Дело № 2-1370/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза 24 августа 2017г.
Железнодорожный районный суд г.Пензы
В составе председательствующего судьи Горлановой М.А.,
При секретаре Курчонковой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда
Дело по иску Управления муниципального имущества администрации г. Пензы к ИП Апкаевой Р.Я., Смирновой И.А. о возврате земельного участка
У С Т А Н О В И Л :
Управление муниципального имущества администрации г. Пензы обратилось в суд с иском к ИП Апкаевой Р.Я., Смирновой И.А. о возврате земельного участка, указав, что Дата между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пензы (арендодатель), ИП Апкаевой Р.Я. (арендатор №1) и К. (арендатор №2) заключен договор аренды земельного участка № (Договор) площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по <адрес>», кадастровый №. Согласно условию, изложенному в п. 1.3 Договора, участок предоставлялся для реконструкции киоска под торговый павильон. Срок действия Договора не определен, в силу и. 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В соответствии с п. 4.1.1 Договора, Дата земельный участок был передан по акту приема-передачи арендатору. Дата арендодатель, арендатор № 2 и В. заключили договор уступки прав и обязанностей, согласно которому В. в полном объеме принял и обязанности арендатора № 2 по Договору. Дата арендодатель, арендатор № 2 и Смирнова И.А. (паспорт №.) заключили договор уступки прав и обязанностей, согласно которому Смирнова И.А. в полном объеме приняла и обязанности арендатора № 2 по Договору. Дата Управлением в адрес арендатора № 1 направило претензию №, на основании которой в одностороннем порядке отказалось от исполнения Договора, и считает его расторгнутым по истечении трех месяцев с даты уведомления последнего. Дата Управлением в адрес арендатора № 2 направило претензию №, на основании которой в одностороннем порядке отказалось от исполнения Договора, и считает его расторгнутым по истечении трех месяцев с даты уведомления последнего.
Вышеуказанной претензией предписывалось в течение 5 дней после указанной даты сдать земельный участок по акту приема-передачи представителю Управления муниципального имущества администрации города Пензы. По окончании срока действия договора арендатор не возвратил арендодателю арендованное имущество и продолжает пользоваться им при отсутствии к тому правовых оснований.
На основании изложенного, просило обязать ИП Апкаеву Р.Я. (ИНН №) и Смирнову И.А. возвратить Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы по акту приема – передачи имущество – земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по <адрес> кадастровый №, свободным от имущества.
В судебном заседании представитель истца – Управления муниципального имущества администрации г.Пензы – Юшанов М.И., действующий на основании доверенности исковые требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Апкаева Р.Я. и ее представитель Милов Н.А., допущенный к участию в деле на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на то, что схема размещения стационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления, которая подлежит официальному опубликованию. С Дата размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельного участка в силу, установленных ЗК РФ особенностей, а также при отсутствии разрешения уполномоченных органов, но при наличии схемы, утвержденной уполномоченным органом, то есть основанием для размещения нестационарного торгового объекта является наличие данного объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов. На территории города Пензы схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена Постановлением администрации г. Пензы от 9 апреля 2015 г. N 470. В данной Схеме в Приложении 1 под №46 (Железнодорожный район) находится ее объект. Таким образом, данный факт создает ей основания для законного размещения ее объекта. С учетом данного обстоятельства ею было подано заявление в администрацию о заключении договора размещения нестационарных торговых объектов, однако ей был дан отказ, который в настоящий момент ею обжалуется в Арбитражном суде Пензенской области. Просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Смирнова И.А. и ее представитель Кудряшова Л.А., допущенная к участию в деле на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ в судебном заседании иск не признали, поддержали позицию ответчика Апкаевой Р.Я. и в иске просили также отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В силу ч. 1 ст. 622 ГК РФ, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Как следует из положений п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Судом установлено, что Дата между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пензы (арендодатель), ИП Апкаевой Р.Я. (арендатор №1) и К. (арендатор №2) заключен договор аренды земельного участка № (Договор) площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по <адрес>», кадастровый №. (л.д.8-9).
Участок предоставлялся ответчику для реконструкции киоска под торговым павильоном. (п. 1.3 договора).
