П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Самара 21 июля 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Лазарев Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-3379/2021 предусмотренном по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, дата г.р., уроженца адрес гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом об административном правонарушении №... от дата, составленным полицейским 4 роты полка ППСП УМВД России по адрес ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: дата в 15 часов 30 минут ФИО1 находился по адресу: адрес общественном месте, а именно: в здании Центрального Автовокзала без средств индивидуальной защиты (маски) в нарушении п. 2.5 постановления адрес от дата N 365 (от дата №...) "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории адрес", не выполнил п. «а, б» п. 3 правил поведения, утвержденных Постановлением правительства РФ от 02.04.2020г. №....
В судебное заседание должностное лицо не явилось, о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что у него имеется заболевание – врожденный порок сердца, о чем имеется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина №... Межрегионального клинико-диагностического центра. Физические нагрузки ему противопоказаны. Кроме того, в связи с заболеванием ему бывает трудно дышать в маске, при наличии стресса он начинает задыхаться и может упасть в обморок. дата он сдавал экзамен в университете – для него это был стресс. Затем он поехал на автовокзал, чтобы уехать к родителям в адрес Республики Татарстан, однако, билетов в кассе автовокзала не было. После этого, он позвонил своим родителям, чтобы они за ним приехали в адрес и увезли его домой в адрес. дата на автовокзале он снял маску, поскольку почувствовал себя плохо в маске, после чего к нему подошел сотрудник полиции и в последующем был составлен протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснил, что является отцом ФИО1 дата дата его сыну ФИО1 стало плохо, душно на автовокзале. Его сын позвонил ему, чтобы он приехал в адрес и забрал его домой. У его сына есть заболевание порок сердца, из-за чего сына не взяли в армию. Кроме того, его сын может упасть в обморок, в том числе, когда не хватает воздуха.
В судебном заседании свидетель ФИО4 пояснила, что у ее сына ФИО1 имеется заболевание порок сердца и любые нагрузки, стресс могут привести к летальному исходу. Кроме того, ее сын может упасть в обморок, в том числе, когда не хватает воздуха.
Изучив представленные материалы дела, выслушав ФИО1 и свидетелей, прихожу к следующим выводам.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением адрес от дата N 39 введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Согласно п. 2.5 Постановления адрес от дата N 365 "О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории адрес" обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, включая гигиенические) в случаях, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Как следует из п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 31 (ред. от дата) "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 1 статьей 20.6.1 КоАП РФ установлено, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Согласно протоколу об административном правонарушении №... от дата, следует, что дата в 15 часов 30 минут ФИО1 находился по адресу: адрес общественном месте, а именно: в здании Центрального Автовокзала без индивидуальной защиты (маски) в нарушении п. 2.5 постановления адрес от дата N 365 (от дата №...) "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории адрес", не выполнил п. «а, б» п. 3 правил поведения, утвержденных Постановлением правительства РФ от дата №....
Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина №... Межрегионального клинико-диагностического центра у ФИО1 имеется заболевание – врожденный порок сердца.
При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности и дел, связанных с оспариванием решений административных органов о привлечении к административной ответственности, возникает вопрос о применении статьи 2.7 КоАП РФ, раскрывающей понятие крайней необходимости.
Для квалификации состояния крайней необходимости суд должен располагать доказательствами наличия в совокупности всех условий, перечисленных в статье 2.7 КоАП РФ: реальность угрозы общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права; отсутствие возможности устранить опасность иным путем, кроме совершения правонарушения; причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При наличии указанных условий причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом крайней необходимостью, то есть не является административным правонарушением. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ действия лица в состоянии крайней необходимости являются обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Таким образом, при наличии у ФИО1 заболевания (врожденный порок сердца), показаний свидетелей, которые пояснили, что в стрессовой ситуации, а также при нехватке воздуха, ФИО1 может упасть в обморок, а также это может привести к летальному исходу, суд полагает, что ФИО1 действовал в состоянии крайней необходимости, сняв маску.
Поскольку вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не установлена, поскольку его действия происходили в состоянии крайней необходимости (при угрозе его здоровью), в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10, 20.6.1 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с действиями лица в состоянии крайней необходимости.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес.
Судья Р.Н. Лазарев