Судья: Никифорова Е.И. Дело № 33а-23032/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Тюшляевой Н.В., Фенко Е.А.,
при секретаре Овсепян В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июля 2019 года апелляционную жалобу <данные изъяты> на решение Реутовского городского суда Московской области от 07 июня 2019 года по административному делу по иску <данные изъяты> к администрации г.Реутов о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия, обязании устранить допущенное нарушение,
заслушав доклад судьи Тюшляевой Н.В., объяснения <данные изъяты>
УСТАНОВИЛА:
<данные изъяты>. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации г. Реутов об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, обязать устранить допущенное нарушение путем согласования уведомления о проведении публичного мероприятия на <данные изъяты> в любом из предложенных истцом мест.
Решением Реутовского городского суда Московской области от 07 июня 2019 года административное исковое заявление <данные изъяты>. оставлено без удовлетворения.
Будучи несогласной с решением суда первой инстанции, <данные изъяты>. обжалует его, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от <данные изъяты> N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях), согласно которому законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а в случаях, предусмотренных Законом о публичных мероприятиях, - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 8), Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 11), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7, части 1.1, 2.2, 3 и 3.1 статьи 8 и часть 1 статьи 11); проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума помимо Закона о публичных мероприятиях регулируется также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (части 1 и 2 статьи 1). Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (далее - органы публичной власти), направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности. Решения, действия (бездействие) органа публичной власти, связанные с организацией публичного мероприятия, в том числе запланированного к проведению в рамках избирательной кампании, равно как и иные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающие право граждан на проведение публичных мероприятий либо создающие препятствия к осуществлению этого права, могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Оспорить решение, действие (бездействие) органа публичной власти, связанные с согласительными процедурами или отказом в проведении публичного мероприятия, вправе его организатор, лицо, уполномоченное организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (далее - лицо, уполномоченное организатором), а также прокурор (часть 1 статьи 39, части 1, 2 и 4 статьи 218 КАС РФ).
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом местного самоуправления – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия ( за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия ( за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участком) организатор публичного мероприятия обязан информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форе о принятии ( непринятии) его предложения об изменении места и ( или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Частью 3 ст. 7 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятия будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Из материалов дела следует, что организаторами было подано уведомление о намерении провести 08 или 09 июня 2019 года с 12:00 до 14:00 ( либо любые два часа в течение светового дня) митинг.
Митинг планировался численностью 190 человек, место проведение – концертная площадка центрального парка ( южная часть города), или сквер за ДК «МИР» ( северная часть города) или сквер у памятника В.И. Ленину «Призывающий вождь».
Согласно письму администрации города Реутов от <данные изъяты> № <данные изъяты>, в связи с ненадлежащим оформлением уведомления проведение публичного мероприятия в форме митинга администрацией городского округа Реутов согласовано быть не может.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что в уведомлении не указано конкретное место проведения публичного мероприятия.
Со ссылкой на требования Закона Московской области от 22.07.2005 г. № 197/2005-03 «О некоторых вопросах проведениях публичных мероприятий на территории Московской области», положения ч. 5 ст. 12 ФЗ № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», суд сделал вывод, что поскольку организаторами митинга в уведомлении заявлено 3 площадки проведения мероприятия, удаленно находящихся друг от друга и 190 участников публичного мероприятия, обеспечение правопорядка при проведении мероприятия невозможно.
Судебная коллегия полагает, что данное решение нельзя признать законным и обоснованным, учитывая следующее.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
С учетом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 указанного Постановления, судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению. При отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Законом о публичных мероприятиях или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия.
Согласно доводам апелляционной жалобы, в качестве места проведения публичного мероприятия в форме митинга организаторами была указана Концертная площадка Центрального парка или сквер за ДК «Мир» или сквер у памятника В.И. Ленину, таким образом, организаторами были указаны три альтернативные площадки, то есть, организаторы заранее и должным образом уведомили администрацию г. Реутов о своей готовности обсуждать альтернативные варианты разрешенного места проведения публичного мероприятия, однако, администрация г. Реутов не предложила провести публичное мероприятие по одному из заявленных мест и в конкретное время.
Доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия находит указанные доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, в то время как суд первой инстанции должной оценки указанным обстоятельствам не дал.
С учетом изложенного, постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании решения администрации г. Реутов об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия незаконным, в указанной части судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Что касается требований административного истца об обязании устранить допущенное нарушение путем согласования уведомления о проведении публичного мероприятия на <данные изъяты> в любом из предложенных истцом мест, учитывая, что данное требование утратило свою актуальность и в настоящий момент является неисполнимым, судебная коллегия полагает возможным решение суда об отказе в обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Реутовского городского суда Московской области от 07 июня 2019 года – отменить в части отказа в удовлетворении требований <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, в данной части принять новое решение.
Признать незаконным решение администрации городского округа Реутов от <данные изъяты> №п-1594 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты>. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи