РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего Степанкова В.В.
при секретаре Эйснер М.А.,
с участием прокурора Федорченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Доценко Т.Ф. к Администрации города Минусинска о признании действий незаконными и обязать предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ.
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Доценко Т.Ф. обратился к Администрации города Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края с исковыми требованиями:
«1. Признать отказ Министерства образования и науки Красноярского края в постановке на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилом помещении и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения Доценко Т.Ф. незаконным.
2. Обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет города Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Доценко Т.Ф. в г. Минусинске не ниже социальной нормы с учетом состава семьи 3 человека.
3. Обязать администрацию города Минусинска приобрести в муниципальную собственность города Минусинска жилое помещение площадью не менее 33 квадратных метров с учетом состава семьи 3 человека и предоставить его по договору социального найма Доценко Т.Ф..
4. Установить срок ответчикам для совершения вышеуказанных действий в течение шести месяцев с даты принятия решения судом».
Требования прокурор мотивирует тем, что Доценко (Лукша) Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-сиротой.
25 марта 1992 года в период нахождения отца в местах лишения свободы опекуном назначалась бабушка ФИО2.
25 февраля 1999 года мать лишена родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец.
26 января 2005 года сестра Доценко Т.Ф. ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, была поставлена на учет в составе семьи из 1 человека.
21 декабря 2006 года решением жилищной комиссии администрации города Минусинска на основании заявления истца от 14 ноября 2006 года Лукша Т.Ф. включена в состав семьи сестры ФИО1 для улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Лукша Т.Ф. заключила брак с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь ФИО2.
17 июня 2009 года краевая комиссия по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края отказала Доценко Т.Ф. в приобретении жилого помещения в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жилым помещением.
09 февраля 2010 года Доценко Т.Ф. вновь обратилась с пакетом документов в Министерство образования и науки Красноярского края для получения жилого помещения как ребенок-сирота, на что 09 марта 2010 года за № получила из Министерства образования и науки Красноярского края разъяснение, что по документам она проживала в <адрес>, где был в качестве сына квартиросъемщика зарегистрирован ФИО5 (отец Доценко Т.Ф.), как член семьи она приобрела право пользования квартирой, отказалась участвовать в приватизации квартиры, поэтому не имеет право требовать предоставления жилья как ребенок-сирота. Отказ считает незаконным, усматривает право Доценко Т.Ф. на получение жилого помещения на семью из трех человек, включая супруга и дочь (т. 1 л.д. 4-6).
В ходе судебного разбирательства прокурор изменил требования, просит:
«1. Признать незаконным бездействие администрации города Минусинска по необеспечению Доценко Т.Ф. жилым помещением.
2. Обязать администрацию города Минусинска приобрести в муниципальную собственность города Минусинска за счет средств, предоставляемых из регионального фонда компенсаций краевого бюджета изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью, не менее 33 квадратных метров с учетом состава семьи 3 человека, и предоставить его по договору социального найма Доценко Т.Ф..
4. Установить срок ответчику для совершения вышеуказанных действий в течение шести месяцев с даты принятия решения судом» (т. 2 л.д. 20-21).
В судебном заседании на уточняющий вопрос представителя администрации города Минусинска Носкова В.Б. прокурор уточнил требования – предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 квадратных метров жилой площади на каждого человека.
