая на себя обязанности по аренде земельного участка под свалку в том виде в каком последний передавался, в том числе и с размещенным на ним мусором, МУП действуя с надлежащей долей осмотрительности должен был просчитать и негативные последствия в виде обязанности ликвидации несанкционированной свалки.

В свою очередь полномочия по участию в организации деятельности по обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов остаются в сфере деятельности органов местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления этого муниципального района.

При изложенных обстоятельствах, образование несанкционированного объекта размещения отходов на вверенном органам местного самоуправления МО МР «Прилузский» свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности соответствующих органов по управлению вверенным им имуществом.

При изложенных обстоятельствах бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, чем нарушает право неопределенного круга лиц – населения с. Объячево и с. Читаево - на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования, в то время как в соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В силу ч.ч. 5, 6 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» определены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

П. 1 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, определяет, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Данные нормы заложены и в п. 2 Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов (п. 5 Основных положений).

Согласно п. 4 8 вышеназванных Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы

Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом: а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель (п. 13 Правил).

П. 4 Правила проведения рекультивации и консервации земель определяет, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются, в том числе исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

На территории МР «Прилузский» создана постоянная комиссия по приемке рекультивированных земель на основании Постановления АМР "Прилузский" от 12.07.2013 № 1135, которой и надлежит сдать рекультивированный участок.

По мнению суда несостоятелен довод представителей АМР «Прилузский», АСП «Объячево», в части того, что с ноября 2018 года вступило в силу соглашение с региональным оператором «Ухтажилфонд» в части сбора, транспортировки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми, поскольку соглашения с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождают органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законодательством.

Согласно Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» работа региональных операторов определена на договорной основе.

Утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми и Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми не обязывают регионального оператора на безвозмездной основе и вместо органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по сбору и утилизации мусора, скопившегося на «исторически сложившихся свалках».

Иная трактовка Правил и Порядков основана на неверном толковании вышеуказанных норм.

Суд также считает необоснованным довод представителя АМР «Прилузский» о том, что рассмотрение заявления прокурора без привлечения в качестве третьего лица регионального оператора ООО «Ухтажилфонд» невозможно, поскольку суду не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что на день рассмотрения дела в суде региональный оператор имеет обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и принятое по делу решение нарушит его прав и (или) возложит на него обязанности.

Также суд считает несостоятельным довод представителя ответчика АСП «Объячево» о том, что обязанность сельского поселения в рамках сбора и вывоза мусора не определена, поскольку использование формулировки «участие», не может быть сведено к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок.

Отсутствие на территории Прилузского района Республики Коми полигона для сбора мусора также не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку вопрос создания вышеуказанного полигона также лежит в области полномочий администрации МР «Прилузский».

Суд соглашается и с заявленным прокурором сроком исполнения заявленных требований, считая его разумным. Более того ответчики не лишены возможности увеличения сроков исполнения решения суда (отсрочка) при наличии правовых оснований в рамках исполнительно производства.

В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми к администрации муниципального образования сельское поселение «Объячево», Муниципальному унитарному предприятию «Жилсервис», администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на территории сельского поселения «Объячево», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка, сдать рекультивированный земельный участок – удовлетворить частично.

Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 01 июля 2025 года.

Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Объячево» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 01 июля 2025 года.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных на земельном участке, расположенном на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", в срок не позднее 01 июля 2025 года.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", в срок не позднее 01 июля 2025 года.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 01 сентября 2025 года.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 01 сентября 2025 года.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» сдать рекультивированный участок, расположенный на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 12.07.2013 № 1135 в срок не позднее 01 сентября 2025 года.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» сдать рекультивированный участок, расположенный на территории в пределах координат N60o27"58,1"" E049o33"41,4"", N60o27"55,5"" E049o33"45,5"", N60o27"56,0"" E049o33"49,7"", N60o27"54,0"" E049o33"49,9"", N60o27"52,0"" E049o33"47,8"", N60o27"54,0"" E049o33"48,8"", N60o27"54,7"" E049o33"45,3"", N60o27"56,8"" E049o33"41,6"", постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 12.07.2013 № 1135 в срок не позднее 01 сентября 2025 года.

Требования прокурора Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» в части осязания ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории с.п. «Объячево» в пределах координат N60o21"09,3"" E049o35"16,9"", N60o21"10,3"" E049o35"12,6"", N60o21"10,4"" E049o35"06,2"", N60o21"12,3"" E049o35"00,9"", N60o21"13,2"" E049o34"57,3"", N60o21"13,8"" E049o35"01,0"", N60o21"18,7"" E049o35"03,9"", N60o21"14,6"" E049o35"05,7"", N60o21"15,1"" E049o35"09,1"", N60o21"14,0"" E049o35"13,9"", N60o21"13,0"" E049o35"16,6"", N60o21"11,8"" E049o35"17,0"", N60o21"10,0"" E049o35"17,3"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации – оставить без удовлетворения.

Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2018 года.

2-469/2018 ~ М-535/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сыктывкарская природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП "Жилсервис"
АСП "Объячево"
Администрация муниципального образования муниципального района "Прилузский"
Другие
Управление Роспотребнадзора
Комитет по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Республики коми.
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
30.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2018Судебное заседание
28.12.2018Судебное заседание
28.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2019Дело оформлено
17.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее