Дело №-2-2548/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Кавериной В.В.,
с участием прокурора Шелпакова П.С. /удостоверение (номер обезличен) от (дата обезличена)/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива»), заявив требования о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности.
В обоснование иска прокурор указал, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, в результате которой было установлено, что ООО «Перспектива» нарушены требования законодательства об обращении с особо опасными отходами в части организации первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.
Согласно Уставу ООО «Перспектива» и на основании договоров управления многоквартирными домами ответчик осуществляет управление 251 многоквартирным домом на территории города Орла. Вместе с тем, управляющей организацией надлежащим образом не организованы первичный сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся отходами I класса опасности, образованных в указанных многоквартирных домах.
Так, согласно информации ответчика от (дата обезличена) местом первичного сбора и размещения отработанных ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, в обслуживаемых ответчиком домах, является подсобное помещение офиса управляющей компании, находящееся по адресу: (адрес обезличен). В ходе визуального осмотра установлено, что данное помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к местам хранения ртути и ртутьсодержащих приборов. Согласно акту осмотра от (дата обезличена) в кладовой, предназначенной для хранения ламп, отработанные лампы хранятся в негерметичной таре, совместно с иными видами отходов в виде техники, фрагментов проводов, что нарушает требования пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №-681. Кроме того, параметры стеллажа не позволяют в нем хранить ртутьсодержащие лампы, в связи с чем, они размещены стоя вертикально внизу стеллажа, что допускает их падение и повреждение. Также в ходе проверки установлено, что информирование граждан о первичном сборе и размещении отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется путем размещения приказа о сборе и размещении отработанных ртутьсодержащих ламп на информационном стенде в офисе управляющей компании. При этом в домах, управляемых данной организацией, информирование не осуществляется. Таким образом, для первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп от граждан, проживающих в 251 многоквартирном доме, предназначено всего одно помещение, не отвечающее требованиям к местам хранения ртутьсодержащих приборов, население о местах первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не проинформировано.
Помимо этого, в нарушение пункта 3 Правил обращения с отходами ответчиком не разработана инструкция по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, а также не назначены ответственные лица за обращение с указанными отходами.
Из информации ООО «Перспектива» от (дата обезличена) Следует, что передача отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации имеющей лицензию не осуществляется, ввиду отсутствия соответствующего договора. Отсутствие у ООО «Перспектива» оборудованных в соответствии с требованиями законодательства помещений для сбора ртутьсодержащих ламп и их временного хранения, отсутствие инструкции по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствие назначенных за данные мероприятия ответственных лиц, а также отсутствие договора со специализированной организацией на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп влечет за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, их санитарно-эпидемиологическому благополучию, животным, растениям и окружающей среде.
В связи с этим, прокурор просил суд обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и оборудовать их в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №-681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83;
- разработать инструкцию по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у жильцов многоквартирных домов, а также назначить ответственных лиц за исполнение данных мероприятий;
- организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, имеющую лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности.
В судебном заседании прокурор Шелпаков П.С. заявленные требования поддержал на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о его времени и месте, об уважительности причин отсутствия не сообщил, об отложении заседания не ходатайствовал. В связи с этим, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, против чего прокурор не возражал.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о его времени и месте, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, исследовав доказательства, представленные по делу, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №-7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается действием Федерального закона от 30.03.1999 г. №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона, индивидуальные предприниматели и организации обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Деятельность по эксплуатации многоквартирных домов регулируется разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регламентируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №-491 (далее - Правила).
В силу нормы пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан и соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
В соответствии с подпунктом (1) пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Соответствующие правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №-681 (далее - Правила обращения с отходами).
В силу пункта 2 Правил обращения с отходами к потребителям ртутьсодержащих ламп отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.
Пунктом 3 Правил обращения с отходами определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп (пункт 4 Правил обращения с отходами).
В силу пункта 5 Правил обращения с отходами накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
В соответствии с пунктом 8 (1) Правил обращения с отходами у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 8 (2) Правил обращения с отходами установлено, что место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В соответствии с пунктом 14 Правил обращения с отходами хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
При этом работы с ртутьсодержащими лампами должны соответствовать также общим санитарным нормам и ГОСТам, регулирующим правила работы с ртутью и особо опасными отходами.
Так, согласно пункту 6.4. ГОСТ 12.3.031-83. «Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности», введенного Постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 №-4833, хранение, транспортировка ртути и загрязненных ею отходов (твердых и жидких) должно осуществляться в герметичных емкостях, устойчивых к механическим, химическим, термическим и прочим воздействиям.
В соответствии с пунктом 3.5 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003. (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03) в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Согласно пункту 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промышленных отходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
При разрешении спора по настоящему делу судом было установлено, что по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности. В результате проведенной проверки было установлено, что ответчиком нарушаются требования законодательства об обращении с особо опасными отходами в части организации первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.
Как следует из Устава ООО «Перспектива» основными видами деятельности ответчика являются: управление многоквартирными жилыми домами, текущий ремонт и обслуживание жилого фонда, текущий ремонт и обслуживание нежилого фонда и иные виды деятельности.
Ответчик, на основании договоров управления многоквартирными домами осуществляет управление 251 многоквартирным домом на территории города Орла.
Также проверкой установлено, что ответчик, как управляющая организация, не организовывает надлежащим образом первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся отходами I класса опасности, образованных в указанных многоквартирных домах.
Из сведений, представленных ООО «Перспектива» от (дата обезличена) следует, что местом первичного сбора и размещения отработанных ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, в обслуживаемых ответчиком домах, является подсобное помещение офиса управляющей компании, находящееся по адресу: (адрес обезличен). При проверке визуальным осмотром было установлено, что данное помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к местам хранения ртути и ртутьсодержащих приборов.
Согласно акту осмотра от (дата обезличена) в нарушение требований пункта 5 Правил обращения с отходами, в кладовой, предназначенной для хранения ламп, отработанные лампы хранятся в негерметичной таре, совместно с иными видами отходов в виде техники, фрагментов проводов. Параметры стеллажа не позволяют в нем хранить ртутьсодержащие лампы, в связи с чем, они размещены стоя вертикально внизу стеллажа, что допускает их падение и повреждение.
В ходе проверки установлено, что информирование граждан о первичном сборе и размещении отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется путем размещения приказа о сборе и размещении отработанных ртутьсодержащих ламп на информационном стенде в офисе управляющей компании. При этом в домах, управляемых данной организацией, информирование не осуществляется.
Судом на основании представленных материалов установлено, что для первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп от граждан, проживающих в 251 многоквартирном доме, предназначено всего одно помещение, не отвечающее требованиям к местам хранения ртутьсодержащих приборов, население о местах первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не проинформировано.
Кроме того, в нарушение пункта 3 Правил обращения с отходами ответчиком не разработана инструкция по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, а также не назначены ответственные лица за обращение с указанными отходами.
Как усматривается из информации ООО «Перспектива» от (дата обезличена) передача отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации имеющей лицензию не осуществляется, ввиду отсутствия соответствующего договора.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о том, что отсутствие у ответчика оборудованных в соответствии с требованиями законодательства помещений для сбора ртутьсодержащих ламп и их временного хранения, отсутствие инструкции по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствие назначенных за данные мероприятия ответственных лиц, а также отсутствие договора со специализированной организацией на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп влечет за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, их санитарно-эпидемиологическому благополучию, животным, растениям и окружающей среде, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
В связи с этим, суд полагает необходимым обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения по настоящему спору в законную силу устраненить нарушения природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности.
Учитывая удовлетворение заявленных прокурором требований, суд, в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, взыскивает с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами I класса опасности – удовлетворить.
обязать общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу: определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и оборудовать их в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №-681, СанПиН 2.1.7.1322-03, ГОСТ 12.3.031-83; разработать инструкцию по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у жильцов многоквартирных домов, а также назначить ответственных лиц за исполнение данных мероприятий; организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, имеющую лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» 6000 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть отменено судом, его вынесшим, по заявлению стороны, не присутствовавшей в судебном заседании, в течение семи дней со дня вручения ей копии решения, а также обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: