Судья Анищенко Т.В.
Дело № 7-162/2021 / 21-42/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев 20 января 2021 г. в г. Перми жалобу защитника Долгих Валерия Николаевича - Касиловой Наталии Владимировны на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми от 5 октября 2020 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 25 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Долгих Валерия Николаевича,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми от 5 октября 2020 г. директор Некоммерческого партнерства "Новое поколение" (далее по тексту – НП "Новое поколение") Долгих В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 25 ноября 2020 г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника Касиловой Н.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Долгих В.Н. – Касилова Н.В., просит об отмене постановления должностного лица административного органа от 5 октября 2020 г. и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Полагает, что административным органом неверно определен субъектный состав вменяемого административного правонарушения. Считает, что именно должностное лицо в виде кассира, либо бухгалтера совершают факты хозяйственной деятельности.
Также указывает, что в силу частью 6 статьи 4 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В судебном заседании в краевом суде Долгих В.Н., защитник Касилова Н.В., извещенные надлежаще, участия не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. нерезидентами являются иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
На основании статьи 25 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18 января 2019 г. НП "Новое поколение" согласно платежной ведомости № 2 выплатило работникам физическим лицам – нерезидентам К. и Х. (гражданинам Республики Узбекистан) заработную плату за январь 2019 г. путем выдачи 18 января 2019 г. из кассы юридического лица наличных денежных средств в сумме 6141,00 руб. и 4568,00 руб. соответственно, что подтверждается подписями работников в платежной ведомости № 2 от 18 января 2019 г., что является нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора НП "Новое поколение" Долгих В.Н. протокола об административном правонарушении и привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Судья районного суда, отказывая в удовлетворении жалобы защитника Касиловой Н.В., исходил из доказанности наличия события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт вменяемого Долгих В.Н. административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2020 г., трудовыми договорами, актом проверки соблюдения валютного законодательства от 4 сентября 2020 г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, в том числе время и место совершения административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Долгих В.Н. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку Федеральным законом № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. предусмотрено, что отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей является валютной операцией, а также предписаны обязательные требования к осуществлению валютных операций, а именно: расчеты между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, поскольку данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами, указанных в статье 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г., но указанные требования НП "Новое поколение" выполнены не были.
Заявителем жалобы обстоятельства нарушения требований валютного законодательства, в жалобе не оспариваются.
Довод жалобы защитника о том, что директор НП "Новое поколение" Долгих В.Н. является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, являются необоснованными.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае руководство деятельностью НП "Новое поколение" осуществляет единоличный орган – директор Долгих В.Н., который без доверенности действует от имени партнерства, в том числе заключает трудовые договоры, а также осуществляет контроль за надлежащим исполнением своих должностных обязанностей другими должностными лицами, в частности кассиром и главным бухгалтером.
Директором НП "Новое поколение" Долгих В.Н. не были приняты достаточные и исчерпывающие меры контроля при осуществлении деятельности юридического лица по выплате заработной платы и соблюдении валютного законодательства.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела указывают на то, что директор НП "Новое поколение" Долгих В.Н. знал о выплате работнику – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, однако не принял мер для недопущения либо своевременного устранения нарушения валютного законодательства.
Судьей краевого суда не усматривается основания для освобождения директора НП "Новое поколение" Долгих В.Н., как должностного лица от административной ответственности.
При таких обстоятельствах должностное лицо – директор НП "Новое поколение" Долгих В.Н. правомерно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Долгих В.Н. в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Долгих В.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Долгих В.Н. допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми от 5 октября 2020 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 25 ноября 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника Долгих Валерия Николаевича - Касиловой Наталии Владимировны - без удовлетворения.
Судья: подпись.