Согласно п.3.1 указанный договор заключен на неопределенный срок, с Дата и вступает в силу с момента его подписания.
В соответствии с п. 4.1.1 Договора, Дата земельный участок был передан по акту приема-передачи арендатору.
Дата арендодатель, арендатор № 2 и В. заключили договор уступки прав и обязанностей, согласно которому В. в полном объеме принял и обязанности арендатора № 2 по Договору. (л.д. 17).
Дата арендодатель, арендатор № 2 и Смирнова И.А. (паспорт №.) заключили договор уступки прав и обязанностей, согласно которому Смирнова И.А. в полном объеме приняла и обязанности арендатора № 2 по Договору. (л.д. 18).
Дата Управлением в адрес арендатора Смирновой И.А. направило претензию №, на основании которой в одностороннем порядке отказалось от исполнения Договора, и считает его расторгнутым по истечении трех месяцев с даты уведомления последнего. (л.д. 19, 20).
Претензия Смирновой И.А. получена Дата (л.д. 20).
Дата Управлением в адрес арендатора Апкаевой Р.Я. направило претензию №, на основании которой в одностороннем порядке отказалось от исполнения Договора, и считает его расторгнутым по истечении трех месяцев с даты уведомления последнего. (л.д. 21, 22).
Апкаевой Р.Я. данная претензия получена Дата. (л.д. 22).
Однако от ответчиков не последовало никаких заявлений и земельный участок до настоящего времени арендодателю не возвращен. В связи с чем, организация-истец обратилась в суд с иском о его возврате.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. ( ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 г. № 470, с учетом постановления администрации города Пензы от 09.09.2016 г. № 1533/1 утверждена Схема размещения несанкционированных торговых объектов на территории города Пензы, в которую включен и адрес несанкционированного торгового объекта: <адрес> кадастровый №.
Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 г. № 32 «Об утверждении порядка размещения несанкционированных торговых объектов на территории Пензенской области» утвержден порядок размещения несанкционированных торговых объектов на территории Пензенской области. Согласно п. 3 Порядка предоставления хозяйствующим субъектам права на размещение несанкционированных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения объектов несанкционированной торговли, осуществляется на основании договора на размещение объектов несанкционированной торговли, заключаемого по результатам аукциона.
Постановлением Администрации г. Пензы от 29.04.2016 г. № 654 утвержден порядок проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение несанкционированных торговых объектов на территории г.Пензы.
Как следует из материалов дела, Смирнова И.А. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о заключении договора размещения несанкционированного торгового объекта по указанному выше адресу.
Письмом № от Дата заместитель главы администрации г. Пензы разъяснил, что заключение договора на размещение несанкционированных торговых объектов на территории г. Пензы осуществляется в соответствии с п. 3 Порядка предоставления хозяйствующим субъектам права на размещение несанкционированных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения объектов несанкционированной торговли, на основании договора на размещение объектов несанкционированной торговли, заключаемого по результатам аукциона.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд руководствуясь статьями 450,452,610,622 ГК РФ, статьей 46 ЗК РФ, установив, что несмотря на расторжение арендодателем договора аренды на основании п.2 ст.610 ГК РФ, о чем арендаторы были надлежащим образом уведомлены, ответчики добровольно не освободили спорный земельный участок, приходит к выводу об удовлетворении требований Управления муниципальным имуществом администрации г. Пензы.
Принимая во внимание отсутствие иного порядка предоставления размещения нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения объектов нестационарной торговли, суд считает несостоятельными доводы ответчиков, о том, что истечение срока действия договора аренды спорного земельного участка, не может являться основанием для возложения на ответчиков обязанности по его возврату свободным от имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления муниципального имущества администрации <адрес> к ИП Апкаевой Р.Я., Смирновой И.А. о возврате земельного участка удовлетворить.
Обязать ИП Апкаеву Р.Я., (Дата рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по <адрес>, ИНН №) и Смирнову И.А., (Дата рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по <адрес>) возвратить Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы по акту приема – передачи имущество – земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по <адрес>, кадастровый №, свободным от имущества.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2017г.
Судья: Горланова М.А.