63RS0№-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кулачкиной В.А.,
с участием прокурора Козьминой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Елизаровой Е.А. к Министерству энергетики и ЖКХ <адрес> о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Елизарова Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указала, что приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она уволена с государственной гражданской службы <адрес> в связи с сокращением должности.
Данное увольнение она считает незаконным, поскольку, ответчик не предложил ей все имеющиеся вакантные должности. Кроме того, её должностные обязанности, в настоящее время исполняют другие специалисты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным и отменить приказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении трудового договора и восстановить её на работе в прежней должности.
В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по вышеуказанным основаниям. На вопрос о том, трудоустроена ли истица в настоящее время, утвердительно пояснил, что она не трудоустроена по новому месту работы, в связи с чем, требует восстановить её на работе в прежней должности.
Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные истицей требования, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ст.81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в частности, в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ст.179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
В соответствии со ст.180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей ст.81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
Из материалов дела следует, что Елизарова Е.А. в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № принята на государственную гражданскую службу <адрес> в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на должность консультанта управления капитального ремонта и реформирования ЖКХ департамента топливно-энергетического комплекса и развития коммунальной инфраструктуры.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истица переведена на должность консультанта управления жилищного фонда и благоустройства департамента экономики и планирования инвестиций.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № она переведена на должность главного консультанта (главная должность гражданской службы <адрес> категории «специалисты») управления жилищного фонда и благоустройства департамента экономики и планирования инвестиций.
Материалами дела подтверждается, что приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено новое штатное расписание.
Согласно новому штатному расписанию из управления жилищного фонда и благоустройства департамента экономики и планирования инвестиций выводилась должность главного консультанта.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ указанная должность в министерстве отсутствует.
Материалами дела также подтверждается, что кроме того, выводилась должность главного специалиста управления жилищного фонда и благоустройства департамента экономики и планирования инвестиций и вводилось 2 единицы должности консультанта управления жилищного фонда и благоустройства департамента экономики и планирования инвестиций. При этом должностные обязанности перераспределены в указанном управлении.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Елизаровой Е.А. сообщено, что занимаемая ею должность главного консультанта управления жилищного фонда и благоустройства департамента экономики и планирования инвестиций сокращается, а также то, что в течение двух месяцев со дня получения данного уведомления ей будет предложена должность в соответствии с квалификацией.
Материалами дела подтверждается, что с указанным уведомлением истица ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Установлено, что Министерство энергетики и ЖКХ обратилось в органы исполнительной власти <адрес> с письмом от ДД.ММ.ГГГГ №МЭЖКХ-15/891 с просьбой сообщить об имеющихся вакантных должностях гражданской службы в указанных органах власти.
Установлено также, что в ответ на указанное обращение поступило письмо Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №МИО-12-04/891 о наличии вакантной должности ведущего специалиста управления корпоративного сопровождения организаций финансово-экономического департамента министерства имущественных отношений <адрес>. Сведений о наличии вакансий от иных органов исполнительной власти <адрес>, не поступало.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МЭЖКХ-15/1576 истице предложена должность ведущего специалиста управления жилищного фонда и благоустройства департамента экономики и планирования инвестиций министерства.
Также ей сообщено о наличии вакантной должности ведущего специалиста управления корпоративного сопровождения организаций финансово-экономического департамента министерства имущественных отношений <адрес> с приложением должностных обязанностей по данной должности.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица ознакомлена под роспись с предложением от ДД.ММ.ГГГГ №МЭЖКХ-15/1576, от предложенной в министерстве должности отказалась, от направления анкеты в министерство имущественных отношений <адрес> для рассмотрения возможности замещения вакантной должности министерства имущественных отношений <адрес> также отказалась.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Елизарова Е.А. освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
В трудовую книжку внесена соответствующая запись и выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Установлено, что на момент увольнения истицы, в структуре Министерства энергетики и ЖКХ <адрес> имелась вакантная должность консультанта управления жилищного фонда и благоустройства, однако она истице не предложена.
Установлено также, что вакантная должность консультанта управления жилищного фонда и благоустройства департамента управления экономики и планирования инвестиций относится к ведущей должности гражданской службы категории «специалисты» и к ней установлены требования по специализации: Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура, строительство, экономика, менеджмент.
Судом установлено, что Елизарова Е.А. имеет высшее профессиональное образование по квалификации инженер и специализации «Промышленная теплоэнергетика». Ранее занимаемая ею должность главного консультанта управления жилищного фонда и благоустройства относится к категории «специалисты» старшей группы должностей.
Таким образом, при наличии высшего профессионального образования, квалификации, опыта работы истица могла претендовать на вакантную должность консультанта управления жилищного фонда и благоустройства. Данные обстоятельства подтверждаются идентичными функциональными обязанностями по должностным регламентам ранее занимаемой истицей должности и вакантной должности.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, стороной ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данном случае в соответствии с действующим законодательством ответчик был обязан предложить указанную вакантную должность истице, однако указанную обязанность не исполнил.
С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что заявленные истицей требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 212 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Елизаровой Е.А. – удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении Елизаровой Е.А..
Восстановить Елизарову Е.А. на работе в Министерстве энергетики и ЖКХ <адрес> в прежней должности.
Решение суда в части восстановления Елизаровой Е.А. на работе обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья