дело № 2-4238/13
Решение
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 05 ноября 2013 г.
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего судьи Капустина О.А.
при секретаре Полуяновой О.В.,
с участием прокурора Шкелевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фотченковой А.В., Осиповой Ю.Г. о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
Заявители обратились в суд с указанным заявлением, в котором просят признать недействующим со дня принятия решение Смоленского городского Совета от 28 декабря 2012 г. № 804 «Об утверждении Положения о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории г. Смоленска». В обоснование заявления приведены ссылки на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции РФ (часть 1 статьи 46, часть 1 статьи 47) и Гражданскому кодексу РФ (статья 11), поскольку позволяет органу местного самоуправления во внесудебном порядке освобождать земельные участки от движимого имущества. В связи с этим нарушаются права заявителей, так как договоры аренды земельных участков, на которых расположены принадлежащие им торговые павильоны, прекращены, а Администрацией г. Смоленска со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт предписано демонтировать данные торговые павильоны.
В судебное заседание заявители их представитель Ильин Н.А. не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.63,65,66). Причина неявки представителя заявителя (участие в ином судебном процессе) признана судом не уважительной. По правилам части 3 статьи 167 и части 2 статьи 252 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель Смоленского городского Совета Бондарева Е.С., возражая относительно удовлетворения заявления, в соответствии с представленными суду письменными возражениями (л.д.51-53) в судебном заседании указала, что оспариваемый нормативный акт, принятый в пределах компетенции органа местного самоуправления, права и свободы граждан не нарушает.
Представители Администрации г. Смоленска Пушкарев И.А. и Горбатюк М.В. в соответствии с представленными суду письменными возражениями (л.д.54-59) сочли заявление необоснованным. Отметили, что оспариваемый нормативный правовой акт, разработанный в целях реализации полномочий органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля, не противоречит действующему законодательству.
Заслушав доводы сторон, заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения заявления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 35 Конституции РФ (части 1 и 3) право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.
Согласно части 4 статьи 7 названного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа (статья 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно статье 60 Земельного кодекса РФ, в случаях самовольного занятия земельного участка, защита права на землю собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечения действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения.
По делу установлено, что решением Смоленского городского Совета от 28 декабря 2012 г. № 804 утверждено Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории г. Смоленска.
Решение Смоленского городского Совета от 28 декабря 2012 г. № 804 опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета – газете «Смоленские городские известия» от 15 января 2013 г. № 1.
Решением Смоленского городского Совета от 01 июля 2013 г. № 907 внесены изменения в решение Смоленского городского Совета от 28 декабря 2012 г. № 804 «Об утверждении Положения о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории г. Смоленска», в частности, слово «снос» в соответствующем числе и падеже заменено словом «демонтаж» в соответствующем числе и падеже.
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Смоленска (далее - Положение), данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для организации благоустройства города Смоленска, организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории города Смоленска, имеет целью не допустить самовольное занятие земельных участков, самовольное строительство, самовольное размещение объектов на территории города Смоленска.
Положение регулирует отношения, связанные с выявлением и освобождением самовольно занятых земельных участков, выявлением и демонтажом самовольных построек, переносом иных объектов на территории города Смоленска (пункт 1.2).
Согласно пунктам 1.3, 1.5 Положения самовольным занятием земельного участка является, в частности, размещение движимого имущества на не предоставленном в установленном порядке земельном участке или на земельном участке, не отведенном для соответствующих целей. При этом под иными объектами понимаются объекты движимого имущества (временные строения, павильоны, киоски, лотки, металлические гаражи, строительные материалы, механизмы, автомашины, топливо и тому подобное), самовольно установленные на земельных участках.
