№ 2-781/2016 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года п. Переволоцкий
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,
с участием: представителя истца Никифорова М. А.,
представителя третьего лица администрации Переволоцкого района Кавериной А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова О. В. к администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании нуждающимся в жилом помещении,
установил:
Борисов О.В. обратился в суд с указанным иском к администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, указав, что постановлением № администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий» его семья в составе 2 человек снята с учета в связи с обеспеченностью учетной нормы общей площади жилого помещения, в соответствии с законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и на основании письма Министерства социального развития Оренбургской области от 11.04.2016 г. № 3535/09. Данное постановление противоречит ч.3 ст. 9 закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ ввиду отсутствия основания снятия с учета, предусмотренного ч.1 данной статьи. Он предполагает, что он снят с учета ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В письме Министерства социального развития Оренбургской области от 11.04.2016 г. № 3535/09 указано, что если после продажи жилого помещения его семья сохраняет право проживания в нем, то площадь жилого помещения должна учитываться при расчете обеспеченности жильем. Этот вывод противоречит положениям ч.1 ст. 4 закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ, поскольку жилое помещение, находящееся в пользовании его семьи, не может быть предметом социального найма, принадлежит на праве частной собственности Ч, истец с женой не являются членами его семьи. На основании указанного постановления ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нарушены его права? предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Просит признать незаконным постановление № администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий», отменить его и поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях его семью в составе 2 человек.
Истец Борисов О.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
Представитель ответчика глава администрации Кичкасского сельсовета Калашников С.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по исковым требованиям не имеет.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области просил рассмотреть дело без их участия,
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Никифоров М.А. иск поддержал. Просил требования удовлетворить по указанным основаниям
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области Каверина А.В. просила в иске отказать. Пояснила, что после проверки Министерства социального развития Оренбургской области истец был снят с учета нуждающихся в жилом помещении, что является правомерным. Поскольку обеспеченность общей площадью каждого из проживающих в доме, больше учетной нормы площади жилья по МО Кичкасский сельсовет.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области предоставил суду письменное возражение, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что истец Борисов О.В. и Б после продажи ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения Ч зарегистрированы и в соответствии с п.4 договора сохраняют право проживания в данном жилом помещении, где проживают 4 человека, обеспеченность общей площадью на одного человека: 66,4:4= 16,6 кв.м., что больше учетной нормы площади жилья, в связи с чем истец был принят на учет с нарушением жилищного законодательства, не имеет права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Свидетель Ч в судебном заседании показал, что является братом жены Борисова О.В. В ДД.ММ.ГГГГ он купил у Борисова О.В. жилой дом по адресу: <адрес>, в связи с выездом семьи Борисовых в <адрес>. В доме проживает со своей матерью Ч, они держат подсобное хозяйство– ... Борисов с женой периодически, примерно один раз в два месяца, приезжают из <адрес>, живут в доме около недели, у них отдельная комната, питаются отдельно, общее хозяйство с Борисовыми они не ведут, Борисовы не являются членами их семьи. Борисов О.В. пользуется домом по договору найма жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги, платит ему арендную плату, которая составляет ... рублей в месяц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п. п. 3 - 12, 14 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных вышеуказанным Постановлением правительства Российской Федерации, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно подпункту "а" пункта 17 вышеуказанных Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
На основании подпункта "в" пункта 18 данных Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Согласно вышеуказанным нормам необходимым условием для получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, является признание лица в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Борисов О.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС согласно удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии ... № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному администрацией Оренбургской области.
Как следует из постановления № администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Борисов О.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ ч.2,3 закона Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», на основании поданного заявления.
Как следует из постановления № администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» семья Борисова О.В. в составе 2 человек снята с учета в связи с выявлением в собственности жилого дома, соответствующего учетной норме, на основании постановления администрации Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. по иску Б к Борисову О.В. о признании недействительным договора дарения дома с земельным участком и применении последствий недействительности сделки договор от ДД.ММ.ГГГГ. дарения Борисову О.В. жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, признан недействительным.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. прекращение права собственности Борисова О.В. на указанное недвижимое имущество
Как следует из постановления № администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Борисов О.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ ч.2,3 закона Оренбургской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», на основании поданного заявления.
Постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № Борисов О.В. включен в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы
Как следует из постановления № администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» семья Борисова О.В. в составе 2 человек снята с учета в связи с обеспеченностью учетной нормы общей площади жилого помещения, в соответствии с законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и на основании письма Министерства социального развития Оренбургской области от 11.04.2016 г. № 3535/09.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Борисов О.В. продал Ч жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>. Пунктом 4 договора определено, сохраняют право проживания продавец, Б, покупатель, Ч Договор зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из Единого Государственно Реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним от ДД.ММ.ГГГГ. Борисов О.В. и Б в собственности жилых помещений не имеют.
Согласно справке администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Борисов О.В. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, в составе семьи: жена – Б В доме зарегистрированы Ч собственник, Ч, проживание совместное.
Согласно договорам найма жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ Ч предоставляет Борисову О.В. в распоряжение жилплощадь по адресу: <адрес> сроком на 1 год. Арендатор обязуется ежемесячно оплачивать коммунальные услуги, освободить квартиру по первому требованию. Вносить арендную плату, которая составляет ... рублей в месяц.
В силу требований ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из исследованных в судебном заседании доказательств суд делает вывод, что собственник указанного жилого дома Ч и его мать Ч являются членами одной семьи. Супруги Борисов О.В., Б членами семьи собственника дома не являются, право пользования жилым помещением у них возникло на основании договора найма.
Истец не имеет права пользования каким-либо иным жилым помещением ни как наниматель или член семьи нанимателя, ни как собственник или член семьи собственника жилого помещения.
Судом установлено, что Борисов О.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения.
Судом не установлено действий истца, которые следует рассматривать, как совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, Борисов О.В. должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
Условием снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно пункту 2 части 1 названной статьи является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма
Борисов О.В. был снят с учета в связи с обеспеченностью учетной нормы общей площади жилого помещения.
Из письма Министерства социального развития Оренбургской области от 11.04.16, послужившего основанием для снятия с учета, следует, что обеспеченность Борисова О.В. общей площадью жилого помещения составляет 66.4:4=16,6 кв.м., при учетной норме общей площади жилого помещения на одного человека по муниципальному образованию Кичкасский сельсовет 11 кв.м. В связи с чем Борисов О.В. не имеет права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и был принят на учет в нарушение жилищного законодательства.
Однако в силу фактических обстоятельств, установленных по делу, поскольку Борисов О.В. и Б не относятся к членам семьи собственника жилого помещения Чихирникова, к истцу не могут быть применены положения п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ об учетной норме жилого помещения.
Поэтому суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части признания незаконным оспариваемого постановления администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет.
Согласно ст. ст. 3, 5, 9 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными главой муниципального образования.
Учитывая, что нормами действующего законодательства предусмотрено право администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на отмену вынесенного ей решения, суд полагает возможным устранение допущенного нарушения прав истца путем признания незаконным постановления администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий» для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод истца.
В то же время требование истца поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях его семью в составе 2 человек не подлежит удовлетворению в силу того, что предоставление жилого помещения в собственность бесплатно является прерогативой уполномоченного органа, вопрос о предоставлении конкретного жилого помещения Борисову О.В. ответчиком не рассматривался. Последствием отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета является восстановление прежнего статуса Борисова О.В. как лица, состоящего на учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, со дня его постановки на учет.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Борисова О. В. к администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого районао признании нуждающимся в жилом помещении удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования Кичкасский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий». В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме
Судья Е.И.Расчупко
Мотивированное решение изготовлено 31.10.16.
Судья: Е.И. Расчупко