Дело № 2-196/2020
44RS0028-01-2019-001319-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 17 июня 2020 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.
при секретаре Негановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Управляющая компания «Домовой» к А А.С. об обязании предоставить доступ к общему домовому имуществу,
У С Т А Н О В И Л:
ООО УК «Домовой» обратились в суд с иском к А А.С. об обязании предоставить доступ к общему домовому имуществу.
Требования мотивированы тем, что собственники помещений, расположенных по адресу: (адрес), обратились в управляющую компанию с жалобой на отсутствие отопления в их квартирах. Специалистами управляющей компании в ходе осмотра внутридомовых сетей нарушений в подаче теплоносителя не выявлено, однако в нежилом помещении № 1 по указанному адресу, возможно, установлены краны, которые блокируют подачу теплоносителя жителям. Данное нежилое помещение принадлежит на праве собственности ответчику А А.С.
Ответчику было выставлено требование о предоставлении допуска для проверки инженерных сетей. Ответчик требование не исполнил, доступ не предоставил. До настоящего времени подача тепла не восстановлена в ряде квартир.
На основании вышеизложенного, и со ссылками на п.п. о) п. 31, п.п. е) п. 34 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п.п. 41, 42 Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», ст.ст. 36, 161 ЖК РФ, 290 ГК РФ истец просит суд обязать ответчика А А.С. предоставить доступ ООО «УК «Домовой» в лице его работников и представителей к общему домовому имуществу, находящемуся в нежилом помещении № по адресу: (адрес), для обследования инженерных сетей. Взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
В процессе рассмотрения дела исковые требования истцом были уточнены, по изложенным в иске основаниям ООО «Управляющая компания «Домовой» просили обязать ответчика А А.С. предоставить доступ в лице его работников и представителей к общему домовому имуществу, находящемуся в нежилом помещении №, расположенном по адресу: (адрес), для обследования инженерных сетей, в соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, в следующем порядке: один раз в три месяца, в случае возникновения аварий - в любое время.
В судебном заседании представитель истца по доверенности П А.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Отметила, что ООО УК «Домовой» управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: (адрес). В доме имеется нежилое помещение, принадлежащее ответчику А А.С. Представители управляющей компании неоднократно обращались к нему, чтобы ответчик предоставил доступ в вышеуказанное помещение для обследования общедомовых инженерных сетей. Требования истцом обоснованы обязанностью один раз в полгода их проверять. Попасть в помещение не представляется возможным. Имели место факты отключения теплоснабжения по стояку, ведущему к помещению ответчика, что повлекло оставление жителей дома без отопления в зимний период. Жалобы на качество предоставления коммунальной услуги по отоплению поступали, в том числе, и от самого А А.С. Однако, содействия в их устранении со стороны последнего, путем предоставления доступа в принадлежащее ответчику помещение, не оказывалось.
Ответчик А А.С. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения не признал, считал их незаконными и необоснованными. Свою позицию обосновал отсутствием оснований, послуживших обращению истца с иском в суд. Обратил внимание суда на то, что препятствий в доступе к находящемуся у него в собственности нежилому помещению, расположенному по адресу: (адрес), он не создает. Отметил, что представитель управляющей компании выходил в адрес и осматривал спорное помещение. Напротив, ответчиком А А.С. были составлены ряд заявок на устранение нарушений в части предоставления истцом коммунальных услуг, оставление без исполнения которых повлекло обращение ответчика в органы прокуратуры. Общедомовым имуществом в его помещении является только стояк отопления. Указал, что в спорном помещении он постоянно не находится, в связи с чем уведомления истца до него не доходили, полагал, что при необходимости представители истца могли уведомить его по телефону, либо по месту жительства.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы надзорного производства прокуратуры Костромского района № 825ж-2017 т.2, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подп. «д» и «и» п. 10).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 30 ЖК РФ возложена на собственника жилого помещения.
В силу ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «о» пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Согласно подпункту «е» пункта 34 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Из содержания пункта 42 Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» следует, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 41 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491).
Судом установлено, что ООО «УК «Домовой» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: (адрес), на основании договора от 26 февраля 2019 года.
В соответствии с п. 3.1. Договора Управляющая организация по заданию Собственников в течение срока действия Договора за плату обязуется оказывать следующие услуги и выполнять следующие работы: услуги (работы) по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности; обеспечение готовности инженерных коммуникаций для приема коммунальных ресурсов.
Согласно приложению № 1 к Договору одной из границ эксплуатационной ответственности Управляющей организации являются: стояки системы отопления, отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков, а также запорно-регулирующая арматура на внутриквартирной разводке.
Истец ООО «УК «Домовой» обратились в суд с иском об обязании собственника предоставить доступ в нежилое помещение № по адресу: (адрес).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 23 января 2020 года № КУВИ-001/2020-971973 нежилое помещение №, с кадастровым номером №, расположенное на первом этаже (адрес) в (адрес), площадью № кв.м, принадлежит на праве собственности А А.С., о чем в реестр недвижимости внесена запись №.
Основанием заявленных истцом требований послужил факт отключения сети теплоснабжения в стояках центрального отопления ряда квартир, расположенных по адресу: (адрес).
С целью устранения причин нарушения теплоснабжения представителями ООО «УК «Домовой» был составлен акт обследования от ДДММГГГГ, согласно которому при обследовании стояков центрального отопления по квартирам №, 36, 39, 42, 45, 46, 49, 52, 55 ((адрес)) и подвала помещения установлено следующее: в (адрес) установлен кран на перемычке (в открытом положении), в остальных квартирах запорная арматура отсутствует. Для выявления причины отсутствия давления в стояках центрального отопления необходим доступ в нежилое помещение №, которое расположено по данному стояку на первом этаже. На данный момент доступ в это нежилое помещение отсутствует. Требование по доступу размещено на входе в помещение.
С учетом указанных выше положений, суд считает, что у ответчика А А.С. имеется установленная нормативно-правовыми актами обязанность по предоставлению доступа к общему домовому имуществу.
Из материалов дела усматривается, что истцом с целью обеспечения доступа в помещение №, расположенное по адресу: (адрес), в адрес собственника помещения были выставлены требования о допуске посредством размещения их на стене дома рядом с входной дверью в помещение.
Вместе с тем, порядок уведомления собственника помещения, в которое необходимо обеспечит доступ, урегулирован п. 85 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
Так, исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки, указанной в п. 82 Правил, способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
В нарушение данного положения требование от 27 сентября 2019 года содержит необходимость собственника помещения обеспечить доступ 30 сентября 2019 года в 09 часов 00 минут, с целью осмотра технического и санитарного состояния инженерных сетей и оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и (или) проверки работоспособности общедомового имущества. Аналогичное требование № 657, датированное 12 ноября 2019 года, обязует собственника обеспечить доступ 13 ноября 2019 года в 10 часов 00 минут.
Вышеуказанные требования размещались представителем истца на стене (адрес), вблизи входа в спорное помещение, которое местом жительства А А.С. не является. При этом сведений о вручении ответчику письменного извещения под роспись материалы дела не содержат, пояснения представителя истца в судебном заседании также нашли свое подтверждение данному утверждению.
Подпунктом «г» пункта 85 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 установлено следующее: если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном пп. «б» п. 85 Правил сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.
Согласно имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по (адрес) ответчик А А.С., ДДММГГГГ года рождения, уроженец (адрес), зарегистрирован по месту жительства с 28 июля 1988 года по настоящее время по адресу: (адрес).
Вследствие чего довод представителя истца о надлежащем извещении ответчика о необходимости предоставить доступ в помещение суд находит несостоятельным. Спорное помещение по своему назначению жилым не является. Ответчик А А.С. имеет место регистрации по другому адресу. Срок, установленный собственнику помещения для обеспечения доступа представителя управляющей компании, истцом не соблюден.
На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, истцом ООО «УК «Домовой» не доказан факт нарушения прав со стороны ответчика А А.С. ввиду отсутствия подтверждения надлежащего уведомления последнего о необходимости обеспечить доступ в нежилое помещение, равно как и наличия умысла, заключающегося в умышленном воспрепятствии со стороны ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ООО «УК «Домовой» надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ООО «Управляющая компания «Домовой» в удовлетворении исковых требований к А А.С. об обязании предоставить доступ к общему домовому имуществу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья |
С.Ю. Иванова |
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2020 года.