63RS0№-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 20 апреля 2023 г.
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Останиной С.В.,
с участием представителя административного истца – Ситникова С.А.,
представителя административного ответчика <адрес> – Скидан Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1141/2023 по административному исковому заявлению Бажановой Т. Б. к заместителю прокурора <адрес> Чепухову М.Е., <адрес> о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Бажанова Т.Б. обратилась в суд с административным иском к заместителю прокурора <адрес> Чепухову М.Е., <адрес> о признании бездействия незаконным.
В административном иске указала, что обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением, в котором просила:
1. Проинформировать о результатах рассмотрения в ОСП <адрес> протеста прокурора на решение ОСП <адрес> о прекращении исполнительного производства №-ИП;
2. Сообщить дату возобновления и новый номер исполнительного производства;
3. Выслать ей копию Постановления ОСП <адрес> о возобновлении исполнительного производства по исполнительному листу ФС №;
4. Проконтролировать совершение судебным приставом-исполнителем действий, предусмотренных ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве», в случае нарушения должником (Администрацией городского поселения Петра Дубрава) сроков, установленных в постановлении о возобновлении исполнительного производства;
5. Принять иные меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа;
6. О результатах рассмотрения настоящего обращения и принятых мерах проинформировать Бажанову Т.Б. в установленный законом срок в письменном виде по адресу: 443546, <адрес>А.
В адрес Бажановой Т.Б. поступило письмо прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. №ж-2021/20360028/0н27-23, за подписью заместителя прокурора района Чепухова М.Е., в котором не содержатся ответы на поставленные в обращении вопросы, а именно:
вопрос 2: в ответе не содержится сведений о дате возобновления исполнительного производства, или причины невозможности предоставления указанной информации;
вопрос 3: копия постановления о возобновлении исполнительного производства под номером 159852/22/63007-ИП в адрес Бажановой Т.Б. не направлена, при этом не указана причина ненаправления копии запрошенного постановления;
вопрос 4: не предоставлена информация о результатах контроля за совершением судебным приставом-исполнителем действий, предусмотренных ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случае нарушения должником (Администрацией городского поселения Петра Дубрава) сроков, установленных в постановлении о возобновлении исполнительного производства. При этом не указано, по каким причинам не предоставляется запрошенная информация;
вопрос 5: отсутствует ответ о принятии иных мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа, а также не указаны причины невозможности предоставления запрошенной информации.
По мнению административного истца, по результатам рассмотрения прокуратурой не рассмотрено четыре из шести доводов его обращения, т.е. заместителем прокурора <адрес> Чепуховым М.Е. нарушен порядок рассмотрения обращений граждан, а именно обращение Бажановой Т.Б. не рассмотрено по существу поставленных вопросов, не дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, тем самым нарушены права Бажановой Т.Б.
Своим ответом ответчик нарушил право истца, предусмотренное ст.ст. 8, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на объективное и всестороннее рассмотрение его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, его право, предусмотренное ст.ст. 6,7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие заместителя прокурора <адрес> Чепухова М.Е., выразившееся в нерассмотрении обращения и не даче письменного ответа Бажановой Т.Б. по существу поставленных вопросов; обязать заместителя прокурора <адрес> Чепухова М.Е. устранить допущенные нарушения, а именно: рассмотреть обращение Бажановой Т.Б. по существу поставленных вопросов; дать письменный ответ Бажановой Т.Б. по существу поставленных вопросов; направить письменный ответ в адрес Бажановой Т.Б.
В судебном заседании представитель административного истца Ситников С.А. административный иск поддержал в полном объёме. Указал, что заявителю дан неполный ответ.
В судебном заседании представитель административного ответчика <адрес> - Скидан Ю.А. просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что обращение Бажановой Т.Б. рассмотрено в полном объёме, административному истцу дан письменный ответ по всем изложенным в обращении доводам.
Административный ответчик заместитель прокурора <адрес> Чепухов М.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель заинтересованного лица ОСП <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Бажановой Т.Б. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 226, 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
К государственным органам, чьи действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся, в том числе, органы прокуратуры.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бажанова Т.Б. обратилась к прокурору <адрес> с заявлением, в котором просила проинформировать о результатах рассмотрения в ОСП <адрес> протеста прокурора на решение ОСП <адрес> о прекращении исполнительного производства №-ИП; сообщить дату возобновления и новый номер исполнительного производства; выслать ей копию Постановления ОСП <адрес> о возобновлении исполнительного производства по исполнительному листу ФС №; проконтролировать совершение судебным приставом-исполнителем действий, предусмотренных ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случае нарушения должником (Администрацией городского поселения Петра Дубрава) сроков, установленных в постановлении о возобновлении исполнительного производства; принять иные меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 названного закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу п. 1 ст. 12 названного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Согласно ст.ст. 6,7 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.1., п. 6.4 указанной Инструкции ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме. Ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что административным ответчиком организовано рассмотрение поступившего в прокуратуру <адрес> обращения Бажановой Т.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, письменный ответ дан ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Бажанова Т.Б. направила в прокуратуру <адрес> заявление, аналогичное по содержанию заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес Бажановой Т.Б. направлен ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ж-2021/20360028/0н27-23, за подписью заместителя прокурора <адрес> Чепухова М.Е.
Согласно ответу, установлено, что судебными приставами-исполнителями ОСП <адрес> не выполнены требования исполнительного листа ФС № - обязать Администрацию г.<адрес> муниципального района <адрес> провести экологическую и санитарно- эпидемиологическую экспертизу кладбища; обязать Администрацию г.<адрес> муниципального района <адрес> с учетом результатов экологической и санитарно - эпидемиологической экспертизы установить действительные границы кладбища, осуществить формирование земельного участка, используемого под кладбище, установить ограждение, обратиться с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права на земельный участок, в соответствии с требованиями законодательства. Установлено, что ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> принято необоснованное решение о прекращении исполнительного производства 11086/15/63007-ИП. В целях устранения данных нарушений прокуратурой <адрес> принесен протест. По результатам рассмотрения протеста ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> исполнительное производство 11086/15/63007-ИП возобновлено. Исполнительное производство зарегистрировано с номером 159852/22/63007-ИП.
Административный истец считает, что прокуратура не рассмотрела четыре из шести доводов его обращения. Так, по вопросу 2 в ответе не содержится сведений о дате возобновления исполнительного производства, или причины невозможности предоставления указанной информации; по вопросу 3 - копия постановления о возобновлении исполнительного производства под номером 159852/22/63007-ИП в адрес Бажановой Т.Б. не направлена, при этом не указана причина ненаправления копии запрошенного постановления; по вопросу 4 не предоставлена информация о результатах контроля за совершением судебным приставом-исполнителем действий, предусмотренных ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случае нарушения должником (Администрацией городского поселения Петра Дубрава) сроков, установленных в постановлении о возобновлении исполнительного производства, не указано, по каким причинам не предоставляется запрошенная информация; по вопросу 5 отсутствует ответ о принятии иных мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа, а также не указаны причины невозможности предоставления запрошенной информации.
По мнению суда, по результатам рассмотрения доводов обращения Бажановой Т.Б. дан полный ответ по всем изложенным доводам уполномоченным лицом в установленный законом срок.
Так, заявителю сообщено о результатах рассмотрения протеста прокурора, указано, что исполнительное производство возобновлено, указан его новый номер.
Само исполнительное производство возбуждено не в прокуратуре, а в службе судебных приставов, на органы прокуратуры не возложена обязанность по направлению заявителям копий постановлений судебных приставов-исполнителей.
Обязанность принимать меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа возложена на судебного пристава – исполнителя.
Прокуратура как взыскатель по исполнительному производству пользуется правами и несет обязанности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и свободна в их реализации по своему усмотрению.
Следует также учесть, что Бажанова Т.Б. не является стороной исполнительного производства №-ИП (№-ИП).
Несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о его незаконности.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О отмечено, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 КАС РФ).
Прав и свобод административного истца ответ прокуратуры не нарушает, ответ на обращение Бажановой Т.Б. направлен.
В связи с изложенным административное исковое заявление Бажановой Т.Б. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Бажановой Т. Б. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца после принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.04.2023 г.
Председательствующий /подпись/ Е.А. Андреева