Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-509/2019 ~ М-455/2019 от 20.08.2019

Дело № 2-509/2019

Решение

именем Российской Федерации

01 октября 2019 года                                                                                   п.Волот

Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кулёвой Н.В.

при секретаре Тереховой Н.Н.,

с участием представителя истца - прокурора Волотовского района Новгородской области Кокоева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-509/2019 по исковому заявлению прокурора Волотовского района Новгородской области к индивидуальному предпринимателю Тимофееву Ю,В, об обязании организовать проведение специальной оценки условий труда рабочих мест,

установил:

Прокурор Волотовского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда в деятельности индивидуального предпринимателя Тимофеева Ю.В., в ходе которой установлено, что численность его работников составляет 4 человека. Аттестация рабочих мест завершена 15 июня 2013 года, в связи с чем оценка условий труда должна быть завершена по истечению 5 лет, а именно не позднее 16 июня 2018 года. Однако, в нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена. Невыполнение работодателем мероприятий по организации специальной оценки условий труда влечет нарушение прав работников по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среда и трудового процесса и оценке уровня их воздействия. Просит обязать ИП Тимофеева Ю.В. в срок до 31 декабря 2019 года организовать проведение специальной оценки условий труда работников.

В судебном заседании представитель истца - прокурор Волотовского района Кокоев А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик ИП Тимофеев Ю.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещён, просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями согласен.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнение иных обязанностей, предусмотренных в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, возлагаются на работодателя (ст. 21, 212 ТК РФ).

В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ определено, что по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении (ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ).

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

      Из материалов дела усматривается, что в нарушение требований законодательства об охране труда индивидуальным предпринимателем Тимофеевым Ю.В. не проведена повторная специальная оценка условий труда в течение пяти лет после утверждения отчета о ее проведении в 2013 году, чем нарушены права на безопасные места условия труда как работников, осуществляющих трудовую деятельность в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с учреждением в трудовые отношения.

Данный факт подтвержден отчетом о проведении аттестации рабочих мест (л.д. 11), штатным расписанием ИП Тимофеева Ю.В. от 01 января 2019 года (л.д. 9) и списком работников (л.д. 10).

Таким образом, факт нарушения трудового законодательства в судебном заседании установлен.

При таких обстоятельствах суд считает, что индивидуальным предпринимателем Тимофеевым Ю.В. допущено незаконное бездействие по непринятию мер к соблюдению требований трудового законодательства, поскольку не проведение специальной оценки условий труда работников влечет нарушение прав работников по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия.

Таким образом, суд, учитывая вышеизложенное, считает, что индивидуальным предпринимателем Тимофеевым Ю.В. допущены нарушения норм действующего трудового законодательства по проведению специальной оценки условий труда, что является нарушением законных прав и интересов работников данного предприятия, работающих в настоящее время, так и работников, которые будут приняты на работу в дальнейшем, полагает, что исковое заявление прокурора Волтовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении индивидуального предпринимателя провести специальную оценку условий труда обосновано и подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию сторон, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает возможным установить испрашиваемый истцом срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобождён от уплаты от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 руб. (согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с ответчика Тимофеева Ю.В.

Руководствуясь ст. 11, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Волотовского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Тимофеева Ю,В, в срок до 31 декабря 2019 года организовать проведение специальной оценки условий труда работников индивидуального предпринимателя Тимофеева Ю.В.

Взыскать с Тимофеева Ю,В, в бюджет Волотовского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий                                                   Н.В. Кулёва

2-509/2019 ~ М-455/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Волотовского района
Ответчики
Индивидуальный предприниматель Тимофеев Юрий Васильевич
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Кулева Наталья Владимировна
Дело на странице суда
solecky--nvg.sudrf.ru
20.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2019Передача материалов судье
21.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2019Судебное заседание
01.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее