дело № 2-226(1)/2019
64RS0034-01-2018-002160-46
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Кудякове А.И.,
с участием
представителя истца - старшего помощника прокурора Саратовского района Саратовской области Авдуева Р.М.,
представителя ответчика Кашичкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области», Управлению образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о понуждении к обеспечению исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов,
установил:
прокурор Саратовского района Саратовской области обратился с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц и, с учетом уточнений, просил суд обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области», Управление образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить в здании школы информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п. 8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения исполнения законодательства о защите инвалидов в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области». В ходе проверки установлено, что при входе в здание указанного учреждения, в нарушение норм законодательства о доступности для маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, которая должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа, а также направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм. Учредителем муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» и собственником имущества учреждения является Саратовский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя исполняет Управление образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, которое также является главным распорядителем бюджетных средств.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Саратовского района Саратовской области Авдуев Р.М. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик - муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Управления образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области Кашичкина И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что нежилое здание школы было введено в эксплуатацию в 1984 году до принятия СНиП 35-01-2001. В настоящее время необходимость в установке мнемосхемы и тактильной направляющей полосы отсутствует, поскольку слепые и слабовидящие дети-инвалиды на обучении не находятся. Кроме того, в бюджете на 2019 год отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на указанные цели, в связи с чем в Собрание депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области было направлено обращение об увеличении расходной части бюджета на осуществление мероприятий по обеспечению исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов в размере 960 тыс. руб., подготовлен проект решения «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 20.12.2018 года № 1-07/24 «О бюджете Саратовского муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Данный проект был отклонен.
Третье лицо - администрация Саратовского муниципального района Саратовской области в суд своего представителя не направила, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 7,43 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу п.п. 1,3 статьи 23 Конвенции о правах ребенка государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Согласно ч.ч. 3,5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На основании ч. 3 ст. 79, ч. 4 ст. 95.2 Закона № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя, в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям, как, в том числе, доступность услуг для инвалидов.
В соответствии со ст.ст. 15, 16 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Статья 9 Конвенции о правах инвалидов возлагает на государства-участники обязанность принимать меры по обеспечению физической доступности образовательных учреждений.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр и введенных в действие с 15 мая 2017 года.
В соответствии с п. 8.1.6 СНиП 35-01-2001 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Судом установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» располагается в нежилом здании, по адресу: Саратовская область, Саратовский район, р.п. Красный Октябрь, ул. Лесная, д. 32.
Учредителем и собственником имущества учреждения является Саратовский муниципальный район Саратовской области. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения исполняет Управление образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Управление образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в отношении учреждения является главным распорядителем бюджетных средств, который распределяет лимиты бюджетных обязательств, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в ч. 10 в ст. 5 предусмотрено, что имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.
Положениями ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с подп. 3,5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
В силу положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при входе в здание муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» в нарушение норм законодательства о доступности для маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, которая должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа, а также направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
На момент рассмотрения дела указанные нарушения не устранены, доказательств обратного ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает как свои требования, так и возражения.
Бездействие ответчиков по необеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданию школы, нарушает гарантированные законодательством права указанных лиц, в том числе несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что перечисленные нарушения не позволяют маломобильным группам населения беспрепятственно пользоваться объектом социальной инфраструктуры и реализовать свои конституционные права, связанные со свободой передвижения на равных основаниях с иными гражданами и в полном объеме, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Возражения ответчика о том, что требования свода правил СНиП 35-01-2001 необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий, и сооружений, и поскольку здание, в котором расположена школа, введено в эксплуатацию в 1984 году, поэтому положения свода правил на него не распространяется, суд находит несостоятельными.
Как указано выше, в силу федерального законодательства уполномоченные субъекты обязаны создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр.
Согласно п. 4.1 указанного свода правил, требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений..
В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".
Поскольку помещение, в котором размещена школа, передано для использования в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, оно должно быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, им должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в школу.
Исключение из этого правила законодатель допускает только в единственном случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, тогда по согласованию с общественными объединениями инвалидов допускается осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В связи с чем, вопреки доводам ответчика, действие данных правил подлежит распространению на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Принимая во внимание приведенные положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, свидетельствующих об отсутствии технической возможности оборудования входа в здание школы для нужд инвалидов в соответствии с требованиями свода правил СНиП 35-01-2001 стороной ответчиков не представлено.
Отсутствие должного финансирования не должно умалять права маломобильных групп населения на социальную поддержку, беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а, следовательно, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, учитывая требования части 2 статьи 206 ГПК РФ, в соответствии с которой при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, и с учетом объема мероприятий, подлежащих проведению ответчиками в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, полагает возможным установить срок исполнения решения - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1.6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 59.13330.2016 "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░" (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (25 ░░░░░░░ 2019 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░