Дело №2-2165/2020
УИД 18RS0003-01-2020-001097-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пашкиной О.А.,
при секретаре Дроздовой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лекомцевой Е.Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты,
установил:
Днкомцева Е.Н. (далее – истец, педагогический работник, Лекомцева Е.Н.) обратилась с исковым заявлением в суд к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство, МОиН УР) о взыскании единовременной денежной выплаты, мотивируя свои требования тем, что 29 июня 2018 года истец получила диплом ФГБОУВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко». 03 октября 2018 года заключен трудовой договор с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <номер>», согласно которому истец принята на работу воспитателем. 01 июля 2019 года истец уволена с работы по собственному желанию и 02 сентября 2019 года заключила трудовой договор с МКОУ «Школа <номер>», в соответствии с которым она принята на работу учителем. 26 февраля 2020 года истец обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту. В тот же день она получила отказ в связи с пропуском срока на подачу заявления. Истец считает, что она имеет право на получение единовременного денежного пособия за первый отработанный учебный год. В связи с этим Лекомцева Е.Н. просит взыскать с Министерства единовременную денежную выплату молодому специалисту за первый год работы 2018-2019 в сумме 40 000 руб.
Протокольным определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.
Протокольным определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 20 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <номер>» (далее – МБОУ «СОШ <номер>») и Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Школа <номер> для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ГКОУ УР «Школа <номер>»).
Истец Лекомцева Е.Н. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие истца Лекомцевой Е.Н. в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика МОиН УР о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Министерства финансов Удмуртской Республики о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства финансов Удмуртской Республики.
Представители третьих лиц МБОУ «СОШ <номер>» и ГКОУ УР «Школа <номер>» о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
27 июня 2018 года Лекомцева Е.Н., <дата> года рождения, окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование с присвоением квалификации бакалавр. 29 июня 2018 года истцу выдан диплом о бакалавра.
01 октября 2018 года Лекомцева Е.Н. принята на работу в МБОУ «СОШ <номер>» на должность воспитателя на неопределенный срок, что подтверждается трудовым договором от 01 октября 2018 года <номер>. В указанной должности истец работала по 01 июля 2019 года.
02 сентября 2019 года Лекомцева Е.Н. принята на работу в ГКОУ УР «Школа <номер>» на должность учителя на неопределенный срок, что подтверждается трудовым договором от 02 сентября 2019 года.
В указанной должности истец работает по настоящее время.
26 февраля 2020 года Лекомцева Е.Н. обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту за 2018/2019 учебный год (первый полный год работы).
Письмом МОиН УР от 26 февраля 2020 года <номер> Лекомцевой Е.Н. отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском истцом срока подачи заявления.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Начальное, основное, среднее общее образование являются одними из уровней общего образования (подп. 2-4 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации устанавливаются типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, в том числе общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (подп. 2 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п. 2 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 10 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Отношения в сфере образования на территории Удмуртской Республики в пределах полномочий, отнесенных Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, регламентированы Законом УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования».
Статьей 16 названного закона предусмотрена социальная поддержка педагогических работников.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» (в редакции Закона УР от 13.05.2019 №25-РЗ, который распространяется на правоотношения, возникшие с 01 августа 2018 года) для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей.
К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в год окончания учебы.
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики.
Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 №532 «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» утверждено Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее – Положение).
Названное Положение определяет порядок и условия назначения единовременных денежных выплат молодым специалистам, получившим среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее - единовременная денежная выплата, ЕДВ).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).
Осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с образовательной организацией, расположенной в городском округе (городском поселении), с 1 августа 2018 года (п. 3 Положения).
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию (п. 3.1 Положения).
Единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации. Размер единовременной денежной выплаты за первый учебный год работы составляет 40000 рублей (п. 4 Положения).
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец Лекомцева Е.Н. отвечает критериям молодого специалиста, поскольку является выпускником образовательной организации высшего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки «Образование и педагогика» в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики в год окончания учебы.
Учитывая, что истец является педагогическим работником, отвечающим критериям молодого специалиста, она имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной статьей 16 Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты.
01 октября 2018 года Лекомцева Е.Н. принята на работу воспитателем в МБОУ «СОШ <номер>», в связи с чем с указанной даты приобрела статус педагогического работника – молодого специалиста.
Истец Лекомцева Е.Н. отработала в МБОУ «СОШ <номер>» полный первый учебный год 2018/2019 и на основании вышеназванных нормативно-правовых актов приобрела право на получение единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Отказывая 26 февраля 2020 года Лекомцевой Е.Н. в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении ей единовременной денежной выплаты, Министерство руководствовалось положениями пункта 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от 17.10.2019 №473 и исходило из пропуска истцом срока обращения с соответствующим заявлением.
