№ 2-140/2022
УИД 75RS0029-01-2022-000167-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 г. г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе:
председательствующего, судьи Помулевой Н.А.
при секретаре Ермишкине Д.С.
с участием помощника прокурора Нерчинского района Батоцыреновой Б.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-140/2022 по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ДАП к ГУЗ «Нерчинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании обеспечения лекарственными средствами,
у с т а н о в и л :
Прокурор Нерчинского района, действуя в интересах ДАП, обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указывала, что при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства о здравоохранении в части обеспечения граждан лекарственными средствами для лечения имеющихся у них заболеваний установлено следующее. Ответственность за организацию бесплатного лекарственного обеспечения граждан возлагается на руководителей учреждений здравоохранения Забайкальского края. Обеспечение граждан, состоящих на учете в ГУЗ «Нерчинская центральная районная больница» лекарственными препаратами производится через свою аптеку. Установлено, что ДАП имеет заболевание «Сахарный диабет 2 тип», с 2015 года состоит на соответствующем учете в ГУЗ «Нерчинская ЦРБ». Согласно сведений медицинской карты амбулаторного больного ГУЗ «Нерчинская ЦРБ», для амбулаторного лечения ДАП по жизненным показаниям необходимы лекарственные средства «Метформин 850 мг». Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет (код по МКБ-10: Е10-Е14) включен в перечень социально значимых заболеваний. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний относится и сахарный диабет. Вместе с тем, до настоящего времени ДАП лекарственными средствами, предназначенными для лечения, имеющегося у него заболевания, не обеспечен. ДАП обратился в прокуратуру района за защитой своих прав и законных интересов в сфере охраны здоровья, следовательно, прокурор вправе защищать права и интересы гражданина в целях их восстановления.
Прокурор просил возложить на ГУЗ «Нерчинская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячно в течение 2022 года обеспечение ДАП, *** рождения, лекарственным препаратом -- в соответствии с медицинскими показаниями, а так же средствами диагностики диабета. Решение просили обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Батоцыренова Б.Б. уточнила заявленные требования и просила обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2022 финансовый год организовать обеспечение ДАП лекарственными средствами с учетом рецепта для лечения сахарного диабета, средствами диагностики диабета; обязать ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» ежемесячно в течение 2022 года выписывать ДАП рецепты на лекарственные средства для лечения сахарного диабета, средства диагностики диабета в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями.
Заявление, подписанное заместителем прокурора Б.М. Дашинимаевым приобщено к материалам дела.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом (л.д. 38).
Представитель ответчика ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» по доверенности Пинаева Л.В. в судебное заседание не явилась, представив отзыв на исковое заявление прокурора? в котором пояснила следующее. Полномочия ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» в сфере обеспечения граждан бесплатными лекарственными средствами сводятся к своевременному составлению и подаче заявки на лекарственное обеспечение пациентов, состоящих на диспансерном учете с заболеванием «Сахарный диабет», получающих лекарственные препараты в рамках региональной льготы на 2022 год в Министерство здравоохранения Забайкальского края. Такая заявка ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» была направлена в Министерство в ноябре 2021 года, тем самым свою обязанность в данной сфере ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» выполнила.
Судом в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц – участников процесса, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к нижеследующему.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323).
В соответствие с пунктом 2 статьи 9 Закона № 323, органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона № 323, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Частями 1 и 2 статьи 19 Закона № 323 определено, что к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.
Указанный принцип в соответствии со статьей 8 Закона № 323 обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 5 статьи 10 Закона № 323 определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 29 Закона № 323 определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями частей 1 и 2 статьи 37 Закона № 323 установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Закона № 323, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Из положений статьи 81 Закона № 323 следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 43 Закона № 323, перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет (код по МКБ-10: Е 10-Е 14) включен в Перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт (100 грамм в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Согласно пункта 14 части 1 статьи 16 Закона № 323, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Во исполнение указанных положений Закона № 323 и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-33K «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее по тексту - Закон № 433-33K).
В силу статьи 2 Закона № 433-33K, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 5 Закона № 433-33K, установленные данным законом меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.
К полномочиям Министерства, в том числе, отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом
Согласно пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан - при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Диагностированное у ДАП заболевание относится к социально значимым, право истца на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323, Законом № 433- ЗЗК, в связи с чем, истец вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.
В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в текущем году истец фактически не обеспечивался необходимыми лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности организовать ежемесячное обеспечение истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения диабета.
К обязанностям Министерства пунктом 3 Положения о порядке организации работы Министерства здравоохранения Забайкальского края по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства от 18.12.2019 № 37-П, в том числе отнесены:
-определение финансовой квоты в разрезе программ ОНЛП, PJIO, программе обеспечения больных «орфанными» заболеваниями для каждой медицинской организации исходя из текущего финансирования;
- доведение до сведения медицинских организаций в разрезе программ ОНЛП, РЛО о финансовой квоте, формах, сроках и условиях подготовки заявки.
Факт обращения истца в прокуратуру за защитой нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств, свидетельствует о нарушении прав последнего на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами и средствами диагностики заболевания бесплатно в объеме, определяемом врачом.
Министерство здравоохранения Забайкальского края, как главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Суд считает доказанным факт недостаточного финансирования со стороны Министерства для приобретения лекарственных препаратов региональным льготникам, в связи с чем, требование прокурора к Министерству здравоохранения, ГУЗ «Нерчинская Центральная районная больница», о возложении обязанности по организации ежемесячного обеспечения в течении материального истца жизненно необходимым лекарственным препаратом в 2022 году являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку заявка на лекарственное обеспечение пациентов, состоящих на учете с заболеванием «Сахарный диабет», в рамках региональной льготы на 2022 год направлена в Министерство здравоохранения Забайкальского края в ноябре 2021 года.
Таким образом, в настоящий момент, имеется возможность обеспечения истца требуемым лекарственным препаратом, доказательств обратного, суду не предоставлено.
В случае недостаточности денежных средств для дальнейшего обеспечения истца необходимым лекарственным препаратом, ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» полномочна направлять дополнительные заявки на финансирование, кроме того, недостаточность финансирования в обозначенной сфере должна обеспечиваться Министерством в рамках исполнения настоящего решения суда в установленном порядке, с учетом требований бюджетного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ДАП к ГУЗ «Нерчинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании обеспечения лекарственными средствами, удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2022 финансовый год организовать обеспечение ДАП лекарственными средствами с учетом рецепта для лечения сахарного диабета, средствами диагностики диабета.
Обязать ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» ежемесячно в течение 2022 года выписывать ДАП рецепты на лекарственные средства для лечения сахарного диабета, средства диагностики диабета в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями.
В удовлетворении требований об обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос, о правах и обязанностях, которых, был разрешен судом.
Апелляционная жалоба подается в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерчинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий, судья –
Решение изготовлено 01 марта 2022 года.