Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-524/2018 ~ М-284/2018 от 06.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2018 года г. Тольятти

Судья Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области Шабанов С.Г., при секретаре Кузнецовой З.М., с участием истца Фунина С.И., представителя ответчиков Отдела МВД Российской Федерации по Ставропольскому району, Главного Управления МВД России по Самарской области Яковлевой И.А., действующей на основании доверенностей № ... от 27.02.2017 года и № ... от 30.12.2016 года, представителя заинтересованного лица МБУ муниципального района Ставропольский МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» Азатеева Р.В., действующего на основании доверенности № ... от 15.03.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-524/2018 по административному иску Фунина С.И. к Главному Управлению МВД России по Самарской области о признании незаконным отказа в регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

Фунин С.И. обратился в суд с иском к Главному Управлению МВД России по Самарской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания.

Заявленные требования Фунин С.И. мотивировал тем, что 26.10.2017 года обратился в МФЦ Ставропольского района Самарской области за получением государственной услуги – регистрации по месту пребывания по адресу: ....

03.11.2017 года он получил ответ ... от 02.11.2017 года, которым ему было отказано в регистрации и предложено явиться в ОМВД РФ по Ставропольскому району для составления протокола. Основания отказа в ответе указаны не были.

Поскольку оснований для отказа в регистрации не было, считал действия ответчика незаконными, поскольку нарушены его права на свободу выбора места проживания, право на получение государственной услуги, ограничена его обязанность постановки на воинский учет. В январе 2018 года он приобрел в собственность квартиру в Комсомольском районе г.Тольятти и в настоящее время в результате незаконных действий ответчика нарушен срок регистрации по новому месту жительства.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен непосредственный исполнитель государственной услуги по регистрации – структурное подразделение Главного Управления МВД России по Самарской области - Отдел МВД Российской Федерации по Ставропольскому району Самарской области.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал. Пояснил, что 14.10.2017 года снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, по адресу: .... в связи с продажей квартиры. Поскольку другого места жительства у него не было, он некоторое время ночевал у знакомых. Планируя зарегистрироваться по месту пребывания у своей родственницы С., в селе Тимофеевка, обратился в МФЦ Ставропольского района. Документы вернули, отметки о регистрации в паспорте не было.

Представитель МБУ муниципального района Ставропольский МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг пояснил суду, что пакет документов, представленный административным истцом и необходимый для регистрационного учета по месту пребывания был полным. МФЦ приняло документы и передало их в орган, осуществляющий регистрационный учет – Отдел МВД России по Ставропольскому району. Документы были возвращены без регистрации.

Представитель ответчиков: ОМВД России по Ставропольскому району и ГУ МВД России по Самарской области пояснила суду, что Фунину С.И. в регистрации не отказывали. Документы вернули, потому что истек 7-дневный срок проживания без регистрации по месту жительства и уведомили Фунина С.И. о том, что ему необходимо явиться для проверки и составления в отношении него административного протокола.

На вопрос суда пояснила, что оснований для отказа в регистрации по месту жительства Фунина С.И. не было. Документы для регистрации были представлены в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Фунин С.И. 26.10.2017 года обратился в МФЦ муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о регистрации по месту пребывания, по адресу: ...., представив заявление и необходимый для регистрации пакет документов.

Как следует из пояснений представителей ответчика, заинтересованного лица, представленных документов, услуга оказана не была. 03.11.2017 года сотрудники МФЦ муниципального района Ставропольский Самарской области вернули административному истцу представленный ранее пакет документов с письмом Отдела МВД России по Ставропольскому району ... от 02.11.2017 года из содержания которого следует, что Фунину С.И. необходимо явиться для составления протокола об административном правонарушении в связи с нарушением срока регистрации.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ одним из обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении административного дела является законность решения, действия (бездействия) государственного органа, обладающего административными полномочиями в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Согласно ч.9 указанной правовой нормы, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Сроки обращения в суд, установленные ч.1 ст.219 КАС РФ административным истцом соблюдены.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет граждан устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

При этом, указанными Правилами установлена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Так, согласно п.16 Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Местом пребывания гражданина является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно п.9 Правил граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Как следует из п. 11 Правил, п. 4 Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, ответственными за прием от граждан документов и их передачу в органы МВД являются уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Пунктом 12 Правил предусмотрена обязанность органа регистрационного учета в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета заявления о регистрации и других необходимых документов зарегистрировать гражданина по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства и выдать свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п.2 Указа Президента РФ от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", территориальными органами МВД России на региональном уровне, уполномоченными осуществлять регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы).

Согласно п. 108 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в установленном Регламентом порядке. В составляемом на такое лицо адресном листке прибытия в графе "Откуда прибыл" проставляется запись "места жительства не имеет".

Пунктом 35 Регламента установлено что оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан не имеется.

Анализ перечисленных нормативных документов показывает, что уполномоченные территориальные органы МВД обязаны осуществлять регистрационный учет граждан в Российской Федерации. При этом нарушение гражданином срока постановки на регистрационный учет по новому месту жительства, либо месту пребывания не является основанием для отказа в регистрационном учета по месту жительства, либо месту пребывания.

Более того, Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Административный регламент не содержат положений, предусматривающих возможность отказа в предоставлении такой государственной услуги.

Иное толкование создавало бы препятствия для первичной регистрации граждан, ранее не имевших жилья и возможности зарегистрироваться по месту пребывания.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от 14.04.2008 N 7-П, у института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.

Доводы представителя ответчиков о том, что Фунину С.И. не было отказано в государственной услуге суд отвергает. Отсутствие письменного отказа не свидетельствует о том, что право Фунина С.И. зарегистрироваться по месту пребывания было реализовано. Возвращение представленных документов, неоказание государственной услуги в установленный срок свидетельствуют о фактическом отказе в ее предоставлении.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда суд присуждает все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно чеку-ордеру от 03.02.2018 года, административным истцом при обращении в суд была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.218-219, 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░ 2018 ░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-524/2018 ~ М-284/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фунин С.И.
Ответчики
О МВД России по Ставропольскому району
ГУ МВД России по Самарской области
Другие
МБУ м.р. Ставропольский "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"
Отделение по вопросам миграции ОП №23 Управление МВД России по г.Тольятти в Комсомольском районе
Прокуратура Ставропольского района Самарской области
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Шабанов С. Г.
Дело на сайте суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
06.02.2018Регистрация административного искового заявления
07.02.2018Передача материалов судье
09.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.02.2018Предварительное судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
19.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2018Дело оформлено
24.09.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее