Дело № 2-1293/2018
УИД № 24RS0054-01-2018-001282-98
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2018 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.
при секретаре Пацира М.В.
с участием истца Кнутикова Ю.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кнутикова Юрия Васильевича к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Ужурский многопрофильный техникум» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Кнутиков Ю.В. обратился в суд с иском к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Ужурский многопрофильный техникум» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования с учетом уточнения следующим. Он работает в КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум» в должности сторожа с 20 августа 2015 года и продолжает работать по настоящее время. Размер его заработной платы с 20 августа 2015 года по 31 мая 2018 года включал в себя районный коэффициент 30 % и северный коэффициент 30 %, процентную надбавку за работу в сельской местности. Включение компенсационных выплат (районного, северного коэффициентов) и процентную надбавку за работу в сельской местности в размер его заработной платы общая сумма которой не превышает минимальный размер оплаты труда нарушает его трудовые права. Установление повышенной оплаты труда, а именно районных, северных коэффициентов и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. Таким образом, данный вид выплаты не связан с количеством и качеством выполняемого труда. Считает, что данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средство доведения размера всей его зарплаты до МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии. Заработная плата работников организаций, расположенных в «северных» районах, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный и северный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях». Таким образом, размер его вознаграждения за труд, несмотря на прямой запрет на дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ), снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, поскольку работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает все полагающиеся ему компенсационные выплаты в равный МРОТ размер вознаграждения за труд. Истец Кнутиков Ю.В. просит взыскать с ответчика КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля 2017 года по июнь 2018 года в размере 39501 рубль 20 копеек.
Истец Кнутиков Ю.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве представитель КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум» Никитин А.В. исковые требования Кнутикова Ю.В. не признал, указал, что требования истца Кнутикова Ю.В. основаны на неправильном толковании закона. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата истца составляла не только его оклад, но и компенсационные и стимулирующие выплаты. Истцу Кнутикову Ю.В. выплата заработной платы производилась в соответствии с нормами трудового законодательства и судебной практикой, сложившейся в предыдущие годы, когда в понятие МРОТ включаются компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях. Кроме того, постановление Конституционного Суда РФ принято в декабре 2017 года, а истец просит выплату с июля 2017 года. Просил отказать в удовлетворении заявленных Кнутикову Ю.В. требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Ачинский филиал краевого государственного специализированного бюджетного учреждения по ведению бухгалтерского учета «Территориальная централизованная бухгалтерия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
Заслушав истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из вышеприведенных норм следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований статей 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлен запрет повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Минимальный размер оплаты труда означает тот минимум денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей, с 01 января 2018 года в сумме 9489 рублей, с 01 мая 2018 года в сумме 11 163 рубля.
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года (согласно заявленным требованиям) с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 12480 рублей исходя из расчета: 7800 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 2340 рублей (районный коэффициент 1,3) + 2340 рублей (надбавка за непрерывный стаж работы 30 %); размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.01.2018 года по 30.04.2018 года (согласно заявленным требованиям) с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 15182 рублей 40 копеек исходя из расчета: 9489 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 2846,70 рублей (районный коэффициент 1,3) + 2846,70 рублей (надбавка за непрерывный стаж работы 30 %), размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.05.2018 года по 30.06.2018 года (согласно заявленным требованиям) с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 17860 рублей 80 копеек исходя из расчета: 11163 рубля (минимальный размер оплаты труда) + 3348 рублей 90 копеек (районный коэффициент 1,3) + 3348 рублей 90 копеек (надбавка за непрерывный стаж работы 30 %).
Судом установлено, что Кнутиков Ю.В. работает в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Ужурский многопрофильный техникум» сторожем с 20 августа 2015 года, что подтверждается трудовым договором и приказом о приеме на работу.
Согласно лицевому счету с июля 2017 года по июнь 2018 года ежемесячная заработная плата Кнутикова Ю.В. составила ниже установленного минимального размера оплаты труда с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края.
Таким образом, сумма не начисленной и не выплаченной заработной платы Кнутикова Ю.В. с июля 2017 года по июнь 2018 года составила 39501 рубль 20 копеек, а именно: в июле 2017 года - 1888 рублей, в августе 2017 года - 1888 рублей, в сентябре 2017 года - 1888 рублей, в октябре 2017 года - 1888 рублей, в ноябре 2017 года - 1888 рублей, в январе 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, в феврале 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, в марте 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, в апреле 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, в мае 2018 года - 6697 рублей 80 копеек, в июне 2018 года - 6697 рублей 80 копеек.
Расчет не начисленной и не выплаченной заработной платы Кнутикова Ю.В. представлен представителем ответчика, истец с ним согласен.
Доводы представителя ответчика о том, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда, не может считаться нарушенным, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями составляет не менее МРОТ, а правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 года № 38-п, не может применяться к правоотношениям, возникшим до 07.12.2017 года, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Учитывая, что начисление заработной платы Кнутикову Ю.В.производилось КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум» неправомерно в части начисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Красноярского края должны быть начислены на заработную плату, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда, исковые требования Кнутикова Ю.В. являются законными и подлежат удовлетворению, в пользу Кнутикова Ю.В.следует взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату с июля 2017 года по июнь 2018 года в общей сумме 39501 рубль 20 копеек.
В силу ст. 103 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 БК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Ужурский район Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 1385рублей 04 копейки (39501 рубль 20 копеек - 20000) х 3 % + 800).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кнутикова Юрия Васильевича удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ужурский многопрофильный техникум» в пользу Кнутикова Юрия Васильевича сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы с июля 2017 года по июнь 2018 года в размере 39501 (тридцать девять тысяч пятьсот один) рубль 20 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ужурский многопрофильный техникум» в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края государственную пошлину в размере 1385рублей 04 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Решение в окончательной форме составлено и подписано 15 сентября 2018 года
Председательствующий Ю.Н. Моховикова