РЕШЕНИЕ CУДА
Именем Российской Федерации06 августа 2015 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Аргиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.С., действующего в интересах несовершеннолетнего К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Управлению дошкольного образования Администрации г.Дубны и Администрации г. Дубны об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
К.В.С. обратился в суд с жалобой на бездействие Управления дошкольного образования Администрации г.Дубны, выразившееся в не предоставлении малолетнему ребенку заявителя места в дошкольном образовательном учреждении на 2015-2016 учебный год по месту жительства ребенка, и обязании предоставить место в детском саду по месту жительства ребенка.
В обоснование своих требований К.В.С. ссылался на то, что является отцом К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. 05 мая 2014 года его сын был зарегистрирован в льготной очереди для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) по г.о. Дубна. В качестве желаемых детских садов заявителем были указаны ДОУ №24, №16, №17, желаемая дата зачисления – 01 сентября 2015 года. Поскольку заявитель является сотрудником полиции, то в соответствии с п.6 ст.46 ФЗ «О полиции» его сын имеет право на первоочередное зачисление в ДОУ по месту жительства. 05 мая 2015 года К.В.С. узнал, что комплектование групп и распределение мест в ДОУ на 2015-2016 учебный год завершено, и его сын не получил направление в детский сад. Из ответа Управления дошкольного образования заявителю стало известно, что причиной отказа является то, что по состоянию на 01.09.2015 г. К.И.В. еще не исполнится полных 1,5 года. 13 мая 2015 г. заявитель на приеме в Управлении получил в устной форме ответ, что в 2015 году ведется набор детей, родившихся до 01.02.2015 г.; на просьбу предоставить другой детский сад в р-не места жительства ребенка, был получен отказ. Обратившись в Администрацию г. Дубны, заявителем также был получен отказ по причине не достижения ребенком на 01.09.2015 г. полных 1,5 лет. Прокуратура города также ответила, что по результатам проверки оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Считая отказ в предоставлении места в детском саду незаконным, К.В.С. просил обязать Управление дошкольного образования Администрации г.Дубны предоставить его сыну место в ДОУ в р-не места жительства ребенка.
К.В.С. в судебном заседании ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке искового производства, в связи с тем, что появился спор о праве, а именно: о праве его ребенка на получение места в детском саду, находящемся в районе места жительства ребенка, а также о получении места в группе для детей в возрасте от 1,5 лет. К.В.С. указал на то, что его сыну полных 1,5 года исполнится 04 сентября 2015 года и эти три дня не значительны, поэтому ребенку можно предоставить место в группе для детей от 1,5 лет. Истцу известно, что в детских садах, расположенных в месте его жительства, имеются свободные места в группах для детей от 1,5 лет. В случае направления ребенка в детский сад, расположенный в правобережной части города, у истца и его ребенка возникнут большие трудности, чтобы добраться до сада.
Удовлетворив ходатайство К.В.С. о рассмотрении дела в порядке искового производства, Управление дошкольного образования Администрации г.Дубны было привлечено судом к участию в деле в качестве ответчика, а Администрация г. Дубны – в качестве соответчика.
Представители ответчиков, действующие на основании доверенностей: Управления дошкольного образования Администрации г.Дубны - С.Т.А., Администрации г.Дубны – Б.А.Л. в судебном заседании исковые требования К.В.С. не признали по следующим основаниям. Начиная с 2013 года, Управление комплектует учреждения исключительно из числа детей, поставленных на учет для предоставления места в ДОУ посредством Единого информационного ресурса «электронной очереди». Комплектование, т.е. формирование списочного состава вновь открываемых групп осуществляется из числа детей, стоящих в «электронной очереди», которым место в ДОУ необходимо с 01 сентября текущего года. Порядок размещения детей в «электронной очереди» учитывает следующие критерии: возраст ребенка на момент начала нового учебного года, рассчитанный с точностью до дня; наличие льготы, определяемой в соответствии с действующим законодательством; дата подачи заявления. 05 мая 2014 года К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был зарегистрирован в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» в льготной очереди. Его отцом К.В.С. желаемые ДОУ были указаны № 16, №17 и №24. Однако в ДОУ №16 принимаются дети, достигшие на 01 сентября полных 01 год 06 месяцев, а в ДОУ №24 и №17 – дети с 2-х лет. В указанных детских садах группы для детей до 1,5 лет на 2015-2016 учебный год не формировались. Поскольку сыну истца на 01.09.2015 г. еще не исполнится полных 1,5 года, поэтому электронная система зачисления и не предоставила К.И.В. место в желаемых детских садах. Истцу были предложены ДОУ №29 и №30, в которых имеются свободные места в группах для детей в возрасте до 1,5 лет. Истец 10 июля 2015 г. получил направление в ДОУ № 29, также ему было разъяснено право на последующий перевод ребенка в другой сад. На сегодняшний день все группы для детей до 1,5 лет и свыше в садах, расположенных в р-не места жительства К.И.В., укомплектованы. Если высвобождается место, то его занимает ребенок, стоящий первым в очереди, в рассматриваемом деле – в льготной очереди. Учитывая изложенное, представители ответчиков просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
При этом в силу ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Закона об Образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросу местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В целях реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования, упорядочения ведения учета детей, нуждающихся в предоставлении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в Московской области, недопущения искажения данных о состоянии очереди и предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях одновременно в нескольких муниципальных образованиях Московской области, а также в других субъектах Российской Федерации Правительство Московской области Правительством Московской области 29.12.2012 было принято Постановление № 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области» Согласно указанному Постановлению Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области было поручено создать и внедрить в эксплуатацию Единую информационную систему «Зачисление в ДОУ».
