Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-297/2022 ~ М-125/2022 от 28.01.2022

дело № 2-297/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2022 года                                                                             г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи                                          Сатиной И.П.,

при секретаре                                                                       Разумных О.С.,

с участием прокурора                                                          Садовникова И.А.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинкого межрайонного прокурора к МОУ «Размахнинская СОШ», Администрации муниципального района «Шилкинский район» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в деятельности образовательного учреждения были выявлены нарушения в обозначенной сфере.

По результатам проверки было установлено, что в образовательном учреждении, при входе в здание отсутствуют оборудованные пандус и поручни, а также специализированное место для автомобильных транспортных средств.

С учетом уточненных требований, прокурор просит суд:

    - обязать Администрацию муниципального района «Шилкинский район» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение в МОУ «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» работ по установке при входе в здание учреждения пандуса, оборудованного в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а также выделение специализированного места для автотранспорта маломобильных групп населения;

- обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» в течении шести месяцев с момента финансирования организовать установку при входе в здание учреждения пандуса, оборудованного в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а также выделение специализированного места для автотранспорта маломобильных групп населения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Садовников И.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации муниципального района «Шилкинский район», МОУ «Размахнинская СОШ» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены должным образом.

С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

По смыслу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 181-ФЗ) определены меры, подлежащие выполнению органами публичной власти, организациями независимо от их организационно-правовых форм, в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Согласно положениям статей 2, 15 Закона № 181-ФЗ, под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

В силу статьи 9 Закона № 181-ФЗ, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по реабилитации инвалидов.

Одним из средств конкретизации положений части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту – Закон № 384-ФЗ).

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Из положений п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с требованиями статьи 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона № 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу пункта 6 части 6 статьи 3 Закона № 384-ФЗ, указанный Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно пункту 1.1 Свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, (далее по тексту – Правила), свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

В силу п. 6.1.1 Правил в общественном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли.

На основании п. 5.1.14 Правил у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м.

Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по п.п. 5.1.14 - 5.1.16 Правил.

Согласно п. 5.2.1 Правил, на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) зданий следует выделять не менее 10% машиномест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.

По результатам проведенной прокурорской проверки было установлено, что вход в здание учреждения не оборудован пандусом и поручнями, отсутствуют специализированные места для автотранспорта маломобильных групп населения.

Доводы прокурора подтверждаются актом проверки, ответом на запрос прокурора.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что несоблюдение вышеприведенных требований законодательства является нарушением конституционных прав маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 7, 18, 19, 27, 39 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, отсутствие пандусов, поручней и специализированных парковочных мест для маломобильных групп граждан является нарушением прав несовершеннолетних инвалидов, что влечет за собой нарушение требований абзаца 4 пункта 1 статьи 4, статьи 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которым защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие, а также охрана здоровья несовершеннолетних является целью государственной политики в интересах детей.

Выявленные прокурором нарушения подлежат безусловному устранению, в связи с чем, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем образовательного учреждения является муниципальный район «Шилкинский район».

Таким образом, обязанность по финансированию указанных в иске мероприятий подлежит возложению на администрацию муниципального района «Шилкинский район».

Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

                                                                   Р Е Ш И Л:

Требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Шилкинский район» (ИНН 7527002133, ОГРН 1027500953743) в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение в МОУ «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» работ по установке при входе в здание учреждения пандуса, оборудованного в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а также выделение специализированного места для автотранспорта маломобильных групп населения.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Размахнинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН: 7527006145, ОГРН: 1027500952764) после поступления соответствующего финансирования организовать установку при входе в здание учреждения пандуса, оборудованного в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а также выделение специализированного места для автотранспорта маломобильных групп населения

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2022 года

Судья                                                                                                     И.П. Сатина

2-297/2022 ~ М-125/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шилкинская межрайонная прокуратура
Ответчики
МОУ Размахнинская СОШ
Администрация МР Шилкинский район
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Сатина Ирина Петровна
Дело на странице суда
shilka--cht.sudrf.ru
28.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2022Передача материалов судье
01.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Дело оформлено
11.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее