Дело № 2-2735/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Павлово 07 сентября 2015 года
Судья Павловского городского суда Нижегородской области Шикин А.В.,
с участием Павловского городского прокурора – помощника Павловского городского прокурора Цикуриной К.А., представителей лица, чье решение обжалуется Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области Савельевой С.Н., Царева Н.Ю., представителя заинтересованного лица НРО ВПП «Единая Россия» Гуськова Д.Н.,
при секретаре Квасовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Городской Думы г.Павлово третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Емельянова В.Н. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 07.08.2015 г. о регистрации кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 Кувшинова В.Н.
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты городской Думы г. Павлово Павловского района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 14 Емельянов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Павлово Нижегородской области от 07.08.2015 г. о регистрации кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 Кувшинова В.Н.
В обоснование заявленного требования Емельянов В.Н. указал, что решением избирательной комиссии муниципального образования город Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области от 07.08.2015 г. Кувшинов В.Н. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Городской Думы г.Павлово. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6-8 ст. 76 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 147-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «а», «е», «ж», «и», «к» или «н» пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
Подпункт «б» пункта 24 ст.38, как и подпункт «а» пункта 25 ст.38 3акона предусматривает несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
В соответствии со ст.25 Федерального Закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» принятие устава..., выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных политической партии, образованных не менее чем в половине Российской Федерации.
Решения.. . о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений партии.
В нарушение установленного Законом порядка, Кувшинов В.Н. в качестве кандидата в депутаты Городской Думы г.Павлово ни съездом партии «Единая Россия», ни его Нижегородским региональным отделением не выдвигался. Тем не менее, избирательная комиссия зарегистрировала его в качестве кандидата на основании протокола съезда местного отделения партии, что недопустимо.
Кроме того, местное отделение партии «Единая Россия» в органах ИФНС не зарегистрировано.
Согласно ч.3 ст. 260 Гражданского процессуального Кодекса РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
В связи с изложенным, на основании ст. 259 Гражданского процессуального Кодекса РФ, просит суд признать незаконным Решение избирательной комиссии муниципального образования город Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области от 07.08.2015 г., которым Кувшинов В.Н. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Городской Думы г.Павлово и отменить данное решение.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены кандидат в депутаты Кувшинов В.Н., Территориальная избирательная комиссия Павловского муниципального района Нижегородской области и Нижегородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Заявитель Емельянов В.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя в судебное заседание не направил, с ходатайством об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не обращался, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Заинтересованное лицо кандидат в депутаты Кувшинов О.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил, с ходатайством об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не обращался, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Согласно требований ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В соответствии с частью 1 статьи 260.1 ГПК РФ, заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, учитывая сокращенные сроки гражданского производства возникающего из публичных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание, заявителя и заинтересованного лица.
Представители заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области Савельева С.Н., Царев Н.Ю. в судебном заседании требования Емельянова В.Н. не признали и пояснили, что считают доводы, приведенные заявителем, необоснованными в силу следующего.
Заявитель игнорирует положение, установленное частью 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», которым прямо предусмотрена возможность выдвижения кандидата в депутаты (списков кандидатов) и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления не только Съездом политической партии или региональным отделением, но и иными структурными подразделениями политической партии: «Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии».
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что «под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом». Таким образом, местное отделение политической партии является иным структурным подразделением политической партии и, в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», не может быть отождествлено с региональным отделением политической партии (высшими руководящими органами которого является общее собрание или конференция) либо политической партией в целом (высшим руководящим органом которого является съезд партии), как это ошибочно делает заявитель.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Частью 2 той же статьи установлено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что «Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии».
Согласно пункту 14.7.14.1. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», утвержденного на I Съезде Партии (с изменениями и дополнениями, внесенными на II Съезде 29.03.2003 г., III Съезде 20.09.2003 г., IV Съезде 24.12.2003 г., V Съезде 27.11.2004 г., VI Съезде 26.11.2005 г., VIII Съезде 01.10.2007 г. (первый этап) и 17.12.2007 г. (второй этап), IX Съезде 14.04.2008 г., X Съезде 20.11.2008 г., XI Съезде 21.11.2009 г., XIII Съезде 26.05.2012 г., XIV Съезде 05.10.2013 г., далее – Устав) «местный политический совет местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления».
Согласно пункту 13.9.10.14. Устава, Президиум регионального политического совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» согласовывает по поручению Регионального политического совета кандидатуры, представленные Местными политическими советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений Партии либо Местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Таким образом, органом, правомочным проводить выдвижение кандидатов в депутаты (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, является местный политический совет местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Утверждения же заявителя о правомерности выдвижения Кандидатом в депутаты Городской Думы г.Павлово Нижегородской области Кувшинова В.Н. только Съездом Всероссийской политической партии «Единая Россия» либо Нижегородским региональным отделением неправомерны и не соответствуют положениям части 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», определяющим порядок выдвижения кандидатов в депутаты (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
В соответствии с протоколом от 09 июля 2015 года № 39-ПП/15, кандидатура Кувшинова В.Н. согласована для выдвижения кандидатом в депутаты Городской Думы МО город Павлово на выборах, назначенных на 13 сентября 2015 года, по избирательному округу № 14.
Таким образом, выдвижение Кувшинова В.Н. кандидатом в депутаты Городской Думы МО город Павлово на выборах, назначенных на 13 сентября 2015 года, по избирательному округу № 14, соответствует положениям Федерального закона от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» и Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия». Решение избирательной комиссии г.Павлово Нижегородской области от 07.08.2015 о регистрации Кувшинова В.Н. кандидатом в депутаты Городской Думы МО город Павлово по избирательному округу № 14 является законным и не подлежит отмене.
Кроме того, заявитель просит признать незаконным решение ТИК от 07.08.2015 г. По факту заявитель обжалует решение ТИК о регистрации кандидата. В соответствии со ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит. Заявителем данный процессуальный срок обжалования решения комиссии пропущен.
С учетом изложенного представители заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области Савельева С.Н. и Царев Н.Ю. просили суд в удовлетворении заявления Емельянова В.Н. отказать.
Представитель заинтересованного лица НРО ВПП «Единая Россия» Гуськов Д.Н. с заявлением Емельянова В.Н. также не согласился и пояснил суду следующее.
В ч.2 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» устанавливается, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Выдвижение тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Городской Думы г. Павлово третьего созыва, произведено решением местного политического совета Павловского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Согласно п. 14.7.14.1. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Местный политический совет выдвигает тайным голосованием по согласованию с региональным политическим советом (п.13.8.9.6.1.) либо Президиумом Регионального политического совета (п.13.9.10.14) кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления (если иной порядок не установлен Уставом). При этом под иным порядком Уставом партии подразумеваются выдвижение Конференцией тайным голосованием списка кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования административного центра соответствующего субъекта Российской Федерации по единому избирательному округу при наличии в этом административном центре нескольких местных отделений Партии «Единая Россия» (п.13.7.7.7.), а также процедура выдвижения тайным голосованием кандидатов Региональным политическим советом на повторных или дополнительных выборах кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования административного центра соответствующего субъекта Российской Федерации при наличии в этом административном центре нескольких местных отделений Партий «Единая Россия» (п.13.8.9.2.).
Соответственно, Уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» предусмотрен орган, уполномоченный наряду с Конференцией (Общим собранием) принимать решение о выдвижении Павловским местным отделением Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. Таким органом определён местный политический совет.
Таким образом, Уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» право выдвижения кандидатов в депутаты органа местного самоуправления от местного отделения партии предоставлено как Конференции (общему собранию), так и его постоянно действующему органу – Местному политическому совету.
Поскольку действующим федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» в качестве такого органа указан местный политический совет, то данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты.
Доводы Емельянова В.Н. об отсутствии у местного политического совета Павловского местного отделения Партии «Единая Россия» полномочий по выдвижению кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований являются ошибочными и опровергаются положениями Федерального закона «О политических партиях» и Уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Местным политическим советом Павловского местного отделения Партии «Единая Россия» при выдвижении кандидатов в депутаты Городской Думы города Павлово третьего созыва требования Федерального закона «О политических партиях» соблюдены в полном объёме, представлены все документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты, согласно ст. 27 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 г. № 108-З, также было представлено уведомление в избирательную комиссию о выдвижении местным политическим советом Павловского местного отделения Партии «Единая Россия».
Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» в качестве такого органа указан местный политический совет, то данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты, а представленная Кувшиновым О.Н. выписка из протокола местного политического совета по выдвижению кандидатов, в том числе по одномандатным округам является документом необходимым для выдвижения в соответствии с п.п. 3 части 5 статьи 27 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
В п.3 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что под региональным отделением политической партии в настоящем законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, требования к обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на местные отделения партии не распространяются.
Согласно п. 14.1. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Местное отделение является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность, как правило, в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 14.2. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Местные отделения создаются, как правило, решением Регионального политического совета Партии, а в иных случаях – по решению Президиума генерального совета Партии.
Требований по обязательному приобретению Местными отделениями прав юридического лица не предусмотрено. Таким образом, регистрация Местных отделений в Министерстве юстиции не требуется.
Согласно заключения Павловского городского прокурора – помощника Павловского городского прокурора Цикуриной К.А., данного в судебном заседании, оснований для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии от 07.08.2015 г. о регистрации кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 Кувшинова Олега Николаевича – не имеется.
Заслушав доводы представителей заинтересованных лиц, а также заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 259 ГПК РФ:
«Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд».
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 147-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В рамках рассматриваемого судом дела кандидатом в депутаты Городской Думы г. Павлово третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Емельяновым В.Н. заявлено требование о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 07.08.2015 г. о регистрации кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 Кувшинова В.Н.. Свое требование заявитель обосновывает тем, что решение о выдвижении указанного лица в качестве кандидата в депутаты было принято неуполномоченным органом – местным политическим советом ВПП «Единая Россия», не зарегистрированным в установленном законом порядке.
Разрешая заявленное Емельяновым В.Н. требование, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 147-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пп. «б» п.24 ст. 38 указанного закона одним из таких нарушений является: «для кандидатов, выдвинутых политической партией, – несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона».
В свою очередь, пункт 2 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что:
«Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий».
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации вопрос о соблюдении требований к порядку выдвижения кандидатов в депутаты подлежит разрешению на основе положений Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», который выступает в качестве специального нормативно-правового акта.
Согласно ст.3 ФЗ «О политических партиях», определяющей понятие и структуру политической партии, политическая партия состоит из региональных отделений. При этом иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Таким образом, возможность выдвижения кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления поставлена федеральным законодательством в зависимость от содержания Устава конкретной политической партии.
В материалах дела имеется Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия», согласно положений п.6.1. которого:
«Структуру Партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии, являющиеся ее структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава».
В соответствии с п. 14.1. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия»:
«Местное отделение является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность, как правило, в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации».
Согласно п. 14.2. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия»:
«Местные отделения создаются, как правило, решением Регионального политического совета Партии, а в иных случаях – по решению Президиума генерального совета Партии».
В материалах дела имеется копия выписки из протокола заседания Регионального политического совета Нижегородского регионального отделения Всероссийской Партии Единство и Отечество – «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 27.05.2002 г. № 1, из которой следует, что Региональным политическим советом было принято решение о создании местных отделений Партии «Единая Россия» на территории органов местного самоуправления Нижегородской области в количестве 27 местных отделений, в т.ч. Павловского местного отделения.
Также из материалов дела следует, что решение о выдвижении Кувшинова В.Н. в качестве кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 было принято 10.07.2015 г. местным политическим советом местного отделения ВПП «Единая Россия». Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела копией выписки из протокола Местного политического совета местного отделения ВПП «Единая Россия» Павловского района Нижегородской области, согласно которой тайным голосованием кандидатами в депутаты Городской Думы муниципального образования г.Павлово Нижегородской области по одномандатным избирательным округам решено выдвинуть кандидатуры согласно прилагаемому перечню.
Анализируя правомочность принятого решения, суд руководствуется следующим.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что:
«Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии».
Согласно п.п. 14.7.1, 14.7.13 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», Местный политический совет является постоянно действующим коллегиальным политическим руководящим органом местного отделения партии, организует в пределах своей территории подготовку и проведение избирательных кампаний, в которых участвует партия и её региональные отделения.
Согласно п. 14.7.14.1 Устава, местный политический совет:
«выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п.13.9.10.14 Устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления (если иной порядок не установлен настоящим Уставом)».
Кроме того, в п.14.8.2 Устава ВПП «Единая Россия» указано, что местный политический совет выдвигает по согласованию с Региональным политическим советом тайным голосованием на повторных и дополнительных выборах кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
Согласно пункту 13.9.10.14. Устава, Президиум регионального политического совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» согласовывает по поручению Регионального политического совета кандидатуры, представленные Местными политическими советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений Партии либо Местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на выборные должности в органах местного самоуправления в соответствии с Уставом политической партии, а Уставом политической партии «Единая Россия в качестве «иного структурного подразделения» предусмотрен местный политический совет местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», суд приходит к выводу о том, что данный орган (т.е. Местный политический совет местного отделения ВПП «Единая Россия» Павловского района Нижегородской области) обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
В соответствии с требованиями Устава в ТИК Павловского района представлено Решение президиума регионального политического совета Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 09.07.2015 г. о согласовании в том числе кандидатуры Кувшинова В.Н., представленной местным политическим советом партии «Единая Россия Павловского муниципального района Нижегородской области для последующего выдвижения местным политическим советом в качестве кандидата в депутаты представительных органов местного самоуправления на выборах, назначенных на 13.09.2015 года.
С учетом изложенного суд полагает, что решение о выдвижении Кувшинова В.Н. в качестве кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 было принято Местным политическим советом местного отделения ВПП «Единая Россия» в соответствии с вышеприведенными положениями Устава ВПП «Единая Россия» и Федерального закона «О политических партиях», а именно с соблюдением установленного вышеуказанными нормами требований о получении согласования со стороны регионального политического совета и проведении голосования по данному вопросу.
Также в обоснование заявленных требований Емельянов В.Н. указал, что местное отделение партии «Единая Россия» в органах ИФНС РФ не зарегистрировано. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о неправомочности данного органа.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»:
«Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц».
Вместе с тем в приведенной норме закона указание на необходимость осуществления государственной регистрации не только региональных, но и местных отделений политической партии отсутствует. Следовательно, требование об обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на местные отделения партии не распространяется.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что деятельность местного отделения ВПП «Единая Россия» без его регистрации противоречит требованиям закона, суд находит несостоятельным.
Иных оснований в пользу удовлетворения заявленных требований Емельяновым В.Н. не приведено, а судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что заявление Емельянова В.Н. удовлетворению не подлежит.
Кроме того, в ходе судебного заседания представители Территориальной избирательной комиссии г.Павлово Нижегородской области указали на пропуск заявителем установленного законом процессуального срока.
Из заявления Емельянова В.Н. следует, что данное заявление подано им в порядке ч.3 ст. 260 ГПК РФ, согласно которой заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано не позднее чем за 8 дней до дня голосования, поэтому процессуальный срок не пропущен. При этом заявитель просит отменить решение о регистрации лица в качестве кандидата по вновь открывшимся обстоятельствам.
Согласно пояснений представителей заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г.Павлово Нижегородской области, данных ими в судебном заседании, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Кувшиновым О.Н. в подтверждение своего выдвижения избирательным объединением были представлены:
– выписка из протокола местного политического совета местного отделения партии «Единая Россия» Павловского района Нижегородской области от 10 июля 2015 года, в соответствии с которым Кувшинов В.Н. был выдвинут кандидатом в депутаты Городской Думы МО город Павлово на выборах, назначенных на 13 сентября 2015 года, по избирательному округу № 14;
– выписка из протокола заседания Президиума Регионального политического Совета Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 09 июля 2015 года №39-ПП/15, в соответствии с которым Региональным политическим Советом были согласованы кандидатуры, представленные Местным политическим советом местного отделения Павловского района для их последующего выдвижения кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления на выборах, назначенных на 13 сентября 2015 года.
Таким образом, на момент принятия решения избирательной комиссии было известно о выдвижении Кувшинова О.Н. в качестве кандидата на основании решения именно Местного политического совета местного отделения ВПП «Единая Россия» Павловского района Нижегородской области, что исключает возможность признания данного обстоятельства в качестве вновь открывшегося. Данное обстоятельство представителями Территориальной избирательной комиссии г.Павлово Нижегородской области не оспорено. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Также суд учитывает, что Устав политической партии «Единая Россия», содержащий сведения о структуре партии и о полномочиях ее органов и структурных подразделений по выдвижению кандидатов для участия в выборах, является документом, к которому имеется свободный доступ, что подтверждается фактом размещения данного документа на сайте партии в сети «Интернет». Сведения о регистрации политической партии и ее региональных отделений в ЕГРЮЛ также являются общедоступными.
С учетом указанного суд приходит к выводу о том, что сведения о выдвижении Кувшинова О.Н. в качестве кандидата в депутаты местным политическим советом политической партии не могут быть признаны обстоятельствами, которые не были и не могли быть известны избирательной комиссии, в силу чего соответствующие обстоятельства не могут рассматриваться как вновь открывшиеся.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 260 ГПК РФ:
«Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит».
Заявителем оспаривается законность решения Территориальной избирательной комиссии г.Павлово Нижегородской области о регистрации кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г.Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 Кувшинова В.Н., принятое 07.08.2015 г. Однако заявление об оспаривании указанного решения избирательной комиссии было подано Емельяновым В.Н. лишь 04.09.2015 г. (что подтверждается отметкой на почтовом конверте), т.е. за пределами установленного ГПК РФ процессуального срока, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Городской Думы г.Павлово третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Емельянова В.Н. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 07.08.2015 г. о регистрации кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 14 Кувшинова В.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд Нижегородской области через Павловский городской суд Нижегородской области, путем подачи апелляционной жалобы, в течение пяти дней с момента его принятия в окончательной форме.
Судья: Шикин А.В.
Мотивированное решение суда составлено 08 сентября 2015 года.
Судья: Шикин А.В.