УИД: 51RS0№-69
Дело №
Решение в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Тищенко Г.Н.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району» к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району» обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам.
В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу постановлением Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следует из данного постановления, основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности явились установленные сотрудниками пограничного органа факты рыболовства ценных видов водных биологических ресурсов (далее - ВБР), добыча которых запрещена, а также наличие в местах добычи части ВБР, добыча которых в данном районе и в данный период времени запрещена.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что ущерб водным биологическим ресурсам причинен ответчиком. Сумма ущерба, причиненная водным биологическим ресурсам, определена в размере 3 721 312 рублей (259 экземпляров х 7 184 рубля) х 2 (100% таксы за каждый экземпляр краба камчатского). Поскольку вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении подтвержден факт причинения ущерба водным биологическим ресурсам, причиненный действиями ответчика вред подлежит возмещению в заявленном размере.
Просит взыскать с ответчика денежные средства в счет возмещения ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в размере 3 721 312 рублей в доход государства в лице ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району».
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, по доводам и основаниям изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала на отсутствие в материалах дела расчета ущерба, составленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, при этом несет и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Статьей 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования может устанавливаться такое ограничение рыболовства, как запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов.
В силу статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 9, 10, 10.1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под рыболовством понимается не только деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной продукции.
Промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной продукции.
Прибрежное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной продукции и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты РФ, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане могут осуществлять, как промышленное, так и прибрежное рыболовство.
Рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена. В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования может устанавливаться запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (часть 1 статьи 15, пункт 1 части 1 статьи 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
В силу статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того, что абзацем 6 статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Из материалов дела следует, что постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ физическое лицо – ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 191 174 рубля 43 копейки без конфискации орудия совершения административного правонарушения.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности явились установленные сотрудниками пограничного органа факты рыболовства ценных видов водных биологических ресурсов в части хранения и обработки водных биоресрусов, добыча (вылов) которых запрещена.
Так, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ПУ ФСБ России по западному арктическому району в <адрес> ФИО1 в кустарном цеху осуществил хранение и обработку частей водных биоресурсов (конечностей краба камчатского в варено-мороженном виде – 305 полупар и конечности краба камчатского в сыро-мороженном виде – 213 полупар) запрещенных к добыче (вылову), чем допустил нарушение ч.3 ст.10, ч.1 ст.15 Закона № 166-ФЗ, п. 14.2, 14.4.8, 14.5.5, 16.1, пп «б» п. 18. ст. 76 Правил рыболовства, а именно: осуществил рыболовство ценных видов водных биологических ресурсов в части хранения и обработки частей водных биоресрусов в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых запрещена; имел в местах добычи части водных биологических ресурсов, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена.
Вышеуказанные действия выявлены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лиц, осуществляющих незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Каких-либо документов, подтверждающих законность происхождения указанной продукции ответчиком не представлено.
Нежилое помещение по адресу: <адрес> обследовано в соответствии с п.8 ч.1 ст.6, 7,8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № 144-ФЗ, о чем составлен протокол обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе обследования обнаружены комплекты полупары краба камчатского в сыром виде в количестве 213 конечностей; комплекты полупары краба камчатского в вареном виде в количестве 103 конечностей; комплекты полупары краба камчатского в варено-мороженном виде в количестве 202 конечностей. Таким образом, в ходе обследования изъято 518 полупар конечностей краба камчатского, общим весом 498,41 кг., упакованные в 14 пенопластовых ящиков (в сыром виде), в 7 пенопластовых ящиков (в вареном виде), в 12 картонных коробок (в варено-мороженном виде). Указанные 518 полупар конечностей краба камчатского изъяты и переданы на ответственное хранение на склад Управления ФСБ по западному арктическому району.
Проведенным в период с 10:45 часов до 12:55 часов ДД.ММ.ГГГГ, осмотром предметов (документов) с участием специалиста-ихтиолога ФИО6, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 58 УПК РФ, проведенному с применением технических средств (фотоаппарат, компьютер, МФУ, весов напольных) установлено, что в осмотренных 21 пенопластовых ящиках и 12 картонных коробках находятся 518 секций конечностей краба камчатского общей массой без упаковки 498,41 кг. Для производства осмотренных 518 секций конечностей краба камчатского потребовалось не менее 259 особей краба камчатского.
Усмотрев в действиях ФИО1 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Согласно протоколу опроса специалиста ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ он имеет высшее образование по специальности «ихтиолог-рыбовод». ДД.ММ.ГГГГ был привлечен дознавателем в качестве специалиста при проведении осмотра (предметов) документов. Перед началом осмотра и дачи пояснений ему разъяснены права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК РФ. Для осмотра ему предоставлены 12 картонных коробок и 21 пенопластовых ящика, которые закрыты, опечатаны. В ходе осмотра содержимого установлено, что в 12 картонных коробках находится 202 комплекта конечностей краба камчатского в варено-мороженном виде (168,13 кг.), в 14 пенопластовых ящиках находятся 213 комплектов конечностей краба камчатского в сыро-мороженном виде (221,98 кг.), в 7 пенопластовых ящиках находятся 103 комплекта конечностей краба камчатского в варено-мороженном виде (108,3 кг.). Зная массу 305 варено-мороженых комплектов конечностей краба камчатского (276 кг 430 гр.) можно сделать вывод, что для получения указанной продукции потребовалось не менее 432 кг. 060 гр. водного биологического ресурса краба камчатского. Указанная масса получена путем применения коэффициента 1,563, установленного Едиными нормами выхода продуктов переработки водных биологических ресурсов, издательство ВНИРО, 2019 год. Зная массу 213 сыро-мороженых комплектов конечностей краба камчатского (221 кг 980 гр.) можно сделать вывод, что для получения указанной продукции потребовалось не менее 343 кг. 181 гр. водного биологического ресурса краба камчатского. Указанная масса получена путем применения коэффициента 1,546, установленного Едиными нормами выхода продуктов переработки водных биологических ресурсов, издательство ВНИРО, 2019 год. Для производства 518 компонентов конечностей краба камчатского необходимо не менее 259 особей камчатского краба.
Таким образом, вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении установлены факты допущенных ответчиком нарушений правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, выразившихся в хранении и обработке водных биологических ресурсов.
Из материалов дела об административном правонарушении № и вынесенного по нему постановления следует, что предметом административного правонарушения является не менее 259 экземпляров краба камчатского.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что неправомерными действиями ответчика причинен ущерб водным биологическим ресурсам, который подлежит возмещению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, из которых следует, что ущерб от незаконной добычи краба камчатского исчисляется в размере таксы за 1 экземпляр, независимо от размера и веса, в размере 7 184 рублей.
Примечанием к указанным таксам установлено, что при исчислении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенных для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", дополнительно к таксам, предусмотренным настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида).
На момент выявления административного правонарушения в Баренцевом море действовали Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 16.1 Правил рыболовства установлен запрет в течение года на добычу (вылов) краба камчатского в территориальном море РФ и внутренних морских водах РФ, а также на участке континентального шельфа РФ, ограниченного с севера широтой 68°40" с.ш., с юга, запада и востока - внешней границей территориального моря РФ.
Согласно пункту 18 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в Баренцевом море и районах Северного Ледовитого океана зоны Баренцева моря района Северо-Восточной Атлантики запрещается добыча краба камчатского - в период размножения и линьки с 1 января по 15 августа и с 16 декабря до 31 декабря.
Согласно пункту 14.5.5 Правил рыболовства гражданам при осуществлении рыболовства запрещается иметь на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.
В соответствии с п.п. 14.2, 14.4.8, 16.1, Правил рыболовства, установлен запрет на вылов краба камчатского, в случае добычи (вылова) запрещенных видов ВБР они должны быть с наименьшими повреждениями выпускаться в естественную среду обитания.
Согласно Перечню особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № краб камчатский отнесен к ценным видам водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
Местом обитания краба камчатского является акватория южной части Баренцева моря, включая его прибрежные воды со всеми многочисленными губами и заливами побережья Кольского полуострова, что подтверждается информацией Полярного филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ПИНРО» им. ФИО7).
Согласно представленному истцом расчету размер ущерба составляет 3 721 312 рублей (259 экземпляров х 7 184 рубля) х 2 (100% таксы за каждый экземпляр краба камчатского).
Указанный расчет составлен в соответствии с действовавшими на момент совершения административного правонарушения таксами для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым такса за один экземпляр краба камчатского, независимо от размера и веса, составляет 7184 рубля.
Произведенный истцом расчет является арифметически верным, обоснованным, в связи с чем принимается судом для определения размера ущерба, подлежащего возмещению ответчиком.
Доводы ответчика о неверном определении истцом размера ущерба и неприменении Методики, утвержденной Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам", суд считает не состоятельными.
Так, согласно п. 9.1 Методики расчет размера вреда от гибели рыб, промысловых беспозвоночных, других водных биоресурсов, за исключением водных млекопитающих и растений, выполняется по формуле: где: - размер вреда от гибели рыб, промысловых беспозвоночных, других водных биоресурсов, за исключением водных млекопитающих и растений, рублей; - показатель суммирования результатов расчетов по видам погибших рыб, промысловых беспозвоночных, других водных биоресурсов, за исключением водных млекопитающих и растений; - количество погибших рыб, промысловых беспозвоночных, других водных биоресурсов, которое определяется прямым подсчетом; - размер таксы для исчисления размера ущерба водным биоресурсам, рублей.
Исходя из указанной формулы расчета вреда, с учетом дополнительной 100% таксы, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, размер ущерба от гибели 259 экземпляров краба камчатского составляет 3 721 312 рублей (259 экземпляров х 7 184 рубля) х 2 (100% таксы за каждый экземпляр краба камчатского).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 (1) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», в случае совершения административного правонарушения во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море взысканные суммы имущественного ущерба подлежат зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 26 806 рублей 56 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району» к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета Российской Федерации в лице федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району» в счет возмещения ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, денежные средства в размере 3 721 312 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 26 806 рублей 56 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, через Ленинский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Г.Н. Тищенко