Дело № 2 – 688 / 2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2014 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района ФИО6
при секретаре Дёминой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству» о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству» о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Исковые требования прокурора Чернушинского района обоснованы следующим: Прокуратурой Чернушинского района в связи с обращением ФИО1 как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства. Установлено, что в связи со смертью родителей в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ установлена опека. Согласно информации Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 включен в список на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные федеральным законом. Согласно информации Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», собственного жилья ФИО1 не имеет. На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены и ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. На основании ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 года N 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии с Порядком предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка, Министерство социального развития Пермского края в течении 10 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства. Гражданин с представителями территориального органа, краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» производят осмотр предложенного жилого помещения. При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения территориальные органы в течении 3 рабочих дней со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина. Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течении 10 рабочих дней в отношении граждан, право на жилое помещение у которых наступило в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 года № 1939-410, проверяет обоснованность включения граждан в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края, с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина. Учреждение (наймодатель) на основании Списка в течении 10 рабочих дней со дня получения списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Решение о предоставлении гражданам, включенным в список, жилых помещений оформляется приказом учреждения. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан в предоставляемые жилые помещения. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края граждан с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. На основании ст. 4 Федерального закона от29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие приведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01 января 2013 года. В настоящее время ФИО1 закрепленного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» и Правительство Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязаны предоставить жилье ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Пермского края. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в связи с обращением к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище. Прокурор Чернушинского района просит обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Чернушинского муниципального района Пермского края, либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Помощник прокурора Чернушинского района ФИО7 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просит обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда. Поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Просит исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве по иску представитель ответчика Правительства Пермского края указал следующее. Правительство Пермского края с требованиями прокурора не согласно в полном объеме по следующим основаниям. Частью 1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Пермского края от 08.10.2007 года № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», под управлением специализированным жилищным фондом Пермского края понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда. Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Согласно п. 2.4 Порядка, Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Учреждение уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. Ответчик считает, что действиями и решениями Правительства Пермского края права истца не нарушены. Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в полном объеме. (л.д. 33-34)
Представитель ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
Представитель ответчика Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в письменных объяснениях по иску указал следующее. Территориальные управления Министерства социального развития Пермского края, в соответствии с п. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осуществляют формирование списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочены функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. 27 марта 2013 года в МТУ № 4 МСР ПК обратился с заявлением о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, ФИО1. На основании имеющихся в учетном деле документов комиссией МТУ № 4 МСР ПК принято решение включить ФИО1 в список на 2012 год (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года). Действует Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 года № 107-п. В данном Порядке сформулирована процедура формирования специализированного жилищного фонда, в которой указаны органы, ответственные за определенный этап процедуры. Это Министерство социального развития, Министерство строительства и архитектуры Пермского края, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом необходимо возложить обязанность по предоставлению жилья на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству». Обеспечение ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края на территории Чернушинского района не представляется возможным в виду отсутствия такого жилого помещения. (л.д. 39-40)
Представитель третьего лица Министерства социального развитая Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
В письменном отзыве представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края указал следующее. ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, родители умерли. Приказом МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека, назначен опекун ФИО4, место жительства определено совместно с опекуном в <адрес>. Отсутствует информация, подтверждающая факт отсутствия у ФИО1 в собственности жилья, информация о принадлежности жилого помещения в <адрес> по месту регистрации истца. Отсутствует информация о ранее занимаемом помещении до смерти родителей и установления опеки. Согласно решению комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края № 2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей-сирот на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Предоставление жилого помещения должно производиться в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Министерство не согласно с требованиями прокурора о предоставлении жилого помещения конкретно на территории Чернушинского муниципального района. (л.д. 36-37)
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом. (л.д. 30) 16 июня 2014 года зарегистрирована Инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 реорганизация Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в форме присоединения к Министерству строительству и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Заслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д. 13)
Родители ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Приказом Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития <адрес> № 1535-оп от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью родителей над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО4, место жительства несовершеннолетнего определено совместно с опекуном. (л.д. 10-11)
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - квартиру по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. (л.д. 26)
Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о правах на имеющиеся объекты недвижимости в отношении истца ФИО1. (л.д. 27)
По информации Чернушинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» за истцом ФИО1 не зарегистрированы объекты недвижимости. (л.д. 25)
По решению Комиссии по включению в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края за № 2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12, 40)
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, 1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. 4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство. 5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. 6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. … 7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. 8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. 9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от 08.12.2013 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО 16.12.2004 года), 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. 2.1. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.2. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. 5. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. 6. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет. 6.1. Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края при выявлении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, достигших возраста 14 лет, соответствующих условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, представляет в уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот ходатайство о включении в список по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. …6.5. Уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот рассматривает документы, указанные в частях 6.1, 6.2 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня их представления. По результатам рассмотрения документов, указанных в частях 6.1, 6.2 настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот принимает решение о включении в список лица, указанного в ходатайстве или в заявлении, либо об отказе от включения лица в список с указанием причин отказа. …6.6. Уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот на основании представленных в соответствии с частями 6.1, 6.2 настоящей статьи документов ежегодно до 1 июня формирует список. Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. 7. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, составляет 5 лет. …8. Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края обязан осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время достиг возраста 21 года, истец в несовершеннолетнем возрасте в 2010 году остался без попечения родителей, родители умерли.
Истец ФИО1 проживал и воспитывался у опекуна.
Закрепленного жилого помещения истец не имеет.
Истец ФИО1 не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В деле представлены сведения из организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации об отсутствии у истца прав на недвижимое имущество.
Представлены сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии прав на недвижимое имущество у истца.
Жилое помещение по месту регистрации в собственности истца не находится.
По решению Комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Ответчиком Межрайонным территориальным управлением № 4 Министерства социального развития Пермского края определено, что истец ФИО1 подлежал обеспечению жилым помещением с 2012 года, право на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 года N 92-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждены Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; Порядок предоставления и регистрации документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы.
Истец ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании установлены юридически значимые обстоятельства: истец ФИО1 является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был поставлен учет нуждающихся в жилом помещении, и право на обеспечение жилого помещения не было реализовано, истец не имеет закрепленного жилого помещения, пригодного для проживания, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Данные обстоятельства, в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419, выступают условиями для однократного предоставления истцу ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 года N 107-п (ред. от 14.03.2014 года) "Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.1. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета. 2.2. Министерство социального развития Пермского края до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда для детей-сирот. 2.3. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края представляет в Министерство финансов Пермского края до 20 мая года, предшествующего планируемому, информацию об объемах средств краевого бюджета, необходимых для формирования специализированного фонда для детей-сирот, а также для содержания и эксплуатации жилых помещений данного фонда на очередной финансовый год и плановый период. 3.1. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. 3.3. Способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства. 3.4. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список. 3.12. Окончанием процедуры формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот является включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда для детей-сирот. 3.13. Включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда для детей-сирот и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Согласно ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 года N 127-ПК (ред. от 14.12.2012 года) "О специализированном жилищном фонде Пермского края", 1. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений следующим категориям граждан: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 2. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Из положений ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что условиями предоставления жилых помещений указанным лицам являются совокупность обстоятельств, свидетельствующих о том, что лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. Положениями части 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, по достижении возраста 18 лет; либо до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; либо по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Истец ФИО1 постоянно проживает в Пермском крае, не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, достиг возраста 18 лет, завершил обучение в образовательном учреждении в школе.
Суд полагает, что право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма у истца ФИО1 возникло.
По информации Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от 11 июля 2014 года специализированного жилищного фонда Пермского края на территории Чернушинского района не имеется.
При рассмотрении дела Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не представлены доказательства исполнения указанного Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно приведенного п. 3.3. Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года N 1194-п (ред. от 02.04.2014 года) "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. N 92-п" утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Определено, что краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 29 декабря 2004 г. N 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 (далее - граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений. 1.4. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. 2.1. Министерство социального развития Пермского края в течение 3 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства (далее - территориальные органы). 2.2. Гражданин с представителями территориального органа, краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству" (далее - Учреждение) в течение 10 рабочих дней со дня передачи Учреждению жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края в установленном порядке производят осмотр предложенного жилого помещения. При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (далее - письменное согласие гражданина) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 1 рабочего дня со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина. 2.3. Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течение 3 рабочих дней в отношении граждан, право на жилое помещение у которых наступило в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419: (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 02.04.2014 N 217-п) проверяет обоснованность включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края (далее - Список), с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина. 2.4. Учреждение (далее - Наймодатель) на основании Списка в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений оформляется приказом Учреждения. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан в предоставляемые жилые помещения. 2.5. Наймодатель в течение 5 рабочих дней со дня заключения с гражданином договора найма специализированного жилого помещения направляет в Министерство копии решения о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений и договора найма специализированного жилого помещения. 2.6. Вселение гражданина в жилое помещение и выселение оформляются актом технического состояния и приема-передачи жилого помещения от Наймодателя нанимателю (от нанимателя Наймодателю) по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Из доводов представителя Министерства социального развития Пермского края не установлено, что Министерством получены от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведения об отнесении каких-либо жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края.
Истцу ФИО1 не предлагалось провести осмотр каких-либо предложенных жилых помещений совместно с представителем Краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству".
Министерство социального развития Пермского края не направляло в Учреждение "Дирекция по капитальному строительству" список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, в том числе в отношении истца ФИО1
Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" указывало об отсутствии у учреждения оснований для принятия самостоятельного решения о предоставлении истцу ФИО1 жилого помещения и заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно ст. 15 Устава Пермского края от 27.04.2007 года N 32-ПК (принят ЗС ПК 19.04.2007), …5. Исполнительная власть Пермского края осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" (принят ЗС ПК 16.08.2007), …2. Исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Согласно ст. 4 Закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края несет ответственность за обеспечение достижения целей и результатов стратегических программных мероприятий развития Пермского края.
В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», 1. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. 2. Правительство Пермского края возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края. …3. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
На основании приведенных положений Устава Пермского края, Закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора в интересах истца Накарякова А.В. о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является Правительство Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не определяет единый орган, ведающий вопросами предоставления жилых помещений.
Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" осуществляет только управление специализированным фондом, учреждение принимает решение о предоставлении детям – сиротам жилого помещения, заключает договор найма на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, составляемого Министерством социального развития Пермского края.
Способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.
Из письменных доводов представителей ответчиков, представленных в суд, не установлено, что в настоящее время указанный специализированный жилищный фонд сформирован.
Приведенными положениями законов не исключается исполнение обязанности по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Правительством как высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, так как в пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области, актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, и осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти.
Правительство Пермского края вправе перераспределить обязанности по совершению юридических и фактических действий между исполнительными органами государственной власти.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не освобождает Правительство Пермского края, как высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти, осуществляющий руководство исполнительными органами, от исполнения обязательства по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Доводы Министерства социального развития Пермского края, в части предоставления жилых помещений исходя из даты принятия решения о включении в Список детей – сирот, соблюдения очередности с учетом интересов других лиц, имеющих равное право на обеспечение жилым помещением, суд не может признать состоятельными. В отношении истца ФИО1 территориальным органом Министерства принято решение о наступлении у истца права на обеспечение жилым помещением в 2012 году, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Законодательное закрепление права граждан, относящихся к категории лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечении родителей, на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений не предполагает какой-либо очереди и, как следствие, реализация истцом права на судебную защиту не указывает на нарушение истцом прав других лиц.
Отсутствие на территории Чернушинского муниципального района Пермского края специализированного жилищного фонда не может выступать основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Вопрос об изменении места нахождения предоставляемого жилого помещения может быть разрешен при исполнения решения.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, определяет право гражданина на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление, и предусматривает, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края подлежат удовлетворению, на ответчика Правительство Пермского края возлагается обязанность предоставить истцу ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края, или с согласия истца в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края, либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья (подпись) Е.Р. Низаева