Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-67/2022 (2-2205/2021;) от 20.09.2021

����������������������

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.     г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Витлицкой И.С.

при секретаре Алексеевой С.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крушатина С. В. к администрации Тамбовского района Тамбовской области, Министерству обороны РФ о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии и признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Крушатин С.В. обратился в суд с иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области, Министерству обороны РФ о сохранении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> реконструированном состоянии путем возведения лит. А 2 площадью 107,7 кв.м. и признании права собственности на жилой дом, общей площадью 185, 3 кв.м., указав в обоснование заявленных требований о том, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 50,70 кв.м. и земельный участок площадью 1160 кв.м., расположенные по адресу <адрес>, р.<адрес>. В процессе эксплуатации, для улучшения жилищных условий, без соответствующих разрешений, он произвел реконструкцию жилого дома, которая зафиксирована специалистом ГУПТИ Тамбовской области и заключается в сносе сараев и возведении на их месте лит. А2 площадью 107,7 кв.м.. Произведенная реконструкция домовладения не затронула конструктивные и другие характеристики дома, их надежность и безопасность. Администрацией Тамбовского района Тамбовской области в выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию после возведения пристроек отказано, в связи с чем, во внесудебном порядке сохранить жилой дом с указанными изменениями и признать право собственности на него они не имеют возможности.

Истец Крушатин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, обеспечив явку в суд своего представителя по доверенности Черемисина С.Н., который в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области Елисеева Е.А. в судебном заседании оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.

Соответчик – представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУПТИ Тамбовской области, Сарычева А. АлексА.на в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (п.п. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 5 ч.1 ст.104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (ч.2).

В соответствии с п. 10 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регламентируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 405 (далее Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

В соответствии с п. 10 Положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.

На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства,осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. На территории зоны охраняемого военного объекта не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек (п.11).

На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект (п.12.1).

Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на территории запретной зоны, специальной зоны и создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.14).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Крушатин С.В. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, что усматривается из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57,59, том 1) и свидетельств о государственной регистрации права (л.д.11,12, том 1).

Истцом по вышеуказанному адресу была произведена реконструкция спорного жилого дома, которая зафиксирована специалистом ГУПТИ Тамбовской области и заключается в возведении: лит. А2.

     После завершения реконструкции, истец обратился в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о введении в эксплуатацию спорного жилого дома, в чем ему было отказано, что следует из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13, том 1)., поскольку администрация не выдавала разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ.

В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ ( вред. ФЗ-339 от ДД.ММ.ГГГГ) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Данное положение закона также закреплено в абз. 1 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» согласно которому положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), при самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде.

     Из выводов технического заключения ООО проектная компания СоюзПроект от 2021 года ( с учетом представленного дополнения к данному заключению) следует, что в соответствии с терминологией СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» основные строительные конструкции жилого <адрес> в р.<адрес> находятся в исправном и работоспособном состоянии. Строительные конструкции и основание дома выполнены в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», СП 17.13330.2017 «Кровли», СП 22.13330.2016 «Основания и фундаменты», СП 48.1333.2019 «Организация строительства», обладают прочностью и устойчивостью. Конструкции дома не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Дом соответствует строительным, противопожарным и санитарным нормам в соответствии с требованиями СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные». Сохранение жилого <адрес> в р.<адрес> в перепланированном и реконструированном состоянии для эксплуатации по назначению (назначение - жилое) возможно.

В ходе рассмотрения дела в качестве специалиста был допрошен кадастровый инженер Вадковская Л.В. осуществляющая трудовую деятельность в ООО проектная компания СоюзПроект, которая подтвердила исследовательскую часть названного выше технического заключения., в т.ч указала о том, что реконструкция домовладения истцом произведена на принадлежащем ему земельном участке.

    Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» от ДД.ММ.ГГГГ следует, жилой <адрес> соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий)). (л.д.37, том 1).

Из представленного истцом плана границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, усматривается, что реконструкция домовладения осуществлена истцом в границах принадлежащего ему земельного участка, на месте ранее расположенных сараев на техническом паспорте (л.д.39, том 1).

Из технического паспорта изготовленного ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, имеет общую площадь 185,30 кв.м.

    Согласно сообщению АО «Газпром газораспределение Тамбов» от ДД.ММ.ГГГГ года

общества был организован выезд специалиста по адресу: <адрес>, р.<адрес>. В результате выезда установлено, что реконструируемый жилой дом № находится в охранной зоне газопровода-ввода, входящего в сеть газораспределения , принадлежащую Обществу на праве собственности. Вместе с тем, указанный реконструируемый жилой дом не препятствует эксплуатации и техническому обслуживанию газопровода-ввода (л.д.114, том 1).

    Из сообщения филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» следует, что на участке по адресу: <адрес>, р. <адрес> объекты электрохозяйства, принадлежащие филиалу, отсутствуют. Расстояние до ВЛ-10 кВ составляет более 16 метров. Нарушений охранных зон не имеется. (л.д.117, том 1).

    Согласно ответа на запрос ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца назначена строительно – техническая экспертиза, для установления наличия угрозы безопасности военному объекту и сохранности военного имущества при осуществлении истцом реконструкции спорного жилого дома.

Согласно выводам заключения эксперта АНО «Судебный экспертно-криминалистический центр» /СЭ угроза безопасности военного объекта и сохранности военного имущества Министерства обороны Российской Федерации при осуществлении Крушатиным С.В. реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> отсутствует и данный жилой дом не находится в границах запретной или иных зон с особыми условиями использования.

Обоснование выводов данного экспертного заключения содержится в его описательной части. У суда нет оснований не доверять заключению данного эксперта, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями законодательства об экспертной деятельности; на основании определения суда о поручении проведения экспертизы экспертам данной организации; заключение содержит ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст.307 Уголовного кодекса РФ. Доказательств обратного, ответчиками в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости не является собственностью Министерства обороны РФ, за Министерством обороны РФ отдельными приказами Министра обороны РФ или Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ за учреждением не закреплен, сформирован и предоставлен истцу в собственность в соответствии с требованиями ЗК РФ.

Поскольку реконструкции спорного жилого помещения произведена на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, с соблюдением градостроительных, строительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью; учитывая положения ст.12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем признания права, суд полагает заявленные исковые требования Крушатиным С.В., подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░. ░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 185, 3 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░).

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 185,3 ░░.░. (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:                              ░.░. ░░░░░░░░░

2-67/2022 (2-2205/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крушатин Сергей Витальевич
Ответчики
администрация Тамбовского района Тамбовской области
Министерство обороны РФ
Другие
Черемисин Сергей Николаевич
Сарычева Анна Александровна
ГУПТИ Тамбовской области
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Витлицкая Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
sud22--tmb.sudrf.ru
20.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.09.2021Передача материалов судье
21.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Подготовка дела (собеседование)
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Судебное заседание
30.06.2022Производство по делу возобновлено
11.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее