Дело № 3а-77/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 декабря 2017 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре Киселёвой А.В.,
с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Териной Н.Н.,
представителя административного ответчика Орловского областного Совета народных депутатов Макеева Р®.Рќ., представителя заинтересованного лица Управления РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия Орловской области Пензевой Рњ.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Ливны Орловской области к Орловскому областному Совету народных депутатов о признании недействующим в части решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области»,
установил:
6 июля 1993 года малый Совет Орловского областного Совета народных депутатов принял решение № 81-7 «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области», которым на государственную охрану приняты памятники истории и культуры (категория охраны местная) согласно Списку (Приложение № 2).
Администрация города Ливны Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного решения в части включения в Список памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране местной категории, следующих объектов:
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 238 Списка);
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 239 Списка);
- здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 240 Списка);
- многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> (пункт 242 Списка);
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 243 Списка);
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 245 Списка);
- многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> (пункт 262 Списка).
Ссылается на нарушение процедуры признания вышеуказанных зданий объектами культурного наследия и принятия их на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры местного значения, поскольку до принятия оспариваемого акта не была проведена экспертиза, установившая историко-культурное значение данных зданий, а также не получено согласование Министерства культуры РСФСР, что предусматривалось действовавшим на момент принятия решения Законом РСФСРот 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Указывает, что признание вышеуказанных зданий объектами культурного наследия существенно ограничивает права и законные интересы Администрации города Ливны, поскольку влечет значительные затраты бюджетных средств на изготовление историко-культурной экспертизы по каждому объекту в целях формирования нового земельного участка для размещения многоквартирных жилых домов, который находится в границах защитных зон названных объектов.
По этим основаниям просит суд признать недействующим решение малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» в части включения в Список памятников истории и культуры, подлежащих постановке на государственную охрану местной категории, <...> зданий, расположенных по адресам: <...> а также <...> домов, расположенных по адресам: <...> и <...> (пункты 238, 239, 240, 242, 243, 245, 262 Списка).
В судебное заседание представитель административного истца Администрации города Ливны Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Орловского областного Совета народных депутатов Макеев Ю.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято малым Советом Орловского областного Совета народных депутатов в пределах полномочий, с соблюдением действовавшего на момент принятия оспариваемого акта порядка принятия на государственную охрану памятников истории и культуры.
Кроме того, в настоящее время все указанные в иске объекты включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, который ведет Министерство культуры РФ. При этом оснований, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», для их исключения из данного реестра не имеется.
Представитель заинтересованного лица Управления РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия Орловской области Пензева Рњ.Р. полагала требования РЅРµ обоснованными Рё РЅРµ подлежащими удовлетворению, поскольку процедура выявления объектов недвижимости, обследования, определения РёС… исторической ценности, фиксации Рё изучения, предшествующая включению РІ перечень памятников истории Рё культуры местного значения, установленная законодательством, действующим РІ период принятия оспариваемого решения, нарушена РЅРµ была.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Аналогичные положения были предусмотрены в пункте «к» статьи 84.11, статье 84.15 Конституции (Основном законе) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого решения действовал Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», согласно которому к ведению краевого, областного Совета относилось объявление находящихся на территории края, области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры; установление в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка охраны и использования объектов природного и культурного наследия на территории края, области (пункт 15 статьи 45).
Согласно статьям 1 и 4 Закона РСФСРот 5 декабря 1991 года № 1985-1 «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Советов народных депутатов» краевые, областные Советы народных депутатов избирали из своего состава малый Совет, который осуществлял все полномочия краевого, областного Совета народных депутатов в период между его сессиями, за исключением вопросов, перечисленных в пункте 2 статьи 4.
В судебном заседании установлено, что пунктом 2 решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» приняты на государственную охрану местной категории памятники истории и культуры согласно списку - Приложение № 2 (т. 1 л.д. 58-63).
В данном Списке памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране (категория охраны местная), в <...> поименованы памятники градостроительства и архитектуры – дома жилые, XIX века постройки, расположенные по адресам:
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 238);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 239);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 240);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 242);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 243);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 245);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 262).
РР· протокола заседания малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов в„– 7 РѕС‚ 6 июля 1993 РіРѕРґР° усматривается, что решение в„– 81-7 принято РІ соответствии СЃ повесткой РґРЅСЏ РЅР° правомочном заседании малого Совета.
С учетом действовавшего на момент принятия указанного решения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов.
Оспаривая решение малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года, административный истец ссылается на то, что оно вынесено с нарушением порядка принятия на государственную охрану памятников истории и культуры.
Правовое регулирование отношений в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации в настоящее время предусмотрено Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», вступившим в силу 29 июня 2002 года (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого акта действовал Закон РСФСРот 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Статьей 18 данного Закона РСФСРпредусматривалось, что отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производилось Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Статьей 16 Закона РСФСРот 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» было определено, что памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету, который осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Постановлением Совета Министров РЎРЎРЎР РѕС‚ 16 сентября 1982 РіРѕРґР° в„– 865 утверждено Положение РѕР± охране Рё использовании памятников истории Рё культуры, РІ соответствии СЃ пунктом 13 которого государственный учет памятников истории Рё культуры включает выявление Рё обследование памятников, определение РёС… исторической, научной, художественной или РёРЅРѕР№ культурной ценности, фиксацию Рё изучение, составление учетных документов, ведение государственных СЃРїРёСЃРєРѕРІ недвижимых памятников.РџРѕСЂСЏРґРѕРє государственного учета памятников истории Рё культуры был установлен Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ учета, обеспечения сохранности, содержания, использования Рё реставрации недвижимых памятников истории Рё культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры РЎРЎРЎР РѕС‚ 13 мая 1986 РіРѕРґР° в„– 203 (далее – Рнструкция). Р’ частности, государственный учет памятников истории Рё культуры включает РІ себя выявление, обследование памятников, определение РёС… исторической, научной, художественной или РёРЅРѕР№ культурной ценности, фиксацию Рё изучение, составление учетных документов, ведение государственных СЃРїРёСЃРєРѕРІ недвижимых памятников (РїСѓРЅРєС‚ 9 Рнструкции).РџСѓРЅРєС‚ 12 Рнструкции предусматривает, что РїСЂРё получении сведений РѕР± обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Р’ случае установления РёС… культурной ценности указанные объекты регистрируются РІ списках РІРЅРѕРІСЊ выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских Рё проектных организаций, обществ охраны памятников истории Рё культуры Рё РґСЂСѓРіРёС… специализированных организаций. РЎРїРёСЃРѕРє РІРЅРѕРІСЊ выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, Р° также заключение экспертизы Рѕ возможности признания данного объекта памятником истории Рё культуры. Согласно пункту 15 Рнструкции РЅР° каждый недвижимый памятник Рё РІРЅРѕРІСЊ выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения Рѕ местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или РІРЅРѕРІСЊ выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание Рё иллюстративный материал. РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим СЃСѓРјРјСѓ научных сведений Рё фактических данных, характеризующих историю памятника Рё его современное состояние, местонахождение РІ окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или РёРЅРѕРіРѕ культурного значения, сведения Рѕ его территории, связанных СЃ РЅРёРј сооружениях, садах, парках, находящихся РІ нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, Рѕ зонах охраны, Р° также РѕР± основных историко-архитектурных Рё библиографических материалах. Р’ паспорте указывается категория охраны Рё РІРёРґ памятника СЃРѕ ссылкой РЅР° утверждающий документ (РїСѓРЅРєС‚ 16 Рнструкции). Р’РЅРѕРІСЊ выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность, признается памятником истории Рё культуры путем включения его РІ соответствующий государственный СЃРїРёСЃРѕРє недвижимых памятников истории Рё культуры РІ зависимости РѕС‚ РІРёРґР° Рё категории охраны памятника. Государственные СЃРїРёСЃРєРё недвижимых памятников истории Рё культуры являются основным документом государственного учета Рё охраны памятников. Включенные РІ РЅРёС… объекты признаются памятниками истории Рё культуры определенного РІРёРґР° Рё категории охраны (пункты 20 Рё 21 Рнструкции). Р’ подтверждение соблюдения вышеуказанной процедуры постановки объектов РЅР° государственную охрану, административным ответчиком представлен РЎРїРёСЃРѕРє РІРЅРѕРІСЊ выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность (<...> область), являющийся приложением Рє РїРёСЃСЊРјСѓ Министерства культуры РСФСРот 20.11.1991 в„– 165. Р’ данном СЃРїРёСЃРєРµ РїРѕРґ номерами 384, 385, 386, 388, 390, 410 раздела «Памятники градостроительства Рё архитектуры» значатся РґРѕРјР° жилые, расположенные <...> РїРѕ адресам: <...> (РІ настоящее время - <...>, РІ графе «Заключение экспертизы» данного СЃРїРёСЃРєР° имеются отметки Рѕ том, что экспертизы РїРѕ указанным объектам проводились <...> Р’.Рњ. Рё <...> Р’.Р. (С‚. 1 Р».Рґ. 134-137, С‚. 2 Р».Рґ. 121). Р’ каталоге памятников архитектуры Орловской области, составленном <...> Р’.Р. РІ С…РѕРґРµ подготовки РЎРІРѕРґР° памятников истории Рё культуры народов РСФСРпо СЂСЏРґСѓ областей, РІ том числе Орловской, отмечен СЂСЏРґ купеческих РґРѕРјРѕРІ, построенных РІ 19 веке РІ барочных традициях РЅР° центральных улицах Рі. Ливны (С‚. 1 Р».Рґ. 138-143). РџСЂРё подготовке решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов в„– 7 РѕС‚ 6 июля 1993 РіРѕРґР° использовались также материалы (исторические справки) оценки состояния Рё рекомендаций РїРѕ учету Рё сохранению исторических РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё населенных мест <...> района <...> области, находящиеся РІ настоящее время РІ архиве Управления РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия Орловской области (С‚. 2 Р».Рґ. 162-172). Доводы административного истца РѕР± отсутствии РЅР° момент принятия оспариваемого решения заключения историко-культурной экспертизы, Р° также данных Рѕ согласовании СЃ Министерством культуры РСФСРвопроса отнесения спорных объектов Рє объектам культурного наследия, РЅРµ исключают историко-архитектурную ценность данных объектов Рё РЅРµ свидетельствуют Рѕ необоснованном признании РёС… памятниками градостроительства Рё архитектуры регионального значения РїРѕ следующим основаниям. Установлено, что РІ настоящее время РЅР° РІСЃРµ объекты, поименованные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, составлены паспорта объекта культурного наследия СЃ указанием даты создания, краткого описания, фотографическим материалом Рё графическим изображением границ территории объекта, имеются охранные обязательства РїРѕ сохранению, содержанию Рё использованию недвижимого памятника истории Рё культуры, находящиеся РЅР° хранении РІ Управлении РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия <...> области (С‚. 1 Р».Рґ. 144-238). Р’ соответствии СЃ частью 3 статьи 64 Федерального закона РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° в„– 73-ФЗ указанные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении памятники истории Рё культуры местного значения, принятые РЅР° государственную охрану РЅР° основании Закона РСФСР«Об охране Рё использовании памятников истории Рё культуры», зарегистрированы РІ реестре РІ соответствии СЃ требованиями данного Федерального закона. Так, согласно сведениям, полученным СЃ официального сайта Министерства культуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, данные объекты включены РІ Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ присвоением РёРј регистрационных номеров <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (С‚. 1 Р».Рґ. 69-82). Р’ реестре указана информация Рѕ данных объектах, включающая сведения Рѕ создании, типологии, фотографии объектов, Р° также сведения Рѕ решении органа государственной власти Рѕ постановке объектов РЅР° государственную охрану – решение малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов в„– 81-7 РѕС‚ 6 июля 1993 РіРѕРґР°. Основания для исключения объекта культурного наследия РёР· реестра поименованы РІ части 2 статьи 23 Федерального закона РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° в„– 73-ФЗ, РІ числе которых полная физическая утрата объекта культурного наследия или утрата РёРј историко-культурного значения. Рсключение РёР· реестра объекта культурного наследия осуществляется РЅР° основании акта Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ отношении объекта культурного наследия регионального значения - РїРѕ представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия РЅР° основании заключения государственной историко-культурной экспертизы Рё обращения органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (часть 1 статьи 23 Федерального закона РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° в„–73-ФЗ). РџСЂРё рассмотрении настоящего дела таких обстоятельств установлено РЅРµ было, административный истец РЅР° РЅРёС… РЅРµ ссылался Рё соответствующих исковых требований РЅРµ заявил. Таким образом, РІ судебном заседании установлено, что <...> здания, расположенные РїРѕ адресам: <...>, Р° также <...> РґРѕРјР°, расположенные РїРѕ адресам: <...> являются объектами культурного наследия регионального значения, обладающими историко-архитектурной ценностью, приняты РЅР° государственную охрану РІ соответствии СЃ Законом РСФСРот 15 декабря 1978 РіРѕРґР° «Об охране Рё использовании памятников истории Рё культуры» РЅР° основании оспариваемого решения Рё включены РІ Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РљСЂРѕРјРµ того, РІ соответствии СЃ частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании нормативного правового акта недействующим полностью или РІ части вправе обратиться лица, РІ отношении которых применен акт, Р° также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если РѕРЅРё полагают, что этим актом нарушены или нарушаются РёС… права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы. Рассматривая заявленные требования, СЃСѓРґ установил, что РІ отношении перечисленных РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении объектов, РєСЂРѕРјРµ нежилого здания РїРѕ адресу: <...>, административный истец какими-либо правами РЅРµ обладает, что следует РёР· выписок РёР· Единого государственного реестра недвижимости, представленных Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ Орловской области (С‚. 2 Р».Рґ. 13-27, 139-157). Вместе СЃ тем, выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РЅР° нежилое здание РїРѕ адресу: Рі<...>, принадлежащего муниципальному образованию РіРѕСЂРѕРґ <...> <...> области, подтверждена регистрация ограничения прав Рё обременений данного объекта культурного наследия (С‚. 2 Р».Рґ. 13-16).
С учетом изложенного, включение указанных объектов в список памятников истории и культуры, не нарушает прав Администрации города Ливны Орловской области.
Доводы административного истца о значительных бюджетных расходах на проведение историко-культурной экспертизы для уменьшения границ защитных зон названных объектов в целях формирования нового земельного участка, не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку требования к установлению границ защитных зон объектов культурного наследия предусмотрены положениями статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Администрацией города Ливны Орловской области требований и считает необходимым отказать в их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований Администрации города Ливны Орловской области к Орловскому областному Совету народных депутатов о признании недействующим решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» в части включения в список памятников истории и культуры, подлежащих постановке на государственную охрану местной категории, зданий, расположенных по адресам: <...> (пункты 238, 239, 240, 242, 243, 245, 262 Списка).
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27 декабря 2017 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Дело № 3а-77/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 декабря 2017 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре Киселёвой А.В.,
с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Териной Н.Н.,
представителя административного ответчика Орловского областного Совета народных депутатов Макеева Р®.Рќ., представителя заинтересованного лица Управления РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия Орловской области Пензевой Рњ.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Ливны Орловской области к Орловскому областному Совету народных депутатов о признании недействующим в части решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области»,
установил:
6 июля 1993 года малый Совет Орловского областного Совета народных депутатов принял решение № 81-7 «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области», которым на государственную охрану приняты памятники истории и культуры (категория охраны местная) согласно Списку (Приложение № 2).
Администрация города Ливны Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного решения в части включения в Список памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране местной категории, следующих объектов:
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 238 Списка);
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 239 Списка);
- здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 240 Списка);
- многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> (пункт 242 Списка);
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 243 Списка);
- нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (пункт 245 Списка);
- многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> (пункт 262 Списка).
Ссылается на нарушение процедуры признания вышеуказанных зданий объектами культурного наследия и принятия их на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры местного значения, поскольку до принятия оспариваемого акта не была проведена экспертиза, установившая историко-культурное значение данных зданий, а также не получено согласование Министерства культуры РСФСР, что предусматривалось действовавшим на момент принятия решения Законом РСФСРот 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Указывает, что признание вышеуказанных зданий объектами культурного наследия существенно ограничивает права и законные интересы Администрации города Ливны, поскольку влечет значительные затраты бюджетных средств на изготовление историко-культурной экспертизы по каждому объекту в целях формирования нового земельного участка для размещения многоквартирных жилых домов, который находится в границах защитных зон названных объектов.
По этим основаниям просит суд признать недействующим решение малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» в части включения в Список памятников истории и культуры, подлежащих постановке на государственную охрану местной категории, <...> зданий, расположенных по адресам: <...> а также <...> домов, расположенных по адресам: <...> и <...> (пункты 238, 239, 240, 242, 243, 245, 262 Списка).
В судебное заседание представитель административного истца Администрации города Ливны Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Орловского областного Совета народных депутатов Макеев Ю.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято малым Советом Орловского областного Совета народных депутатов в пределах полномочий, с соблюдением действовавшего на момент принятия оспариваемого акта порядка принятия на государственную охрану памятников истории и культуры.
Кроме того, в настоящее время все указанные в иске объекты включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, который ведет Министерство культуры РФ. При этом оснований, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», для их исключения из данного реестра не имеется.
Представитель заинтересованного лица Управления РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия Орловской области Пензева Рњ.Р. полагала требования РЅРµ обоснованными Рё РЅРµ подлежащими удовлетворению, поскольку процедура выявления объектов недвижимости, обследования, определения РёС… исторической ценности, фиксации Рё изучения, предшествующая включению РІ перечень памятников истории Рё культуры местного значения, установленная законодательством, действующим РІ период принятия оспариваемого решения, нарушена РЅРµ была.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Аналогичные положения были предусмотрены в пункте «к» статьи 84.11, статье 84.15 Конституции (Основном законе) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого решения действовал Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», согласно которому к ведению краевого, областного Совета относилось объявление находящихся на территории края, области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры; установление в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка охраны и использования объектов природного и культурного наследия на территории края, области (пункт 15 статьи 45).
Согласно статьям 1 и 4 Закона РСФСРот 5 декабря 1991 года № 1985-1 «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Советов народных депутатов» краевые, областные Советы народных депутатов избирали из своего состава малый Совет, который осуществлял все полномочия краевого, областного Совета народных депутатов в период между его сессиями, за исключением вопросов, перечисленных в пункте 2 статьи 4.
В судебном заседании установлено, что пунктом 2 решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» приняты на государственную охрану местной категории памятники истории и культуры согласно списку - Приложение № 2 (т. 1 л.д. 58-63).
В данном Списке памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране (категория охраны местная), в <...> поименованы памятники градостроительства и архитектуры – дома жилые, XIX века постройки, расположенные по адресам:
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 238);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 239);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 240);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 242);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 243);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 245);
- <...> (РїСѓРЅРєС‚ 262).
РР· протокола заседания малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов в„– 7 РѕС‚ 6 июля 1993 РіРѕРґР° усматривается, что решение в„– 81-7 принято РІ соответствии СЃ повесткой РґРЅСЏ РЅР° правомочном заседании малого Совета.
С учетом действовавшего на момент принятия указанного решения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов.
Оспаривая решение малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов № 81-7 от 6 июля 1993 года, административный истец ссылается на то, что оно вынесено с нарушением порядка принятия на государственную охрану памятников истории и культуры.
Правовое регулирование отношений в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации в настоящее время предусмотрено Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», вступившим в силу 29 июня 2002 года (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого акта действовал Закон РСФСРот 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Статьей 18 данного Закона РСФСРпредусматривалось, что отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производилось Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Статьей 16 Закона РСФСРот 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» было определено, что памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету, который осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Постановлением Совета Министров РЎРЎРЎР РѕС‚ 16 сентября 1982 РіРѕРґР° в„– 865 утверждено Положение РѕР± охране Рё использовании памятников истории Рё культуры, РІ соответствии СЃ пунктом 13 которого государственный учет памятников истории Рё культуры включает выявление Рё обследование памятников, определение РёС… исторической, научной, художественной или РёРЅРѕР№ культурной ценности, фиксацию Рё изучение, составление учетных документов, ведение государственных СЃРїРёСЃРєРѕРІ недвижимых памятников.РџРѕСЂСЏРґРѕРє государственного учета памятников истории Рё культуры был установлен Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ учета, обеспечения сохранности, содержания, использования Рё реставрации недвижимых памятников истории Рё культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры РЎРЎРЎР РѕС‚ 13 мая 1986 РіРѕРґР° в„– 203 (далее – Рнструкция). Р’ частности, государственный учет памятников истории Рё культуры включает РІ себя выявление, обследование памятников, определение РёС… исторической, научной, художественной или РёРЅРѕР№ культурной ценности, фиксацию Рё изучение, составление учетных документов, ведение государственных СЃРїРёСЃРєРѕРІ недвижимых памятников (РїСѓРЅРєС‚ 9 Рнструкции).РџСѓРЅРєС‚ 12 Рнструкции предусматривает, что РїСЂРё получении сведений РѕР± обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Р’ случае установления РёС… культурной ценности указанные объекты регистрируются РІ списках РІРЅРѕРІСЊ выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских Рё проектных организаций, обществ охраны памятников истории Рё культуры Рё РґСЂСѓРіРёС… специализированных организаций. РЎРїРёСЃРѕРє РІРЅРѕРІСЊ выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, Р° также заключение экспертизы Рѕ возможности признания данного объекта памятником истории Рё культуры. Согласно пункту 15 Рнструкции РЅР° каждый недвижимый памятник Рё РІРЅРѕРІСЊ выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения Рѕ местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или РІРЅРѕРІСЊ выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание Рё иллюстративный материал. РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим СЃСѓРјРјСѓ научных сведений Рё фактических данных, характеризующих историю памятника Рё его современное состояние, местонахождение РІ окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или РёРЅРѕРіРѕ культурного значения, сведения Рѕ его территории, связанных СЃ РЅРёРј сооружениях, садах, парках, находящихся РІ нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, Рѕ зонах охраны, Р° также РѕР± основных историко-архитектурных Рё библиографических материалах. Р’ паспорте указывается категория охраны Рё РІРёРґ памятника СЃРѕ ссылкой РЅР° утверждающий документ (РїСѓРЅРєС‚ 16 Рнструкции). Р’РЅРѕРІСЊ выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность, признается памятником истории Рё культуры путем включения его РІ соответствующий государственный СЃРїРёСЃРѕРє недвижимых памятников истории Рё культуры РІ зависимости РѕС‚ РІРёРґР° Рё категории охраны памятника. Государственные СЃРїРёСЃРєРё недвижимых памятников истории Рё культуры являются основным документом государственного учета Рё охраны памятников. Включенные РІ РЅРёС… объекты признаются памятниками истории Рё культуры определенного РІРёРґР° Рё категории охраны (пункты 20 Рё 21 Рнструкции). Р’ подтверждение соблюдения вышеуказанной процедуры постановки объектов РЅР° государственную охрану, административным ответчиком представлен РЎРїРёСЃРѕРє РІРЅРѕРІСЊ выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или РёРЅСѓСЋ культурную ценность (<...> область), являющийся приложением Рє РїРёСЃСЊРјСѓ Министерства культуры РСФСРот 20.11.1991 в„– 165. Р’ данном СЃРїРёСЃРєРµ РїРѕРґ номерами 384, 385, 386, 388, 390, 410 раздела «Памятники градостроительства Рё архитектуры» значатся РґРѕРјР° жилые, расположенные <...> РїРѕ адресам: <...> (РІ настоящее время - <...>, РІ графе «Заключение экспертизы» данного СЃРїРёСЃРєР° имеются отметки Рѕ том, что экспертизы РїРѕ указанным объектам проводились <...> Р’.Рњ. Рё <...> Р’.Р. (С‚. 1 Р».Рґ. 134-137, С‚. 2 Р».Рґ. 121). Р’ каталоге памятников архитектуры Орловской области, составленном <...> Р’.Р. РІ С…РѕРґРµ подготовки РЎРІРѕРґР° памятников истории Рё культуры народов РСФСРпо СЂСЏРґСѓ областей, РІ том числе Орловской, отмечен СЂСЏРґ купеческих РґРѕРјРѕРІ, построенных РІ 19 веке РІ барочных традициях РЅР° центральных улицах Рі. Ливны (С‚. 1 Р».Рґ. 138-143). РџСЂРё подготовке решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов в„– 7 РѕС‚ 6 июля 1993 РіРѕРґР° использовались также материалы (исторические справки) оценки состояния Рё рекомендаций РїРѕ учету Рё сохранению исторических РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё населенных мест <...> района <...> области, находящиеся РІ настоящее время РІ архиве Управления РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия Орловской области (С‚. 2 Р».Рґ. 162-172). Доводы административного истца РѕР± отсутствии РЅР° момент принятия оспариваемого решения заключения историко-культурной экспертизы, Р° также данных Рѕ согласовании СЃ Министерством культуры РСФСРвопроса отнесения спорных объектов Рє объектам культурного наследия, РЅРµ исключают историко-архитектурную ценность данных объектов Рё РЅРµ свидетельствуют Рѕ необоснованном признании РёС… памятниками градостроительства Рё архитектуры регионального значения РїРѕ следующим основаниям. Установлено, что РІ настоящее время РЅР° РІСЃРµ объекты, поименованные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, составлены паспорта объекта культурного наследия СЃ указанием даты создания, краткого описания, фотографическим материалом Рё графическим изображением границ территории объекта, имеются охранные обязательства РїРѕ сохранению, содержанию Рё использованию недвижимого памятника истории Рё культуры, находящиеся РЅР° хранении РІ Управлении РїРѕ государственной охране объектов культурного наследия <...> области (С‚. 1 Р».Рґ. 144-238). Р’ соответствии СЃ частью 3 статьи 64 Федерального закона РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° в„– 73-ФЗ указанные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении памятники истории Рё культуры местного значения, принятые РЅР° государственную охрану РЅР° основании Закона РСФСР«Об охране Рё использовании памятников истории Рё культуры», зарегистрированы РІ реестре РІ соответствии СЃ требованиями данного Федерального закона. Так, согласно сведениям, полученным СЃ официального сайта Министерства культуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, данные объекты включены РІ Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ присвоением РёРј регистрационных номеров <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (С‚. 1 Р».Рґ. 69-82). Р’ реестре указана информация Рѕ данных объектах, включающая сведения Рѕ создании, типологии, фотографии объектов, Р° также сведения Рѕ решении органа государственной власти Рѕ постановке объектов РЅР° государственную охрану – решение малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов в„– 81-7 РѕС‚ 6 июля 1993 РіРѕРґР°. Основания для исключения объекта культурного наследия РёР· реестра поименованы РІ части 2 статьи 23 Федерального закона РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° в„– 73-ФЗ, РІ числе которых полная физическая утрата объекта культурного наследия или утрата РёРј историко-культурного значения. Рсключение РёР· реестра объекта культурного наследия осуществляется РЅР° основании акта Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ отношении объекта культурного наследия регионального значения - РїРѕ представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия РЅР° основании заключения государственной историко-культурной экспертизы Рё обращения органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (часть 1 статьи 23 Федерального закона РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° в„–73-ФЗ). РџСЂРё рассмотрении настоящего дела таких обстоятельств установлено РЅРµ было, административный истец РЅР° РЅРёС… РЅРµ ссылался Рё соответствующих исковых требований РЅРµ заявил. Таким образом, РІ судебном заседании установлено, что <...> здания, расположенные РїРѕ адресам: <...>, Р° также <...> РґРѕРјР°, расположенные РїРѕ адресам: <...> являются объектами культурного наследия регионального значения, обладающими историко-архитектурной ценностью, приняты РЅР° государственную охрану РІ соответствии СЃ Законом РСФСРот 15 декабря 1978 РіРѕРґР° «Об охране Рё использовании памятников истории Рё культуры» РЅР° основании оспариваемого решения Рё включены РІ Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РљСЂРѕРјРµ того, РІ соответствии СЃ частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании нормативного правового акта недействующим полностью или РІ части вправе обратиться лица, РІ отношении которых РїСЂР░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ ░°░є░‚, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░»░░░†░°, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░ѓ░±░Љ░µ░є░‚░°░ј░░ ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░№, ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░ј░‹░… ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░‹░ј ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░‹░ј ░°░є░‚░ѕ░ј, ░µ░Ѓ░»░░ ░ѕ░Ѕ░░ ░ї░ѕ░»░°░і░°░Ћ░‚, ░‡░‚░ѕ ░Ќ░‚░░░ј ░°░є░‚░ѕ░ј ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░‹ ░░░»░░ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░░░… ░ї░Ђ░°░І░°, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ░‹ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░‹. ░ ░°░Ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░Џ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░», ░‡░‚░ѕ ░І ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░░ ░ї░µ░Ђ░µ░‡░░░Ѓ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░ј ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ј ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І, ░є░Ђ░ѕ░ј░µ ░Ѕ░µ░¶░░░»░ѕ░і░ѕ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: <...>, ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░№ ░░░Ѓ░‚░µ░† ░є░°░є░░░ј░░-░»░░░±░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°░ј░░ ░Ѕ░µ ░ѕ░±░»░°░ґ░°░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░░░· ░І░‹░ї░░░Ѓ░ѕ░є ░░░· ░•░ґ░░░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░µ░Ѓ░‚░Ђ░° ░Ѕ░µ░ґ░І░░░¶░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░, ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░¤░░░»░░░°░»░ѕ░ј ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░«░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░°░Џ ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░І░°░Џ ░ї░°░»░°░‚░° ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░, ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░° ░░ ░є░°░Ђ░‚░ѕ░і░Ђ░°░„░░░░░» ░ї░ѕ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ (░‚. 2 ░».░ґ. 13-27, 139-157). ░’░ј░µ░Ѓ░‚░µ ░Ѓ ░‚░µ░ј, ░І░‹░ї░░░Ѓ░є░ѕ░№ ░░░· ░•░ґ░░░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░µ░Ѓ░‚░Ђ░° ░Ѕ░µ░ґ░І░░░¶░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░Ѕ░° ░Ѕ░µ░¶░░░»░ѕ░µ ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: ░і<...>, ░ї░Ђ░░░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░і░ѕ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ <...> <...> ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░ї░ѕ░ґ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░° ░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Џ ░ѕ░і░Ђ░°░Ѕ░░░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░°░І ░░ ░ѕ░±░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░№ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░° ░є░ѓ░»░Њ░‚░ѓ░Ђ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░»░µ░ґ░░░Џ (░‚. 2 ░».░ґ. 13-16).