Суд с такими выводами ответчика не соглашается, поскольку основания для отказа в выплате истцу единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей в рассматриваемом случае отсутствуют.
Пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от 04.04.2016 №135, от 30.07.2019 №318 предусмотрено, что заявление о перечислении единовременной денежной выплаты представляется в Министерство в течение следующего финансового года.
Данная правовая норма действовала как на момент начала истцом педагогической деятельности, так и на момент завершения Лекомцевой Е.Н. полного первого 2018/2019 учебного года работы в образовательной организации, когда у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты.
Постановлением Правительства УР от 17.10.2019 №473 «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года №532 «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» внесены изменения в пункт 5 Положения, в соответствии с которым после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение текущего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
В силу прямого указания данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2019 года.
Суд приходит к выводу, что в правоотношениях сторон по поводу предоставления истцу единовременной денежной выплаты, применению подлежат правовые нормы, которые действовали на момент возникновения у истца соответствующего права, а не на дату подачи истцом заявления и его рассмотрения Министерством. На дату завершения истцом полного 2018/2019 учебного года действовало правовое регулирование, установленное пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от 04.04.2016 №135, от 30.07.2019 №318, в связи с чем Лекомцева Е.Н., подавая заявление в МОиН УР на следующий после завершения 2018/2019 учебного года год, правомерно руководствовалась предписанием в части срока подачи такого заявления, установленным пунктом 5 Положения в приведенной редакции.
Изложенное ответчиком не было учтено, что и повлекло нарушение права истца на получение социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты молодому специалисту.
Вне зависимости от характера действий (бездействия) и решений Министерства их правовым последствием является не предоставление Лекомцевой Е.Н. меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты молодому специалисту и исключение такой возможности в будущем применительно к полностью отработанному ею первому 2018/2019 учебному году, что по вышеизложенным основаниям требованиям закона не отвечает и влечет нарушение прав истца. Также суд отмечает, что в соответствии с п. 13 Положения на дату подачи истцом заявления в Министерство пропуск срока на подачу документов не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты.
Учитывая конституционный принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, распространение на прошлое время нового правового регулирования в части, изменяющей сроки обращения с заявлением, возможно лишь постольку, поскольку оно не противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений. Иное означало бы применение данной нормы с обратной силой, ухудшающее положение лица, нарушающее его социальные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий хозяйствования в худшую для участников соответствующих правоотношений сторону обязывает его к соблюдению вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, которые, в частности, предполагают в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в том числе посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных сроков представления заявления о перечислении единовременной денежной выплаты, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Министерство, отказав Лекомцевой Е.Н. в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты со ссылкой на пункт 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от 17.10.2019 №473, фактически придало обратную силу новому регулированию, что недопустимо, поскольку в рассматриваемом случае оно ухудшает правовое положение истца, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях, сложившихся до внесения соответствующих изменений, нарушает принцип предсказуемости законодательного регулирования и противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений.
Таким образом, при наличии у педагогического работника, являющегося молодым специалистом, права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положения произвольный отказ от исполнения Министерством публично-правового обязательства по предоставлению меры социальной поддержки такому работнику является недопустимым.
При таких обстоятельствах исковые требования Лекомцевой Е.Н. о взыскании суммы единовременной денежной выплаты в размере 40 000,00 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из п. 3 ст. 16 Закона УР от 21.03.2014 №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» финансовое обеспечение единовременных денежных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Согласно п. 5.1 Положения выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.
Единовременная денежная выплата производится лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, путем перечисления на банковский счет, открытый в кредитной организации (п. 15 Положения).
Суд отмечает, что в рассматриваемом случае не подлежат применению нормы гражданского законодательства, предусмотренные ст.ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, поскольку обязанность по предоставлению истцу единовременной денежной выплаты вытекает из социальных правоотношений сторон, связанных с исполнением обязательств по оказанию мер социальной поддержки педагогического работника в связи с осуществлением им трудовой деятельности, а не из обязательственных правоотношений гражданина и государства, обусловленных деликтом. То есть сумма ЕДВ, в предоставлении которой истцу отказано в отсутствие к тому законных оснований, является мерой социальной поддержки педагогического работника, а не его убытками. Поэтому в данном случае сумма единовременной денежной выплаты как меры социальной поддержки подлежит взысканию с Министерства, на которое Положением возложена обязанность по ее предоставлению и выплате.
Правовых оснований для взыскания государственной пошлины по делу не имеется, поскольку истец и ответчик в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Лекомцевой Е.Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу Лекомцевой Е.Н. сумму единовременной денежной выплаты в размере 40 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 19 октября 2020 года.
Председательствующий судья О.А. Пашкина