Истец Доценко Т.Ф. требования поддержала и пояснила, что родилась в 1989 году. Отца отправили в места лишения свободы, когда ей не было двух лет, сестра была чуть постарше. В 1991 году соседи сообщили бабушке, что дети брошены без присмотра, мать пьянствует, после чего бабушка ФИО2 забрала ее и сестру к себе жить в трехкомнатную квартиру на <адрес>. Все родственники, которые жили на тот момент с бабушкой, были против их проживания. На тот момент в квартире проживал сын бабушки - ФИО5, его сожительница с дочерью и их общий сын, а также бывший свекор бабушки. В 1999 году отец погиб при пожаре, бабушка оформила опеку на сестер. Позднее по иску бабушки мать лишили родительских прав, бабушке на содержание девочек назначили пособие. С 1991 года до 2007 года проживала с бабушкой. Условия для проживания были невозможными. Бабушка является инвалидом первой группы по психическому заболеванию. ФИО5 и дед ФИО2 устраивали ежедневно пьянки, скандалы. ФИО5 избивал бабушку, ее и сестру, гнал из квартиры. Часто вызывали милицию, писали заявления. С 2005 года сестра ФИО1 состояла на учете в администрации г. Минусинска в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии администрации г. Минусинска от 21 ноября 2006 года ее включили в состав семьи сестры ФИО1 В мае 2007 года копии учетного дела отделом ЖКХ и жилищной политики администрации г. Минусинска были переданы в отдел по охране прав несовершеннолетних Управления образования администрации Красноярского края для включения в краевой список детей - сирот с целью приобретения жилых помещений. В 2007 году отказалась участвовать в приватизации квартиры. На момент приватизации в квартире проживали: истец, бабушка, сестра, ФИО5, несовершеннолетний ФИО10, сожительница ФИО5с дочерью ФИО2. ФИО5 оказывал на нее и сестру давление, постоянно угрожал и избивал. Совместное проживание было невыносимым. Поэтому с сестрой отказались участвовать в приватизации. Вскоре она с сожителем ФИО4 решили снимать отдельное жилье. В 2008 году заключила брак с ФИО4 и родила дочь ФИО2. 17 июня 2009 года краевая комиссия по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края отказала в предоставлении жилого помещения в связи с не представлением документов, подтверждающих право на обеспечение жилым помещением. В феврале 2010 года вновь обращалась с необходимым пакетом документов в Министерство образования и науки Красноярского края. 09 марта 2010 года Министерство образования и науки Красноярского края дало разъяснение об отказе в постановке на учет и приобретении жилого помещения. Направляла в Министерство образования и науки Красноярского края документы о семейном положении, а именно - свидетельства о браке и рождении ребенка, которые по почтовому уведомлению были получены ответчиком 25 июня 2010 года. Документы были утеряны и регистрацию в Министерстве образования и науки Красноярского края не прошли.
Квартиру на <адрес> приватизировали бабушка ФИО2, ФИО5, его сын ФИО10. Затем квартиру продали и купили дом в Шушенском районе в с. Каптырево. Сестра осталась проживать с бабушкой, вне брака у неё родился ребенок. Бабушка была против рождения ребенка, ФИО5 постоянно избивал сестру. Сестра не выдержала побоев и издевательств, покончила с собой ДД.ММ.ГГГГ. С мужем и ребенком проживают в арендуемых жилых помещениях с 2007 года. После того, как ушла из квартиры на <адрес> жить туда не возвращалась.
Представитель администрации города Минусинска Носков В.Б. исковые требования не признал и пояснил, что жилье для детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством администрация города Минусинска может приобрести только на выделенные из бюджета края средства. Министерство образования и науки Красноярского края в постановке Доценко Т.Ф. на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей в качестве нуждающегося в жилом помещении отказало. Средств для приобретения квартиры для Доценко Т.Ф. из краевого бюджета не поступало. Правовых оснований требовать от администрации города Минусинска приобрести квартиру для Доценко Т.Ф. не имеется.
Представитель ответчика – Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился. В поступивших в суд 29.04.2011 года «Ответы на вопросы по запросу суда» представителя Гаврилова Е.В. имеется ходатайство провести заседание в отсутствие представителя Министерства.
Из «Отзыва на исковое заявление» (т. 1 л.д. 66-76) и «Ответы на вопросы по запросу суда» следует, что ответчик исковые требования не признает. Министерство образования и науки Красноярского края не наделено по закону полномочиями обеспечивать сирот жилыми помещениями по договору социального найма. Имея право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, истец отказалась участвовать в приватизации, но сохраняет право пользования указанным жилым помещением. Оспаривая решение, истцу следует обращаться в порядке ст. 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства. С учетом этого на основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин имеет право оспорить решение о нарушении его прав и обязанностей в течение 3 месяцев, то есть срок для обращения для защиты права истек. Прокурор в защиту интересов Доценко Т.Ф. обратился необоснованно, так как Доценко Т.Ф. не лишена права и возможности на самостоятельное обращение в суд с заявлением о защите своих интересов. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями реализуется путем субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований. Средства для приобретения квартиры для Доценко выделены быть не могут, так как в уполномоченном органе исполнительной власти края в сфере образования она на учете как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющие жилого помещения, не состоит.
Выслушав участников судебного заседания, свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает иск прокурора удовлетворить частично.
В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)…
Статья 50 ЖК РФ предусматривает, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Статьей 8 (части 2 и 3 пункта Федерального закона №159-ФЗ 21декабря1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 1 вышеприведенного №159-ФЗ дается понятие, что «дети, оставшиеся без попечения родителей» - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
«лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».
Согласно п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 2ноября2000года №12-961 дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края 4.04.2005 г. утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма (п. 2).
Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» № 9-4225 от 24.12.2009 года в редакции Закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201 муниципальному образованию «Город Минусинск» в лице исполнительного органа местного самоуправления наделен полномочиями за счет средств краевого бюджета приобретать жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В силу п. 2 ст. 1 вышеназванного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя:
а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения";
в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 4 ФЗ № 9-4225 предусматривает, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Судом установлено, что постановлением № от 25.03.1992 г. главы администрации города Минусинска в связи с проживанием матери в ином месте и нахождением отца в местах лишения свободы ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетними ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Доценко Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 11).
Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 25.02.1999 года ФИО3 лишена родительских прав в отношении в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Доценко Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 14).
Свидетельство о смерти подтверждается смерть отца истца ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец подпадает под категорию «дети, оставшиеся без попечения родителей».
Представленным в дело лицевым счетом МУ «Минусинская городская служба заказчика» (л.д. 22) подтверждается, что истец Лукша Т.Ф. (с 14.08.2003 года) и ее отец ФИО5 зарегистрированы проживающими по адресу: <адрес>.
Указанная квартира по договору № от 23.03.2007 года безвозмездно передана в собственность ФИО2, ее сына ФИО5 и внука ФИО10 (л.д. 24-25).
В материалы дела представлено нотариально заверенное Согласие (л.д. 26) от 05.03.2007 года, согласно которому сестры ФИО1 и Лукша Т.Ф. отказываются от права на приватизацию квартиры по адресу: <адрес>, дают согласие и не возражают против приватизации квартиры иными лицами.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что Доценко Т.Ф. приходится ей невесткой. С осени 2007 года Доценко Т.Ф. встречается с ее сыном, стали проживать в арендованных квартирах. Доценко Т.Ф. рассказывала ей, что с детства проживала у бабушки-инвалида, дядя жил с ними и злоупотреблял спиртными напитками, избивал Доценко Т.Ф. и её сестру ФИО1.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что ее брат ФИО5 женился на матери Доценко Т.Ф. и ФИО1 - ФИО3. С целью получения квартиры семья ФИО5 уехала жить в д. Кочергино. ФИО3 вела разгульный образ жизни. Однажды Федор не сдержался и ударил её ножом. ФИО5 осудили, он отбывал наказание. ФИО3 детьми перестала заниматься совсем, девочки были совсем маленькие, ФИО1 было около 4 лет, Доценко Т.Ф. меньше двух лет. ФИО2 (мать ФИО5) поехала в д. Кочергино и забрала девочек к себе. ФИО3 квартиру в д. Кочергино бросила и уехала в пос. Курагино. Пока ФИО5 был в местах лишения свободы, квартиру забрали. ФИО2 привезла девочек к себе, все родственники были против того, чтобы девочки проживали с ними в квартире. На тот момент с ней в квартире по <адрес> проживал её сын от второго брака ФИО5, его сожительница с ребенком и их совместный ребенок. Также с ними жил бывший свекор матери Лукша. Когда ФИО5 вернулся из мест лишения свободы, он познакомился с ФИО11 и они стали сожительствовать у неё в квартире по <адрес>. Девочек он не признавал, их воспитанием не занимался. В 1999 году в квартире у ФИО11 случился пожар, ФИО5 и ФИО11 погибли. После долгих сборов документов ФИО2 лишила ФИО3 родительских прав, оформила на девочек опеку, ей стали платить пособие на содержание детей. До того как оформить опеку мать ничего не получала и вся многочисленная родня жила на пенсию матери. ФИО2 страдает опухолью головного мозга, после операции ей назначили первую группу инвалидности, ей было тяжело заниматься девочками. ФИО5 злоупотреблял спиртными напитками, постоянно избивал мать и девочек. Сожительница в результате очередного скандал забрала дочь от первого брака и ушла. Квартира была в антисанитарном состоянии, были большие долги по коммунальным платежам и за электроэнергию. В 2007 году наступил кризисный момент, и Доценко Т.Ф. ушла из квартиры, сошлась с ФИО4 стали проживать в арендованном жилье, потом поженились, у них родилась дочь. Долг за квартиру рос, никто не работал, единственным источником существования была пенсия ФИО2 Решили, что квартиру нужно продавать, оплачивать долги и приобретать жилье дешевле. Квартира была муниципальной. В целях экономии денег, так как оплата за процедуру приватизации должна была идти из средств вырученных за квартиру, родственники решили, что девочки не будут участвовать в приватизации. ФИО2 и ФИО5 сильно давили на девочек, чтобы они отказались от приватизации. На момент приватизации Доценко Т.Ф. в квартире периодически проживала, но так как обстановка была не выносимой она большую часть времени жила с ФИО4. Квартиру приватизировали на мать, ФИО5 и его сына ФИО10, он на тот момент был несовершеннолетним. Квартира была в неприглядном состоянии. Нашли покупателей, взяли аванс, заплатили долги и приватизировали квартиру. Приобрели домик в Шушенском районе. В дом переехали жить мать, ФИО5 с сыном и ФИО1. ФИО2 сильно враждовала с ФИО1 (сестрой истца), так как она была не замужем и родила дочь, мать была против этого ребенка. ФИО1 не выдержала давления и покончила с собой. В свое время свидетель не смогла проживать с матерью, сразу после школы уехала из дома и жила самостоятельно. На тот момент мать жила со вторым мужем ФИО5, он пил избивал мать, домогался свидетеля. Она сообщила об этом матери, мать не поверила, произошел конфликт, после которого пришлось уйти из дома.
Свидетель ФИО7 суду пояснила, что проживает рядом с семьей ФИО2 с 1988 года. Семья всегда характеризовалась отрицательно, в квартире постоянно распивали спиртные напитки, устраивали драки скандалы. Сын ФИО2 ФИО5 нигде не работал, пил, гонял племянниц. Квартира всегда была в антисанитарном состоянии. За квартиру не платили, имелся большой долг за электроэнергию, свет несколько раз отключали. Очень часто вызывали участкового, так как дома были драки и скандалы.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что в период с 1997 по 2006 года проживала в доме по <адрес>. Семья ФИО2 была неблагополучной. Доценко Т.Ф. и её сестра ФИО1 ходили по улице одни, сами себе предоставлены. В квартире постоянно пили, гуляли и дрались, девочками никто не занимался.
Согласно сообщению Межмуниципального отдела МВД РФ «Минусинский» за период 2004-2007 год в <адрес> имелось более 15 вызовов в связи с противоправными действиями проживающих в ней лиц (т. 1 л.д. 255-260).
Из ответов Министерства науки и образования Красноярского края № от 24.06.2009 года (т.1 л.д. 7) и № от 09.03.2010 года (т.2 л.д. 20-21) суд установил, что краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Лукша Т.Ф. отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жилым помещением.
Анализ собранных по делу доказательств в совокупности свидетельствует о том, что Доценко Т.Ф.с 1992 года проживала и имела право пользования предоставленной её бабушке ФИО2 муниципальной квартирой по адресу: <адрес>. На момент приватизации Доценко (Лукша) Т.Ф. проживала отдельно и членом семьи ФИО2, ФИО5 и ФИО10не являлась. В совершеннолетнем возрасте 05.03.2007 года нотариально отказалась участвовать в приватизации квартиры.
Из показаний свидетелей ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, справки Межмуниципального отдела МВД РФ «Минусинский» суд установил, что совместное проживание Доценко Т.Ф. с многочисленными родственниками являлось невозможным из-за пьянок, скандалов, применения насилия. Оставшаяся проживать с родственниками родная сестра истца в 2010 года покончила жизнь самоубийством. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ истца от участия в приватизации квартиры по адресу: <адрес> является вынужденным, вызванным невозможностью проживания в указанной квартире по причине опасности для жизни и здоровья истца. Основанное на формальном подходе решение краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения об отказе в постановке на учет Доценко Т.Ф. по сути является неверным.
Отношения по выделению денежных средств муниципальным образованиям для исполнения государственных полномочий из регионального фонда компенсаций краевого бюджета относятся к межбюджетной сфере, должны разрешаться в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Доценко Т.Ф. субъектом бюджетных отношений не является, поэтому муниципальное образование обязано исполнить возложенную на нее обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения применительно к условиям города Минусинска на территории муниципального образования с учетом нормы предоставления по договору социального найма на каждого члена семьи.
Требования прокурора предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 квадратных метров жилой площади на каждого человека на законе не основаны.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировала брак с ФИО4 (т.1 л.д. 28). ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО2 (т.1 л.д. 31).
Постановлением главы город Минусинска № от 13.07.2005 года для предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена норма площади жилого помещения в размере 11 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (т. 2 л.д. ).
Постановлением и.о. главы города Минусинска №р от 02.08.2011 года установлена норма предоставления жилого помещения, приобретаемого в собственность муниципального образования для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма в размере 30 кв. м общей площади жилого помещения (т. 2 л.д. ).
Таким образом, истцу с учетом членов семьи должно быть предоставлено жилое помещение не менее 33 кв. м общей площади.
Заявленный для исполнения решения срок 6 месяцев стороны не оспорили, поэтому суд считает возможным с данным требованием согласиться.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ.
Признать незаконным бездействие администрации города Минусинска по необеспечению Доценко Т.Ф. жилым помещением.
Обязать администрацию города Минусинска предоставить Доценко Т.Ф. благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. метров.
Установить срок для совершения вышеуказанных действий в течение шести месяцев с даты принятия решения судом.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Изготовлено 06 ноября 2011 года