░Ў ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░І░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░І ░Ѓ░ї░░░Ѓ░ѕ░є ░ї░°░ј░Џ░‚░Ѕ░░░є░ѕ░І ░░░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░░░░ ░░ ░є░ѓ░»░Њ░‚░ѓ░Ђ░‹, ░Ѕ░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░°░µ░‚ ░ї░Ђ░°░І ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░›░░░І░Ѕ░‹ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ѕ ░·░Ѕ░°░‡░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░… ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░°░… ░Ѕ░° ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░░░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░░░є░ѕ-░є░ѓ░»░Њ░‚░ѓ░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░░░·░‹ ░ґ░»░Џ ░ѓ░ј░µ░Ѕ░Њ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░і░Ђ░°░Ѕ░░░† ░·░°░‰░░░‚░Ѕ░‹░… ░·░ѕ░Ѕ ░Ѕ░°░·░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░І ░†░µ░»░Џ░… ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░·░µ░ј░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░є░°, ░Ѕ░µ ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░ѕ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░░ ░ї░Ђ░°░І ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░°, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░є ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░і░Ђ░°░Ѕ░░░† ░·░°░‰░░░‚░Ѕ░‹░… ░·░ѕ░Ѕ ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░є░ѓ░»░Њ░‚░ѓ░Ђ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░»░µ░ґ░░░Џ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░‹ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 34.1 ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░ѕ░‚ 25 ░░░Ћ░Ѕ░Џ 2002 ░і░ѕ░ґ░° ░„– 73-░¤░—.
░џ░Ђ░░ ░‚░°░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░… ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѕ░µ ░ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░µ░‚ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░µ░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░›░░░І░Ѕ░‹ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░░ ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ ░І ░░░… ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 175-180, 215 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ░µ░€░░░»:
░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ ░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░›░░░І░Ѕ░‹ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░є ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░ѓ ░Ѕ░°░Ђ░ѕ░ґ░Ѕ░‹░… ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░ѕ░І ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░ј ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░°░»░ѕ░і░ѕ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░° ░Ѕ░°░Ђ░ѕ░ґ░Ѕ░‹░… ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░ѕ░І ░„– 81-7 ░ѕ░‚ 6 ░░░Ћ░»░Џ 1993 ░і░ѕ░ґ░° ░«░ћ ░ј░µ░Ђ░°░… ░ї░ѕ ░ѓ░»░ѓ░‡░€░µ░Ѕ░░░Ћ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹ ░░ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░ї░°░ј░Џ░‚░Ѕ░░░є░ѕ░І ░░░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░░░░ ░░ ░є░ѓ░»░Њ░‚░ѓ░Ђ░‹ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░» ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░І░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░Ѓ░ї░░░Ѓ░ѕ░є ░ї░°░ј░Џ░‚░Ѕ░░░є░ѕ░І ░░░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░░░░ ░░ ░є░ѓ░»░Њ░‚░ѓ░Ђ░‹, ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░µ ░Ѕ░° ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░ѓ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░є░°░‚░µ░і░ѕ░Ђ░░░░, ░·░ґ░°░Ѕ░░░№, ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░°░ј: <...> (░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░‹ 238, 239, 240, 242, 243, 245, 262 ░Ў░ї░░░Ѓ░є░°).
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░Ў░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Ћ ░ї░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░’░µ░Ђ░…░ѕ░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ў░ѓ░ґ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░њ░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░ѕ 27 ░ґ░µ░є░°░±░Ђ░Џ 2017 ░і░ѕ░ґ░°.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░›.░’. ░њ░°░№░ѕ░Ђ░ѕ░І░°