Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4355/2015 ~ М-3824/2015 от 19.05.2015

Дело Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2015 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,

при секретаре Сотниковой А.А.,

с участием представителя истца Баринова А.Ю., представителя ответчика Правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А., представителя ответчика Департамента финансов Новгородской области Юсуповой А.В., представителя третьего Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Новгородской области Шлюшенкова И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградова ФИО14 к Правительству Новгородской области, Департаменту финансов Новгородской области о взыскании задолженности по выплате пособия на содержание опекаемого и индексации задолженности,

у с т а н о в и л:

Виноградов Д.С. обратился в суд с иском к Департаменту финансов Новгородской области о взыскании задолженности по выплате пособия на содержание опекаемого и индексации задолженности. Из иска следует, что с 01.06.1995 года Администрацией г. Боровичи и Боровического района опекуну Виноградова Д.С. - Виноградовой Е.И. была назначена выплата опекунского пособия. Согласно распоряжению Администрации Боровического муниципального района от 18.12.2008 года № выплата пособия прекращена с 01.01.2009 года. Выплата денежных средств опекуну производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области в период с июня 1995 года по октябрь 2005 года на опекаемого Виноградова Д.С. должно было быть выплачено 279 072 руб. 33 коп. По запросу истца органы опеки предоставили сведения о выплатах опекунского пособия за период с 01.01.1999 года по 31.12.2001 год в сумме 28 045 руб. 86 коп. Задолженность за питание, обеспечение инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составляет 251 026 руб. 47 коп. Истцом произведена индексация задолженности в сумме 818 503 руб. 25 коп. В областном бюджете расходы на выплату опекунского пособия в обозначенный в иске период предусмотрены не были, обязательство по выплате пособия финансовым органом субъекта Российской Федерации не выполнялось.

На основании изложенного, Виноградов Д.С. просит взыскать с Департамента финансов Новгородской области задолженность по выплате пособия на содержание опекаемого в сумме 251 026 руб. 47 коп. и индексацию задолженности в сумме 818 503 руб. 25 коп.

Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Новгородской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Виноградова Е.И., Министерство финансов Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, Администрация Боровического муниципального района, Комитет образования и молодежной политики Администрация Боровического муниципального района, МКУ «Центр сопровождения муниципальных учреждений, подведомственных Комитету образования и молодежной политики Администрации Боровического муниципального района».

Истец Виноградова Д.С., третье лицо Виноградова Е.И., представители третьих лиц Департамента образования и молодежной политики Новгородской области, Администрации Боровического муниципального района, Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровического муниципального района, МКУ «Центр сопровождения муниципальных учреждений, подведомственных Комитету образования и молодежной политики Администрация Боровического муниципального района» в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца Баринов А.Ю. требования поддержал, пояснил, что отсутствие в органах опеки документов по выплатам опекунского пособия не может являться основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области социального обеспечения и лишения его права на возмещение задолженности и ее индексации.

Представитель ответчика Правительства Новгородской области Поморжанский-Авдеев А.А. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в бюджете Новгородской области пособия на детей, находящихся под опекой, относятся к защищенным расходам, подлежащим первоочередному финансированию.

Представитель ответчика Департамента финансов Новгородской области Юсупова А.В. возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в отзыве. Пояснила, что финансовые обязательства по выплате опекунского пособия в обозначенный в иске период исполнены Новгородской областью в полном объеме. Заявила ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Новгородской области Шлюшенков И.Г. полагал, что право требования выплаты опекунского пособия у истца отсутствует, доказательств наличия задолженности по выплате пособия не представлено.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование рассматриваемых вопросов, но с учетом требований федерального законодательства.

Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, определившим основные принципы, содержание, меры их социальной поддержки в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию которых производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов подлежал утверждению, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К одной из таких гарантий Федеральным законом отнесены выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря детям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти нормы распространены на детей, которые переданы под опеку (попечительство) в семьи граждан. Данным Постановлением именно на органы исполнительной власти субъектов РФ было возложено обеспечение учреждений для детей-сирот продуктами питания, одеждой и т.д. по установленным этим же Постановлением нормам (п.п. 1, 2) и не предусмотрено обязанности Российской Федерации финансировать указанные меры обеспечения.

На основании пункта 3 указанного Постановления Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - Положение).

Пунктом 1 данного Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 19.08.1999 года № 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 145-ФЗ от 31.07.1998 г.) совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, указанных в настоящей статье, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. выплаты опекунских пособий должны производиться органами опеки и попечительства. В силу ст. 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно п. 1 ст. 38 данного закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Виноградов ФИО14 (ранее - Быков ФИО16), родился ДД.ММ.ГГГГ года в г.<данные изъяты>.

На основании постановления главы Администрации г.Боровичи и Боровичского района от ДД.ММ.ГГГГ г. №ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего Быкова Е.Ю. назначена Виноградова Е.И. Этим же постановлением с 01.06.1995 года на опекаемого назначена выплата денежного пособия.

Решением Боровического городского суда Новгородской области от 02.12.2008 года по делу № установлено усыновление Виноградовой Е.И. несовершеннолетнего Быкова Е.Ю., изменены фамилия, имя, отчество усыновленного – на Виноградова Д.С.

Распоряжением Администрации Боровического муниципального района от 18.12.2008 года № Виноградова Е.И. с 13.12.2008 года освобождена от обязанностей опекуна, постановлено прекратить с 01.01.2009 года выплату пособия на опекаемого.

В ходе судебного разбирательства третье лицо Виноградова Е.И. пояснила, что в июне 1995 году ей было известно о назначении с 01.06.1995 г. пособия на опекаемого Виноградова Д.С. О выплатах опекунского пособия она не помнит, где и каким образом выплачивалось пособие пояснить не смогла, отчеты о расходовании денежных средств на содержание опекаемого не подписывала. С заявлениями об оспаривании решений (действий, бездействия), связанных с невыплатой (ненадлежащей выплатой) опекунского пособия, в какие-либо органы не обращалась.

Согласно письму Администрации Боровического муниципального района от 10.09.2015 года № выплата пособий опекунам производилась платежными ведомостями в кассе централизованной бухгалтерии отдела образования г.Боровичи и Боровического района. Информация о приостановлении выплаты пособия опекуну Виноградовой Е.И. на подопечного Быкова Е.Ю. в период с 1995 года по 2005 год в Комитете образования и молодежной политики Администрации Боровического муниципального района отсутствует. В распоряжении комитета имеются документы по выплате пособий за период с 2008 по 2014 годы.

В соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 г. № 558, личные дела получателей социальной помощи, социального пособия хранятся 5 лет после снятия получателя с учета, документы (копии отчетов, выписки из протоколов, заключения) о выплате пособий, пенсий, выплате по листкам нетрудоспособности, по социальному страхованию хранятся 5 лет.

В соответствии с письмом Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровического муниципального района от 29.01.2015 года № согласно действующих в период с 1992 года по 2004 год номенклатур дел, утвержденных отделом образования Администрации г. Боровичи и Боровического муниципального района, и согласованных с архивным управлением Новгородской области, срок хранения документов кассового и мемориального характера, расчетно-платежных ведомостей на выдачу пособий и других выплат составлял от 3 до 5 лет. Согласно актам о выделении к уничтожению документов, они отобраны и уничтожены. После ревизионных проверок споров и разногласий не было.

Гражданские правоотношения - это сфера частных интересов и правами, которые возникают в этой сфере, их обладатели, как правило, могут распоряжаться свободно (п. 1 ст. 9 ГК РФ). В силу действующей презумпции пользоваться своими правами участники гражданских правоотношений должны добросовестно и разумно, проявляя необходимую степень заботливости и осмотрительности, и не допускать злоупотребления правом (ст. ст. 401, 10 ГК РФ).

Бремя негативных последствий того, что правообладатель не смог надлежащим образом реализовать принадлежащее ему право в связи с длительным необращением в суд за его защитой, несет он сам.

С учетом обстоятельств дела, руководствуясь ст. 56, 60 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что доказательств, подтверждающих наличие задолженности по выплате опекунского пособия, истцом не представлено.

Доводы истца о том, что в период с 1995 года по 2005 год расходы по выплате детям-сиротам опекунского пособия не были заложены ни в один проект областного бюджета, суд находит несостоятельными.

Так, статьей 18 Областного закона Новгородской области от 09.01.1998 года №2-ОЗ «Об областном бюджете на 1998 год» утвержден перечень защищенных текущих расходов консолидированного бюджета области на 1998 год, подлежащих первоочередному финансированию в полном объеме, в том числе пособия на опекаемых детей.

