Судья –Пятибратова И.В. № 33-31445/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2018 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего —Сагитовой Е.И.,
судей - Клиенко Л.А., Старосельской О.В.,
при секретаре - Назаровой М.В.,
по докладу судьи - Клиенко Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Воробьева И.М. на решение Белореченского районного суда от 06 июня 2018 года,
У С Т А Н О В И Л А :
Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе обратилось в суд с иском к Воробьеву И.М. о взыскании денежной суммы. Воробьев И.М. является получателем социальной пенсии по инвалидности с 01 мая 2002 г. и ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии в связи с осуществлением за ним ухода как за нетрудоспособным лицом, инвалидом 1 группы, с 01 июня 2009 года в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края. 18 июня 2009 года Воробьев И.М. одновременно с Захаровой (Ставицкой) Е.А. написали заявления об установлении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии в связи с осуществлением Захаровой (Ставицкой) Е.А. ухода за нетрудоспособным лицом - Воробьевым И.М. Захарова (Ставицкая) Е.А. при подаче заявления на осуществление ухода за Воробьевым И.М. уведомила УПФ РФ в Белореченском районе о том, что не осуществляет трудовую деятельность, в связи с чем, к пенсии Воробьева И.М. была назначена ежемесячная компенсационная выплата. При подаче 18 июня 2009 года заявлений Воробьев И.М. и Захарова (Ставицкая) Е.А. были уведомлены о необходимости безотлагательно извещать УПФ РФ о поступлении на работу и других обстоятельствах, влекущих прекращение компенсационной выплаты. Для осуществления контроля и проверки сведений о работе на граждан, осуществляющих уход за нетрудоспособными пенсионерами, Управлением ПФР запросило выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в результате установлено, что Захарова (Ставицкая) Е.А. осуществляла трудовую деятельность в период с 01 ноября 2011 года пo 30 ноября 2017 год. Таким образом, в результате несообщения факта работы Захаровой (Ставицкой) Е.А., ответчик Воробьев И.М. неосновательно получил ежемесячную компенсационную выплату за вышеуказанный период в общей сумме 87 600 рублей. С заявлением о прекращении ежемесячной компенсационной выплаты в связи с трудоустройством Захаровой (Ставицкой) Е.А. ни Воробьев И.М., ни Захарова (Ставицкая) Е.А. в УПФР в Белореченском районе Краснодарского края не обращалась. Воробьев И.М. 13 декабря 2017 г. был уведомлен сотрудниками УПФР о прекращении компенсационной выплаты и наличии переплаты. Для решения вопроса о погашении задолженности ответчик в УПФР не явился. В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика переплату в сумме 87 600 рублей за период с 01 ноября 2011 г. по 30 ноября 2017 г.
Ответчик Воробьев И.М. иск не признал, просил применить срок исковой давности.
Решением Белореченского районного суда от 06 июня 2018 г. взыскана с Воробьева Ильи Михайловича в пользу Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края незаконно полученная компенсационная выплата в размере 87600 руб. за период с 01.11.2011 по 30.11.2017.
В апелляционной жалобе Воробьев И.М. просит решение суда отменить, указывая, что со слов Захаровой (Ставицкой) Е.А. ему известно, что она обращалась с заявлением о трудоустройстве в Пенсионный фонд, но оно не было зарегистрировано. Истец мог установить факт трудоустройства Захаровой (Ставицкой) Е.А. своевременно, так как с заработной платы отчислялись пенсионные взносы. Срок исковой давности истцом пропущен, так как у истца была возможность при должном исполнении возложенных обязанностей установить своевременно факт трудоустройства.
В возражении на апелляционную жалобу представитель истца по доверенности Парамонова Т.А. просит доводы жалобы отклонить, так как суд правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им правовую оценку.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Захарову Е.А., поддержавшую жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Воробьев И.М. является инвалидом первой группы с детства (л.д.32).
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации № от 26.12.2006 (ред. от 31.12.2014) № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 1 июля 2008 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Во исполнение Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты) другим лицам - в размере 1200 рублей осуществляется на основании Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 (ред. от 31.12.2014) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы».
В соответствии с Указом Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства 1 группы.
Правилами предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 Правил от 02.05.2013).
Осуществление ежемесячной выплаты прекращается в случае назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера; назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице; выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (п. 12 Правил).
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил ( п. 13 Правил).
Аналогичные положения содержали Правила, утвержденные 04.06.2007.
18 июня 2009 г. Захарова Е.А. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным Воробьевым И.М. (л.д.5).
Воробьев И.М. также обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации как инвалиду 1 группы, указав, что уход осуществляет Захарова Е.А. (л.д.6).
Факт трудоустройства Захаровой (Ставицкой) Е.А. с 26 октября 2011 г. подтверждается копией трудовой книжки (л.д.16), справками о доходах физического лица за 2011-2017 годы (л.д.23-30), выписками из лицевого счета застрахованного лица (л.д.33-35).
Доказательств уведомления Управления Пенсионного Фонда о трудоустройстве Захаровой (Ставицкой) Е.А. истцом не представлено.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу требований ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Истец узнал о незаконности выплаты в ноябре 2017 г., с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Поскольку выплата пенсии производится ежемесячно, то неосновательное обогащение возникает с момента получения ответчиком каждой выплаты, соответственно право на возврат пенсии возникает у пенсионного органа после каждого платежа, с которого и начинает течь срок исковой давности.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что взысканию подлежит излишне выплаченная компенсационная выплата за период трехгодичного срока - с 30 ноября 2014 по 30 ноября 2017 г., в сумме 43200 руб., в остальной части в иске следует отказать за пропуском срока исковой давности.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем выполнении истцом требований действующего законодательства по осуществлению контроля, в результате чего истцу должно быть известно о трудоустройстве Захаровой Е.А. в 2011 г., не могут явиться основанием для отмены судебного решения. Позиция заявителя основана на неправильном толковании норм действующего законодательства, в соответствии с которыми обязанность об извещении органа, осуществляющего выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, возложена непосредственно на лицо, осуществляющее уход, при этом извещение должно быть в форме соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в связи с неприменением норм материального права, подлежащих применению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Белореченского районного суда от 06 июня 2018 года изменить, взыскать незаконно полученную компенсационную выплату за период с 30 ноября 2014 г. по 30 ноября 2017 г. в размере 43200 рублей, в остальной части исковых требований отказать, в остальном решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьева И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: