Дело № 2-619
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2012 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой И.М.,
с участием прокурора Павловой Л.П.,
при секретаре Никитиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Питкярантского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ляскельского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что в ходе проверки прокуратурой Питкярантского района соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами на территории Ляскельского сельского поселения в 4 км. от д. Хийденсельга в лесном массиве на отворотке к озеру Бомбино, примыкающей к автодороге из д. Хийденсельга к развилке на автодорогу Питкяранта-Сортавала (в 3-х км. от дороги), в квартале 227 выделах 8 и 3 Ляскельского участкового лесничества организованы две несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора высотой от 0,5 метра до 1 метра на площади около 0,1 га и 0,03 га.
Размещение вышеуказанных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Несанкционированные свалки отходов находятся на границах Ляскельского сельского поселения, земельный участок не предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам.
Прокурор Питкярантского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать администрацию Ляскельского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в квартале 227 выделах 8 и 2 Ляскельского участкового лесничества на площади 0,1 га и 0,03 га.
В судебном заседании помощник прокурора Питкярантского района Павлова Л.П. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила обязать ответчика в срок до 01.12.2012 года ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в квартале 227 выделах 8 и 2 Ляскельского участкового лесничества на площади 0,1 га и 0,03 га.
Представитель ответчика - представитель администрации Ляскельского сельского поселения Заречная Н.В. (глава Ляскельского сельского поселения) заявленные требования признала, пояснила, что на территории Ляскельского сельского поселения имеются несанкционированные свалки, на которые местные жители вывозят мусор. Осмотр 227 квартала Ляскельского участкового лесничества проводился в сентябре 2012 года. В настоящее время свалки, указанные в акте осмотра, администрацией сельского поселения не ликвидированы.
Представитель третьего лица - представитель ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество» Кяргиева И.С., действует на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснила, что 21.09.20112 года лесничим Ляскельского участкового лесничества совместно с представителем администрации Ляскельского сельского поселения Соснюк Н.С. проведено патрулирование в 227 квартале Ляскельского участкового лесничества, в ходе которого в выделах 3 и 8 были обнаружены несанкционированные свалки бытового мусора. На 10.10.2012 года указанные свалки администрацией Ляскельского сельского поселения не ликвидированы.
Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе патрулирования лесных участков с целью проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами выявлено, что на территории Ляскельского сельского поселения в 4 километрах от д. Хийденсельга Питкярантского района Республики Карелия в лесном массиве на отворотке к озеру Бомбино, примыкающей к автодороге из д. Хийденсельга к развилке на автодорогу Питкяранта-Сортавала (в 3-х км. от дороги), в квартале 227, выделах 8 и 3 Ляскельского участкового лесничества, организованы две несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора высотой от 0,5 метра до 1 метра на площади около 0,1 га и 0,03 га.
Данный факт подтвержден актами осмотра от 21.07.2012 года, от 21.09.2012 года № 3Л, составленными комиссией в составе участкового Ляскельского участкового лесничества, представителем администрации Ляскельского сельского поселения, госинспектора по охране леса, из которых следует, что в квартале 227 Ляскельского участкового лесничества за землях Ляскельского сельского поселения расположена несанкционированная свалка бытовых отходов (бытовые отходы, бытовая техника, стройматериалы), подъезд к свалке проходит через 3 и 8 выделы.
Из материалов дела усматривается, что территория 8 и 3 выделов 227 квартала Ляскельского участкового лесничества входит в границы Ляскельского сельского поселения, не арендована, граничит с Ладожским озером. Данные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из материалов лесоустройства Ляскельского участкового лесничества.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридически и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В статье 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) указано, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Таким образом, ответственность по ликвидации несанкционированной свалки на территории поселения лежит именно на администрации Ляскельского сельского поселения, являющейся исполнительно-распорядительным органом поселения.
В судебном заседании установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории Ляскельского сельского поселения осуществляется ненадлежащим образом.
Из служебной записки лесничего Ляскельского участкового лесничества Губановой Н.В. следует, что на 10.10.2012 года несанкционированные свалки бытового мусора, расположенные в квартале 227 выделах 3 и 8, не убраны. Данные обстоятельства не отрицаются представителем ответчика.
Проанализировав законодательство и установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что наличие несанкционированных свалок в непосредственной близости от берега Ладожского озера, может повлечь загрязнение природной среды, что нарушает законные права и интересы населения, в связи с чем суд полагает необходимым возложить на администрацию Ляскельского сельского поселения в срок до 01 декабря 2012 года обязанность по ликвидации несанкционированных свалок в выделах 3 и 8 227 квартала Ляскельского участкового лесничества на площади 0,1 га и 0,03 га.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ « «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Ляскельского сельского поселения в срок до 01 декабря 2012г. ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в квартале 227 выделах 8 и 2 Ляскельского участкового лесничества на площади 0,1 га и 0,03 га.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.М.Прокофьева
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 12 октября 2012 года.
Судья И.М.Прокофьева