№ 2-862/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Н.Ю.,
с участием помощника Свободненского городского прокурора Пряхиной И.О.,
представителя ответчика администрации г.Свободного Грищенковой Н.Ю., действующей на основании доверенности -- от --, представителя ответчика Управления по использованию муниципального имущества и землепользования администрации г.Свободного Зубченко М.В., действующего на основании доверенности от --, представителя третьего лица ООО «АКВА ДВ» Юрченко С.В., действующей на основании доверенности -- от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного Амурской области к администрации г.Свободного, Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного об обязании устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «город Свободный»,
у с т а н о в и л:
Свободненский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного Амурской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Свободного об обязании устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «город Свободный».
Определением суда от -- привлечено к участию в деле в качестве соответчика-Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного.
Определением суда от -- привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,- ООО «Аква ДВ».
Свои требования истец мотивировал тем, что Свободненской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры области от -- -- проведена проверка по факту нарушения бесперебойного режима предоставления коммунальных услуг населению г. Свободного. Установлено, что между Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного и ООО Аква ДВ без проведения конкурсных процедур заключен договор аренды недвижимого имущества -- от --, в соответствии с которым Обществу во временное возмездное владение и пользование предоставлены объекты водоснабжения и водоотведения. Срок действия договора с -- по --. Объекты водоснабжения и водоотведения переданы Обществу по акту приема-передачи от --, являющемуся приложением -- к Договору аренды. Срок договора аренды истек --. Новые договоры аренды не заключены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проводился. Установлено, что муниципальному образованию «город Свободный» принадлежат: сети водоснабжения, водоотведения, очистные сооружения и иные объекты водоснабжения. Названные объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности муниципального образования г. Свободный, введены в эксплуатацию свыше 5 лет. Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности; а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур. Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного конкурс на право заключения концессионного соглашения не заключался, сети предоставлены в нарушении требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». С учетом того, что нарушенные права граждан - жителей г. Свободного на благоприятные условия проживания, в силу своего характера в будущем не могут быть восстановлены, а также с учетом имеющейся реальной угрозы срыва подготовки к осенне-зимнему периоду 2018-2019 гг. необходимо обратить решение суда к немедленному исполнению. Невыполнение исполнительным органом муниципального образования возложенных на него обязанностей по организации водоснабжения населения в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами водоснабжения, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку способно привести к нарушению бесперебойного и качественного водоснабжения, как необходимого условия жизнедеятельности населения. Просит обязать администрацию города Свободного устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «город Свободный». Обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник Свободненского городского прокурора Пряхина И.О. поддержала заявленные требования на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.Свободного Грищенкова Н.Ю., действующая на основании доверенности -- от -- в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель соответчика Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободного Зубченко М.В., действующий на основании доверенности от -- в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ООО «АКВА ДВ» Юрченко С.В., действующая на основании доверенности -- от --, в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В пункте 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.41.1 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем находящимися в государственной или муниципальной собственности осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за та исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного федерального закона.
Часть 3 ст. 41.1 вышеуказанного закона гласит, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При таких обстоятельствах, если объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае только концессионное соглашение.
Согласно ч.6 ст. 41.1 данного Федерального закона договор аренды систем и (или) объектов, указанных в ч. 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 135 ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов; органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение определенных целей в числе которых охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или водоотведение, обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения: обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о водоснабжении Свободненским городским прокурором было установлено, что между Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного и ООО Аква ДВ без проведения конкурсных процедур заключен договор аренды недвижимого имущества -- от --, по которому во временное возмездное владение и пользование предоставлены объекты водоснабжения и водоотведения. Срок действия договора с -- по --. Объекты водоснабжения и водоотведения переданы по акту приема-передачи от --, являющемуся приложением -- к договору аренды. Срок договора аренды истек --. Новые договоры аренды не заключены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проводился.
Муниципальному образованию «город Свободный» принадлежат на праве собственности сети водоснабжения, водоотведения, очистные сооружения и иные объекты водоснабжения. Объекты водоснабжения и водоотведения, введены в эксплуатацию свыше 5 лет.
В судебное заседание ответчиком УИМИЗ представлен договор аренды недвижимого имущества -- от -- между Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного и ООО Аква ДВ, заключенный также без проведения конкурсных процедур, по которому во временное возмездное владение и пользование предоставлены объекты водоснабжения и водоотведения. Срок действия договора с -- по --.
Проанализировав, вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного конкурс на право заключения концессионного соглашения не заключался, объекты водоснабжения и водоотведения предоставлены в нарушении требований Федерального закона от -- № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем возлагает обязанность на администрацию города Свободного устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «город Свободный».
Согласно ст.211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трёх месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в содержащийся в ст. 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного Амурской области к администрации г.Свободного, Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного об обязании устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «город Свободный» удовлетворить.
Обязать администрацию города Свободного устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в
собственности муниципального образования «город Свободный».
В части обращения решения суда к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 21 июня 2018 года.
Председательствующий судья: О.С.Соколинская
№ 2-862/2018 г.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Н.Ю.,
с участием помощника Свободненского городского прокурора Пряхиной И.О.,
представителя ответчика администрации г.Свободного Грищенковой Н.Ю., действующей на основании доверенности -- от --, представителя ответчика Управления по использованию муниципального имущества и землепользования администрации г.Свободного Зубченко М.В., действующего на основании доверенности от --, представителя третьего лица ООО «АКВА ДВ» Юрченко С.В., действующей на основании доверенности -- от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного Амурской области к администрации г.Свободного, Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного об обязании устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «город Свободный»,
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей города Свободного Амурской области к администрации г.Свободного, Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного об обязании устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «город Свободный» удовлетворить.
Обязать администрацию города Свободного устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в
собственности муниципального образования «город Свободный».
В части обращения решения суда к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 21 июня 2018 года.
Судья Свободненского городского суда Соколинская О.С.