Дело №2а-256/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июня 2016 года пгт Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пряжинского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пряжинского национального муниципального района об оспаривании нормативного правого акта,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пряжинского района Республики Карелия обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пряжинского национального муниципального района об оспаривании нормативного правого акта, по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки установлено, что постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района РК № 696 от 29.05.2015 г. утвержден Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района, и членов их семей (далее – Порядок), который не соответствует, требованиям Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Закона РФ№ 4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 09.02.2012, в Определении ВС РФ №60-В10-4 от 11.03.2011, в Обзоре ВС РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 26.02.2014 г. Так, пунктом 5 Порядка, утвержденного постановлением администрации района, размер гарантированной компенсации ограничен и составляет не более 8 000 рублей на работника и каждого члена его семьи старше 10 лет, а также не более 4 000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи работника в возрасте до 10 лет, что нарушает право работников и членов их семей на отдых, исключает возможность осуществления гражданами гарантированных государством прав в равной степени, посягает на права несовершеннолетних и противоречит государственной политике. На основании изложенного, прокурор просит признать положение пункта 5 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района, и членов их семей, утвержденного Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района РК № 696 от 29.05.2015 г., в части установления предельного размера компенсации, равного 8 000 рублей на работника и каждого члена его семьи старше 10 лет, а также не более 4 000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи работника в возрасте до 10 лет, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Словецкий Б.А. административный иск поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представитель административного ответчика – Гомза В.О., действующий на основании доверенности, заявленные требования полагал необоснованными, а принятый органом местного самоуправления нормативный правовой акт в полном объеме соответствующим требованиям законодательства.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пряжинский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2226 «Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям».
Согласно статье 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).
На основании абзаца первого статьи 325 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 02 апреля 2014 года №50-ФЗ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Согласно абзацу восьмому статьи 325 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 02 апреля 2014 года №50-ФЗ) размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Как установлено в судебном заседании, Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района (далее – Администрация) № 696 (далее – постановление №696) от 28 мая 2015 года «Об утверждении Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района, и членов их семей» утвержден указанный Порядок. Согласно пункту 5 Порядка максимальный размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно установлен в размере 8 000 (восьми тысяч) рублей на работника и каждого члена семьи работника старше 10 лет, не более 4 000 (четырех тысяч) рублей на несовершеннолетнего члена семьи работника в возрасте до 10 лет. Порядок был опубликован в районной газете «Наша жизнь» № 21 от 04 июня 2015 года и действует с момента публикации.
Прокурор, полагая, что указанным нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются права работников и членов их семей на отдых, что исключает возможность осуществления гражданами гарантированных государством прав в равной степени, посягает на права несовершеннолетних и противоречит государственной политике, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта в части противоречащим закону в порядке, установленном главой 21КАС РФ.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2012 года №2-П нормативное положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.
Из изложенного следует, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.
Установленное оспариваемым постановлением ограничение размера компенсации таких расходов суммой в 8 000 (восьми тысяч) рублей на работника и каждого члена семьи работника старше 10 лет, и не более 4 000 (четырех тысяч) рублей на несовершеннолетнего члена семьи работника в возрасте до 10 лет, не соответствует назначению данной компенсации, размер и объемы которой неоправданно занижены, максимально не способствует обеспечению выезда лицам, работающим в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района и членов их семей за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны, противоречит целям главы 50 ТК РФ, влечет невозможность использования ее по назначению и препятствует реализации предусмотренной федеральным законом гарантии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором пункт 5 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района, и членов их семей утвержденный постановлением органа местного самоуправления, в части установления предельного размера компенсации, равного 8 000 рублей на работника и каждого члена его семьи старше 10 лет, а также не более 4 000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи работника в возрасте до 10 лет, противоречит требованиям противоречит действующему законодательству и нарушает права лиц, работающих в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района и членов их семей. В связи с изложенным, административное исковое заявление прокурора Пряжинского национального муниципального района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пряжинского национального муниципального района о признании положений пункта 5 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района, и членов их семей, утвержденного Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района РК № 696 от 29.05.2015 г., в части установления предельного размера компенсации, равного 8 000 рублей на работника и каждого члена его семьи старше 10 лет, а также не более 4 000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи работника в возрасте до 10 лет, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу является законным и подлежащим удовлетворению.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления Пряжинского района – газете «Наша жизнь».
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать пункт 5 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления, финансируемых из бюджета Пряжинского национального муниципального района, и членов их семей, утвержденного Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района РК № 696 от 29.05.2015 г., в части установления предельного размера компенсации, равного 8000 рублей на работника и каждого члена его семьи старше 10 лет, а также 4000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи работника в возрасте до 10 лет, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления Пряжинского района - газете «Наша жизнь».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
В соответствии со ст. 177 КАСРФ мотивированное решение составлено: 22.06.2016 г.