Дело № 2-305/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Пачелма 23 декабря 2014 года
Пачелмский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Горелова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.Г.,
с участием заместителя прокурора Пачелмского района Никулиной О.В.,
представителя ответчика – директора МОУ СОШ села Татароникольское Пачелмского района Бондарева В.М., действующего на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пачелмского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ села Татароникольское Пачелмского района и Администрации Пачелмского района Пензенской области и Отделу образования Администрации Пачелмского района Пензенской области о возложении обязанности обеспечить ограждение территории школы и финансированию соответствующих мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пачелмского района обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой Пачелмского района проведена проверка соблюдения на территории района законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что на территории Пачелмского района по адресу <адрес>, зарегистрировано и располагается муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Татароникольское Пачелмского района (далее МОУ СОШ). В соответствии с уставом МОУ СОШ, учредителем организации выступает администрация Пачелмского района.
Проведенной прокуратурой района 03.12.2014 года проверкой установлено, что по адресу: <адрес>, расположено здание муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа села Татароникольское Пачелмского района. Осмотром территории образовательного учреждения установлено, что, в нарушение требований действующего законодательства, территория школы огорожена не полностью отсутствует ограждение территории за зданием школы.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что частичное отсутствие ограждения территории МОУ СОШ <адрес> нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, и лиц, находящихся в образовательном учреждении, имеются основания для обращения в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ.
В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Ссылаясь на положения действующего законодательства, просил обязать муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа села Татароникольское Пачелмского <адрес>) оборудовать ограждение территории школы; обязать администрацию Пачелмского района профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании заместитель прокурора Пачелмского района Никулина О.В. доводы искового заявления поддержала в полном объеме, уточнив, что обязанность по оборудованию ограждения территории школы необходимо возложить на ответчиков – МОУ СОШ с. Татароникольское и Отдел образования Администрации Пачелмского района, просила его удовлетворить.
Указала, что ввиду необходимости изыскания материальных средств на выполнение работ по установке ограждения, а также невозможность проведения указанных работ в зимний и весенний периоды, целесообразно установить срок для проведения МОУ СОШ соответствующих работ до 01 сентября 2015 года.
Представитель ответчика – директор МОУ СОШ села Татароникольское Пачелмского района БондаревМ.В., в судебном заседании исковые требования прокурора Пачелмского района к МОУ СОШ с. Татароникольское признал в полном объеме, указав, что территория школы по периметру не огорожена, в связи с отсутствием денежных средств, просил установить срок исполнения работ по установлению ограждения территории школы до 1 сентября 2015 года. Указал, что в настоящее время начальником отдела образования администрации Пачелмского района и и.о. главного бухгалтера отдела образования администрации Пачелмского района в адрес Главы Администрации Пачелмского района и Главы Пачелмского района направлено ходатаство о выделении дополнительных лимитов субсидий на установку пандуса и ремонт ограждения КОСГУ 340 – МОУ СОШ села Татароникольское – 70 000 рублей.
Ответчики - Администрация Пачелмского района и Отдел образования Администрации Пачелмского района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав мнение прокурора, представителя ответчика МОУ СОШ с. Татароникольское, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Статья 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Статья 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в части 1 определяет, что целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, и защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, установлено, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Согласно пункту 1.4 анализируемого нормативного документа, санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Судом установлено, что по адресу <адрес>, расположено здание МОУ СОШ с. Татароникольское Пачелмского района. В нарушение требований действующего законодательства территория образовательного учреждения, огорожена не полностью, отсутствует ограждение территории за зданием школы.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями директора МОУ СОШ Бондарева В.М., справкой заместителя прокурора Никулиной О.В., фотоснимками территории школы.
Согласно Уставу МОУ СОШ с. Татароникольское, утвержденному приказом Отдела образования от 06.09.2011 года № 121 имущество Учреждения образуется из имущества, закрепленного за учреждением Администрацией Пачелмского района на праве оперативного управления.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется Отделом образования администрации Пачелмского района в соответствии с муниципальным заданием (п. 4.17 Устава МОУ СОШ).
Администрация Пачелмского района Пензенской области определяет порядок составления и утверждения финансового-хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министертвом финансов Российсикой Федерации (п. 5.1 Устава МОУ СОШ).
Согласно Положению отдела образования Администрации Пачелмского района Пензенской области (далее - Положение), утвержденному решением Собрания представителей Пачелмского района Пензенской области от 31.10.2014 года № 7-45/3 Отдел образования администрации Пачелмского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Пачелмского района, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органами местного самоуправления федеральными законами Российской Федерации и законами Пензенской области в сфере образования.
Функции и полномочия учредителя Отдела образования администрации Пачелмского района осуществляет администрация Пачелмского района Пензенской области.
В силу положений п. 4.7 Положения Отдел образования обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, п. 4.9 осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета Пачелмского района Пензенской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу п. 4.14 Положений Отдел образования осуществляет контроль за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях.
Отсутствие ограждения за зданием МОУ СОШ с. Татароникольское влечет за собой нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, и лиц, находящихся в образовательном учреждении, таким образом, суд считает требование прокурора к МОУ СОШ с. Татароникольское и Отделу образования Администрации пачелмского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать ограждение территории школы законным, обоснованным и, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Согласно Уставу Пачелмского района (в редакции решения Собрания представителей Пачелмского района Пензенской области от 29.08.2014 года № 3-43/3) в структуру органов местного самоуправления Пачелмского района Пензенской области входит Администрация Пачелмского района Пензенской области.
В силу положений ст. 21 Администрация Пачелмского района - это исполнительно-распорядительный орган Пачелмского района Пензенской области, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Пачелмского района Пензенской области федеральными законами и законами Пензенской области.
Согласно п.п. 10,11 ст. 21 Устава администрация Пачелмского района осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Пачелмского района в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством; ) обеспечивает составление проекта бюджета Пачелмского района, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Собрания представителей, обеспечивает исполнение бюджета Пачелмского района и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета Пачелмского района на утверждение Собрания представителей, обеспечивает управление муниципальным долгом;
Учитывая приведенные положения, исковые требования прокурора к Администрации Пачелмского района о возложении обязанности профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных недостатков (провести работы по оборудованию ограждения школы) является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Пачелмского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средняя образовательная школа села Татароникольское Пачелмского района, отделу образования Администрации Пачелмского района Пензенской области и Администрации Пачелмского района Пензенской области о возложении обязанности обеспечить ограждение территории школы и финансированию соответствующих мероприятий – удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа села Татароникольское Пачелмского <адрес>) и отдел образования Администрации Пачелмского района Пензенской области оборудовать ограждение территории школы, в срок до 01 сентября 2015 года.
Обязать Администрацию Пачелмского района профинансировать мероприятия по оборудованию ограждения территории муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа села Татароникольское Пачелмского района в срок до 1 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Горелова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2014 года.