Самовольно занятые земельные участки подлежат освобождению, под которым следует понимать перенос движимого имущества и приведение земельного участка в первоначальное состояние, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 Положения). Освобождение самовольно занятого земельного участка, связанное с переносом объектов движимого имущества, хранение материалов демонтажа и иного имущества производятся организацией, определенной Администрацией города Смоленска, в порядке, установленном Положением (пункт 1.9 Положения). В силу пунктов 2.1-2.2, 3.1-3.3, 3.5 Положения выявление самовольно занятых земельных участков и самовольных построек осуществляется структурным подразделением Администрации города Смоленска, уполномоченным правовым актом Администрации города Смоленска, путем осмотра самовольных построек и самовольно занятых земельных участков. Выявление самовольно занятых земельных участков, самовольных построек оформляется актом, составленным представителями уполномоченного органа, Лицу, осуществившему самовольную постройку, самовольно занявшему земельный участок, выдается предписание о демонтаже самовольной постройки или освобождении самовольно занятого земельного участка, срок исполнения предписания - не более пяти дней. В случае если в течение срока, установленного актом о выявлении, самовольно занятый земельный участок не будет освобожден, уполномоченный орган обращается в комиссию по освобождению самовольно занятых земельных участков, демонтажу самовольных построек и переносу иных объектов на территории города Смоленска с заявлением об освобождении самовольно занятого земельного участка, переносе иных движимых объектов в соответствии с пунктом 1.9 Положения. Комиссия рассматривает поступившее заявление и принимает решение об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже самовольной постройки, переносе иных движимых объектов в соответствии с пунктом 1.9 Положения или об отказе в удовлетворении заявления. На основании решения комиссии об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже самовольной постройки, переносе иных движимых объектов утверждается постановление Администрации города Смоленска об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже самовольной постройки, переносе иных движимых объектов, которое в числе прочего должно содержать сведения о сроке освобождения самовольно занятого земельного участка, демонтажа самовольной постройки, переноса иных движимых объектов, а также о лице, которое будет осуществлять освобождение самовольно занятого земельного участка, демонтаж самовольной постройки, перенос иных движимых объектов, а также вывоз на временное хранение материалов демонтажа и иного имущества. Места и порядок временного хранения материалов демонтажа и иного имущества определяются правовым актом Администрации города Смоленска.
Приведенные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ (части 1 и 2) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Одним из способов защиты права, согласно статье 12 ГК РФ, является самозащита права. Данный способ защиты права может быть признан законным при условии, если способ самозащиты права соразмерен нарушению и не выходит за пределы действий, необходимых для его пресечения (статья 14 ГК РФ).
Анализ оспариваемого нормативного правового акта, позволяет суду придти к выводу, что он не предусматривает право органа местного самоуправления лишать имущества лиц самовольно занявших земельные участки.
Нельзя также согласиться с доводами заявителей о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства о допустимости лишения права собственности на имущество только в судебном порядке.
Так, требования статьи 222 ГК РФ о судебном порядке сноса самовольной постройки на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, не распространяются (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
К тому же, оспариваемый нормативный правовой акт предусматривает не снос, а перенос (демонтаж) самовольных построек и иных объектов (когда правообладатель данных объектов не утрачивает права собственности на них), что действующему законодательству, в том числе статье 35 Конституции Российской Федерации не противоречит. Ограничений на предъявление органом местного самоуправления требований о перемещении либо демонтаже движимого объекта, находящегося на самовольно занимаемом участке, законом также не установлено. Собственник земельного участка, на котором самовольно установлен павильон, вправе самостоятельно демонтировать такое строение во внесудебном порядке, что является самозащитой гражданских прав.
Кроме того, оспариваемое положение не исключает возможности обращения заинтересованных лиц за судебной защитой в случае предполагаемого нарушения их прав и свобод, в том числе посредством предъявления исков (заявлений) об оспаривании постановлений (предписаний) органа местного самоуправления об освобождении самовольно занятого земельного участка.
Таким образом, ссылки заявителей на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции РФ (часть 1 статьи 46, часть 1 статьи 47) и Гражданскому кодексу РФ (статья 11) суд находит несостоятельными.
Суд отмечает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий и предметов ведения органа местного самоуправления и обусловлено необходимостью решения возложенных на него задач, связанных с осуществлением муниципального земельного контроля (статья 72 ЗК РФ), организацией благоустройства территории городского округа (статья 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и решением иных вопросов местного значения в области использования и охраны земель (статья 11 ЗК РФ).
Суд исходит из того, что процессуальная особенность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов заключается в том, что по этим делам, не требуется установления конкретных обстоятельств дела, представления и исследования доказательств (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
Задачей суда по такой категории дел, согласно данным Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 разъяснениям, является проверка следующих обстоятельств: принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом в пределах их полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного, поскольку оспариваемое заявителями решение Смоленского городского Совета от 28 декабря 2012 г. № 804 «Об утверждении Положения о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа самовольных построек и переноса иных объектов на территории г. Смоленска», нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, оснований для признания данного нормативного правового акта недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Фотченковой А.В., Осиповой Ю.Г. в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативного правового акта отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2013 г.
Председательствующий судья О.А. Капустин