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 г. №10-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Распоряжением Министерства образования Московской области от 27.02.2013 № 2 был утвержден примерный Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования Московской области».
Основанием для начала исполнения муниципальной услуги является поступление заявления, содержащего информацию, указанную в пункте 31 Административного регламента (п. 52 Административного регламента).
Пункт 49 Административного регламента устанавливает процедуры предоставления муниципальной услуги:
1.прием и регистрацию заявления и документов для постановки на учет (регистрация в Системе заявления для постановки на учет), выдача талона с регистрационным номером. Основанием для начала указанной процедуры является представление документов, предусмотренных пунктом 31 настоящего Административного регламента, направленных Заявителем по почте или в электронной форме или доставленных в муниципальный орган управления образованием. Для получения муниципальной услуги через РПГУ Заявитель должен авторизоваться в личном кабинете РПГУ. Зарегистрированному заявлению присваивается индивидуальный идентификационный номер. При постановке на учет Заявитель вправе выбрать для зачисления ребенка три желаемых ДОУ;
2. межведомственное электронное взаимодействие с органами федеральной миграционной службы Московской области в части предоставления сведений о регистрации по месту пребывания Заявителя в случае, если фактическое место жительства отличается от регистрации по месту жительства Заявителя;
3. комплектование ДОУ. Комплектование ДОУ на очередной учебный год осуществляется в соответствии с утвержденным количеством групп и свободных мест в них на очередной учебный год с 1 мая по 30 июня текущего года. В случае выбытия воспитанников ДОУ, ввода новых дошкольных мест в течение учебного года производится доукомплектование дошкольных образовательных учреждений в соответствии с порядком направления и зачисления в ДОУ, указанным в 60 настоящего Административного регламента;
4. выдача направления для зачисления в ДОУ. Основанием для начала административной процедуры - выдача направления для зачисления ребенка в ДОУ либо уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги - являются результаты комплектования детьми ДОУ. Результатом административной процедуры является направление в ДОУ либо уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги. При подходе очереди Заявителя и при наличии места в соответствующей возрастной группе в желаемом ДОУ заявлению присваивается статус "Направлен в ДОУ".
5. зачисление в ДОУ. Основанием для начала административной процедуры является получение направления в ДОУ.
В соответствии с п. 27 указанного Административного регламента Муниципальная услуга должна быть предоставлена по мере продвижения очереди в ДОУ, расположенном на территории соответствующего муниципального образования Московской области.
Аналогичные положения содержит утвержденный 06.11.2014 г. Администрацией города Дубны Московской области Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет для зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)» № 108-ПА (далее Административный регламент Дубны).
Согласно п. 1.3.1 Административного регламента Дубны предоставление муниципальной услуги в электронном виде обеспечивается ресурсами Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (далее Система).
В ходе судебного разбирательства установлено, что К.В.С., являясь отцом и законным представителем К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., 05 мая 2014 года подал заявление о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении г.о. Дубна его сыну И.. Истцом были указаны три приоритетных ДОУ: №24, №16, №17, желаемая дата зачисления – 01.09.2015 г., а также указана льгота – дети штатных сотрудников полиции (л.д.119).
Заявление К.В.С. было зарегистрировано в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» под идентификатором №, номер дела: №; К.И.В. был поставлен в льготную очередь.
05 мая 2015 г. К.В.С. стало известно, что его ребенку отказано в предоставлении места в желаемых истцом детских садах по причине отсутствия в этих садах групп для детей в возрасте до 1,5 лет, поскольку его сыну на 01.09.2015 г. еще не исполнится 1,5 года. К.В.С. были предложены места в ДОУ № 29 и №30, т.к. только в этих дошкольных учреждениях города имеются группы для детей до 1,5 лет.
Однако, К.В.С. полагает, что его сын может получить место в группе для детей от 1,5 лет, поскольку его сыну 1,5 года исполнится 04 сентября 2015г. и эти три дня не значительны, чтобы не предоставлять место в группе для детей от 1,5 лет. Кроме того, по мнению истца, Управление дошкольного образования должно было организовать в 2015-2016 учебном году группу для детей до 1,5 лет в детском саду в левобережной части города, т.е. в р-не места жительства истца.
Суд не может согласиться с такой позицией истца, исходя из следующего.
Согласно разделу 3.4 Административного регламента Дубны комплектование ДОУ осуществляется Комиссией по комплектованию ДОУ, состав которой утверждается приказом начальника Управления. До 1 апреля текущего года ДОУ представляют на утверждение в Управление сведения о количестве свободных мест в группах в соответствии с каждой возрастной категорией детей в очередном учебном году. Комплектование ДОУ на очередной учебный год осуществляется в соответствии с утвержденным количеством групп и свободных мест в них на очередной учебный год с 21 апреля по 1 сентября текущего года. До начала комплектования приказом начальника Управления устанавливаются количество вновь открываемых на новый учебный год групп, возраст детей, направленность групп. Комплектование списков групп осуществляется путем автоматизированного распределения заявлений с 21 апреля по 1 сентября. Порядок размещения детей в электронной очереди учитывает следующие критерии:
- возраст ребенка на момент начала нового учебного года - на 1 сентября (рассчитанный с точностью до дня);
- дата подачи заявления;
- уровень льготы.
Доукомплектование групп проводится после осуществления основного комплектования при наличии свободных мест в группах в течение года.
Согласно Приказа № 31 от 16.04.2015 г. Управления дошкольного образования Администрации г. Дубны Московской области «О комплектовании дошкольных образовательных учреждений на 2015-2016 учебный год» (л.д.117-118) в ДОУ, которые были указаны К.В.С. в качестве желаемых, открыты следующие группы:
- в ДОУ №16 - одна группа для детей раннего возраста от 01 года 06 месяцев до 02 лет;
- в ДОУ № 17 - одна группа для детей раннего возраста от 02 лет до 03 лет;
- в ДОУ № 24 - одна группа для детей раннего возраста от 02 лет до 03 лет.
Группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста с 01 года 03 месяцев до 01 года 06 месяцев открыты только в ДОУ № 29 и № 30.
В связи с тем, что К.И.В. на 01.09.2015 г., т.е. на начало учебного года, еще не исполнится 1,5 года, а также в виду отсутствия группы для детей до 1,5 лет, Системой не было предоставлено ему место в желаемом детском саду.
При таких обстоятельствах К.В.С. были предложены места в ДОУ № 29 и № 30.
10 июля 2015 г. истцом было получено направление в ДОУ № 29, что подтверждается предоставленной выкопировкой из журнала выдачи направлений (л.д.142).
Довод истца о том, что Управление дошкольного образования Администрации г. Дубны должно было создать группу для детей до 1,5 лет в детском саду в р-не места жительства истца, судом отвергается, поскольку принятие решений о создании новых групп является правом, а не обязанностью учредителя (Администрации г. Дубны) и зависит от ряда факторов, в частности: наличие необходимого количества детей и персонала, техническая возможность ДОУ, финансирование.
Также суд не соглашается с доводом истца о том, что его ребенку возможно предоставить место в группе для детей в возрасте от 1,5 лет, поскольку по состоянию на 01.09.2015 г. малолетний К.И.В. попадает только в группу для детей в возрасте до 1,5 лет и зачисление в ДОУ происходит строго в порядке очередности. Реализация малолетним К.И.В. конституционного права на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением принципа, содержащегося в ст. 17 Конституции РФ, а именно: не должны нарушаться права других детей, поставленных на очередь ранее К.И.В.
Кроме того, превышение количества воспитанников в детских дошкольных учреждениях более установленных норм вследствие предоставления ребенку истца места в укомплектованной группе, приведет к нарушению требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», которыми определено допустимое количество детей в группах. Более того, прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности ДОУ.
Таким образом, анализируя все предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований К.В.С. не имеется, поскольку истцу в приеме сына в ДОУ по месту жительства ребенка было отказано по причине отсутствия в близлежащих детских садах групп для детей до 1,5 лет, а в предоставлении места в группе для детей после 1,5 лет – в связи с не достижением возраста. Тем самым, действия Управления дошкольного образования и Администрации г. Дубны не могут быть расценены как нарушающие права ребенка, поскольку совершены в строгом соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований К.В.С., действующего в интересах несовершеннолетнего К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Управлению дошкольного образования Администрации г.Дубны и Администрации г. Дубны об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2015 года.
Судья