Статьей 16 Областного закона Новгородской области от 14.01.1999 года №51-ОЗ «Об областном бюджете на 1999 год» утвержден перечень защищенных статей текущих расходов консолидированного бюджета области на 1999 год, подлежащих первоочередному финансированию в полном объеме, в том числе пособия на опекаемых детей.

Статьей 16 Областного закона Новгородской области от 31.12.1999 года №102-ОЗ «Об областном бюджете на 2000 год» утвержден перечень защищенных статей текущих расходов консолидированного бюджета области на 2000 год, подлежащих первоочередному финансированию в полном объеме, в том числе выплата средств на детей, находящихся под опекой.

Статьей 22 Областного закона Новгородской области от 29.12.2000 года №161-ОЗ «Об областном бюджете на 2001 год» утвержден перечень защищенных статей текущих расходов консолидированного бюджета области на 2001 год, подлежащих первоочередному финансированию в полном объеме, в том числе выплата средств на детей, находящихся под опекой (попечительством).

Статьей 23 Областного закона Новгородской области от 27.12.2001 года №12-ОЗ «Об областном бюджете на 2002 год» утвержден перечень защищенных статей текущих расходов областного бюджета на 2002 год, в том числе выплаты на детей, находящихся под опекой (попечительством).

Статьей 23 Областного закона Новгородской области от 19.12.2002 года №93-ОЗ «Об областном бюджете на 2003 год» утвержден перечень защищенных статей текущих расходов областного бюджета на 2003 год, в том числе выплаты на детей, находящихся под опекой (попечительством).

Статьей 27 Областного закона Новгородской области от 15.12.2003 года №224-ОЗ «Об областном бюджете на 2004 год» утвержден перечень защищенных статей текущих расходов областного бюджета на 2004 год, в том числе выплаты на детей, находящихся под опекой (попечительством).

Статьей 32 Областного закона Новгородской области от 27.12.2004 года №374-ОЗ «Об областном бюджете на 2005 год» утвержден перечень защищенных статей текущих расходов областного бюджета на 2005 год, в том числе выплаты на детей, находящихся под опекой (попечительством).

Начиная с 2001 года, областными законами Новгородской области были разработаны региональные нормативы бюджетного финансирования материального обеспечения учащихся, воспитанников с ежегодной индексацией.

Так, согласно приложению 3 раздела II Областного закона Новгородской области от 29.12.2000 года №161-ОЗ «Об областном бюджете на 2001 год» утверждены региональные нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений, состоящих на бюджете области, на 2001 год». В период с 2002 по 2005 годы утверждались региональные нормативы бюджетного финансирования с учетом индексации.

В соответствии с Областным законом Новгородской области от 11.01.2005 года №387-ОЗ «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» с 01.01.2005 года денежные средства опекунам (попечителям) предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и городского округа на выполнение отдельных государственных полномочий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязательство по финансированию статьей расходов, предусматривающих выплату опекунского пособия, исполнялось Новгородской областью надлежащим образом.

Истец свои исковые требования основывает на положениях ст. ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении убытков.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В ст. 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из положений названных норм права следует, что истец должен доказать факт незаконных, противоправных действий должностных лиц, в отношении истца и причинение ему вреда данными противоправными действиями.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение приведенных норм права истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав действиями или бездействием ответчиков, размер причиненного ему вреда виновными действиями ответчиков и причинную связь между нарушенным правом и возникшими убытками.

Кроме того, суд соглашается с доводами представителя Департамента финансов Новгородской области о пропуске истцом срока исковой давности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Виноградова ФИО14 к Правительству Новгородской области, Департаменту финансов Новгородской области о взыскании задолженности по выплате пособия на содержание опекаемого в размере 251 026 руб. 47 коп. и индексации задолженности в размере 818 503 руб. 25 коп. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.А. Галкина

Мотивированное решение составлено: 22 сентября 2015 года.

2-4355/2015 ~ М-3824/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Виноградов Денис Сергеевич
Ответчики
Правительство по Новгородской области
Департамент финансов Новгородской области
Другие
Комитет образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района
Министерство финансов РФ в лице УФК по Новгородской области
Межмуниципальное казенное учреждение «Центр сопровождения муниципальных учреждений, подведомственных комитету образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района»
Администрация Боровичского муниципального района
Департамент образования и молодежной политики Новгородской области
Виноградова Елена Ивановна
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Галкина Наталья Александровна
Дело на странице суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
19.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.06.2015Предварительное судебное заседание
20.08.2015Предварительное судебное заседание
17.09.2015Судебное заседание
22.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее